Уровни развития толерантности у детей седьмого года жизни




Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Высокий уровень умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности: -знание своих достоинств и недостатков, -критичность к себе, -способность сопереживания, -способность к рефлексии, -легкая адаптация в коллективе детей, - способность взять на себя ответственность за происходящее, отсутствие предрассудков, -стремление к личной независимости, -обладание чувством юмора, - высокая социальная активность (дифференцированная иинтегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).   Средний уровень и неустойчивость умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности, средним уровнем сформированности таких нравственных и этических социальных качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).   Недостаточность и неустойчивость умения ребенка проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности. В этом случае можно говорить о присущих ребенку качествах интолерантной личности, а именно: - ребенок замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; - у ребенка гипертрофированная самооценка; -во всех проблемах ребенок чаще обвиняет окружающих, -ябедничает; -способность ребенка к эмпатии практически не выражена, -агрессивность к утешению другого ребенка; - тяжелая адаптация в коллективе детей, -застенчивость, -замкнутость; -стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; - большая потребность в похвале, хвастовство, -ревность к успехам других детей; - повышенная обидчивость на дразнилки. (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла

.

Формы контроля и методы оценки и диагностик:

Диагностика проводится три раза в год. Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольника. Формы оценки: устный опрос, собеседование с детьми и родителями, наблюдения педагога. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоение программы »Я и мир вокруг» и выявления уровня толерантности у детей. Формы оценки: текущие тестовые задания, наблюдения, собеседование. Формы оценки итогового контроля: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование детей и родителей, выставки, оформление альбомов и т.д.

Используя перечисленные показатели, можно в условиях детского сада оценить, каким образом происходит усвоение содержания программы, выявить те сферы, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулся уровень толерантности за тот или иной период пребывания в детском саду.

Как уже было отмечено, наиболее адекватным методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду: режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, развлекательной) и свободной игры. Во всех перечисленных ситуациях имеет место, как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций.

Диагностика уровня толерантности включает различные методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями. Суть диагностики состоит в проведении специализированных игровых тестов, призванных различить грани толерантного сознания и оценить уровень толерантности детей, таких как:

· игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор);

· игровая диагностическая методика М.И.Лисиной, позволяющая выявить уровень развития коммуникативной деятельности дошкольников;

· игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский), позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе,

· наблюдение,

· контрольный опрос.

Содержательная часть

Структура программы

Структура программы построена в соответствии с видами деятельности и состоит из 4 циклов:

· Первый цикл «Школа толерантного взаимодействия » - специально организованные занятия.

· Второй цикл «Родник дружбы» - игровая, художественная деятельность, общение. Цель: освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

· Третий цикл «Веселый марафон» культурно – досуговая деятельность.

Цель: знакомство детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

· Четвёртый цикл «Волшебный калейдоскоп»- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

Отбор материала по циклам произведён с учетом возрастных особенностей детей. Все циклы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.

Цикл «Школа толерантного взаимодействия», включает в себя шесть блоков.

Объём учебной нагрузки цикла «Школа толерантного взаимодействия» составляет 40 занятий в год. пять специально организованных занятий в месяц.

Первый блок «Моя семья » -

Цель: осознание родственных связей и отношений в семье; игровое освоение традиций общения в семье; знакомство с основами генеалогии.

Второй блок «Я и другие »

Цель: осознание себя как личности и своего места в окружающем мире, формирование поло-ролевой идентификации, осознание назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины, воспитание в детях мужества и смелости (в мальчиках – желание подражать богатырям)умения дружить и помогать друг другу в сложных ситуа­циях.

Третий блок «Мой город, моя страна ».

Цель: обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.

Четвёртый блок «Планета людей

Цель данного цикла – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Пятый блок «Дружат дети на планете »

Цель: сформировать некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени. Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: