1.1. Социально-философские предпосылки становления теории конфликта
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт – постоянный спутник человека. По сути дела это один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора – важно выиграть его. Но спор – цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения – это уже гораздо больше напоминает животное «стая на стаю». И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот по сути, чисто биологический механизм. Логично поэтому заменить предположение о том, что конфликт – постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт – постоянный спутник всего живого на земле.
Конфликты с незапамятных времён притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса»; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.
Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества.
Первый вопрос, который стоит перед нами: какова природа конфликта?
1. Неудовлетворение потребностей человека (материальных, социальных и духовных).
2. Как реакция на какие либо препятствия (в трудовой деятельности; достижении личных целей).
3. Как реакция на не соответствующее принятым нормам поведения.
4. Личные недоразумения, возникающие из-за индивидуальных особенностей членов группы.
5. Несправедливость в распределении имущества и почестей.
Конфликты в основном рассматривались как психологическое явление.
Но на определенном этапе обсуждений подходов к конфликту социальная психология вплотную сомкнулась с социологией. Выделяется направление анализа организационных конфликтов. Роль конфликта перестает рассматриваться как однозначно деструктивная.
Уже в 1942 г. Маргарет Фоллет достаточно резко замечает: «Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта не избежать, его надо использовать». И дальше – новая стратегия конфликтного поведения: «Интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон при этом ничего не жертвует. Именно интеграция открывает принципиально новые возможности конфликта. В основе интеграции – ясное и открытое выявление всех различий, вычленение наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д.»
Можно считать, что с этого момента конфликтология сделала серьезный шаг в своем развитии, не просто поставив под сомнение однозначно деструктивную функцию конфликта, но прямо указав на его позитивную роль и положительные следствия.
Интересно отметить, что наиболее позитивно относятся к конфликту социальные психологи, работающие над проблемами организаций.
В американской конфликтологии популярным становится следующий сценарий:
1. В конфликте должен быть выигравший и проигравший (победитель и побежденный).
2. Я не должен проиграть.
3. Значит, проиграть должен ты.
4. Но проигравшие могут причинить неприятность и представляют собой угрозу. Следовательно, если ты выражаешь недовольство своим проигрышем, ты есть зло.
1.2. Становление конфликтологии как науки
Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина сложилась к середине ХХ в., благодаря интеллектуальным усилиям Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Левина, Р. Дарендорфа и др. Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х гг. готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается ряд специализированных журналов.
Одной из первых работ по теории конфликта стала работа немецкого философа и социолога Г.Зиммеля (1858 - 1918) «Социология конфликта». Степень интереса к исследованию конфликта значительно менялась – от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX – начале ХХ в. (Г.Зиммель) до минимального внимания к нему со стороны социальных аналитиков, с одной стороны, и попыткой создания в настоящее время специальной дисциплины о конфликтах – конфликтологии, с другой.
Снизившийся в 20-е гг. ХХ в. интерес к проблеме конфликта снова возрос с 40-х гг. Попытку возрождения теории конфликтов связывают с именем Т.Парсонса. Наибольшую известность получили концепция позитивно-функционального кофликта Л.Козера, конфликтная модель общества Р.Дарендорфа, общая теория конфликта К.Боулдинга.
Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-е годы ХХ в. недрах политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг социальных интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные и затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использовать общенаучные принципы их изучения.
Принцип развития требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых кболее сложным.
Принцип всеобщей связи ориентирует на то, что, изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а необходимо стремиться исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.
Принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов и парных категорий диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.
Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.
Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому.
Парные категории диалектики, такие как материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие, позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.
Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания. Нарушение оптимального соотношения логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики приводит к снижению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.
Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Необходимо рассматривать конфликты как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня.
Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.
Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.
С 70-х годов XX века конфликтология стала развиваться как междисциплинарная наука. Конфликтология пытается синтезировать знания таких наук как: социология, политология, правовые дисциплины, экономика, этнография, история, психология и др.
Со временная конфликтология содержит два раздела:
- теорию конфликта,
- практические технологии управления развитием конфликта.
Вклад, внесенный перечисленными дисциплинами в современную конфликтологию, различен. Социологи разработали теорию и методологию конфликтологии. Психологи традиционно изучали теорию межличностных и личностных конфликтов, применяли психотренинги, политико-правовые дисциплины исследовали в основном международные конфликты, этнополитические столкновения.
В нашей стране конфликтологическое знание развивалось достаточно трудно. В советское время господствовала «теория бесконфликтности» социалистического общества. Конфликты признавались лишь на межличностном и внутриорганизационном уровнях.
Развитие конфликтологии было начато фактически лишь в конце 80-х гг. Российские конфликтологи пытаются синтезировать опыт Запада и специфику России. Отечественной конфликтологии как сформировавшейся науки пока нет. Она представлена в рамках таких отраслей знаний, как военная наука, искусствоведение, история, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Появившиеся в последние годы исследовательские центры, введение в вузах дисциплины «Конфликтология», издание книг и учебных пособий свидетельствуют, что конфликтология находится на этапе становления. Современная российская конфликтология связана с общемировым развитием данной науки. Поэтому на се состояние в некоторой степени влияют тенденции мировой конфликтологии.
Конец 80-х – начало 90-х годов. В эти годы появляется новое направление в изучении социальных конфликтов, получившее название теории разрешения (conflict resolution). Сегодня наибольший интерес у специалистов вызывают методы предотвращения и аналитического разрешения конфликтных ситуаций. Ставится задача перейти к созданию теории и «техники» разрешения конфликтов всех типов. Предотвращение конфликта, управление им и его разрешение в концептуальном отношении представляют собой «адисциплинарную сферу исследований», которая «не признает никакого разграничения знаний».
Объектом конфликтологии является конфликт как социальное явление.
Предметом конфликтологии является исследование закономерностей возникновения, функционирования, развития, управления и разрешения социальных конфликтов.
1.3. Исследовательские методы науки о конфликте
С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. – путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность методов иногда называют методологией, под которой понимаются учение о методах познания, системапринципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения знания.
Объект, теория и метод любой науки тесно связаны между собой. Метод науки как бы «возвращает» нас к ее объекту, углубляет его понимание. Методология базируется на уже полученных так или иначе результатах исследования некоторой сферы реальности и потому зависит от принятых исходных мировоззренческих установок.
В современной конфликтологии выработана универсальная понятийная система описания конфликта, которая включает 11 основных понятийно-категориальных групп: сущность конфликта; типология; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предотвращение; завершение конфликта; исследование и диагностика.
Основными этапами изучения конфликтов является:
- составление программы;
- определение конкретного объекта изучения (выборки);
- разработка методик анализа;
- пилотажное исследование;
- доработка программы и методики;
- сбор первичной конфликтологической информации;
- качественная и количественная обработка собранных данных;
- анализ и объяснение полученных результатов;
- обоснование и формулирование выводов, практических рекомендаций.
Методология конфликтологии включает в себя определенную совокупность методов сбора и анализа информации.
К методам сбора информации в конфликтологии относятся:
1. Наблюдение – прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место. Различают включенное и не включенное наблюдение.
2. Изучение документов — исследование информации о конфликтах, фиксированной в рукописном или печатном тексте, на компьютерной дискете, кинопленке и т. п. Как правило, изучаются материалы СМИ.
3. Опрос — сбор информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Различают анкетирование и интервьюирование.
Методы анализа данных в конфликтологии обычно сводятся к следующим:
1. Статистический анализ — выявление математических закономерностей.
2. Системный анализ — выявление взаимосвязей конфликтных элементов.
3. Исторический анализ — хронологическое рассмотрение конфликтов.
4. Компаративный анализ, построенный на сравнении конфликтных ситуаций.
5. Социометрический анализ — выявление напряженных, конфликтных взаимоотношений в малой группе.
Вышеобозначенныс методы сбора и анализа информации используются конфликтологами для исследования организаций, малых групп, межличностных отношений. Внутриличностные, личностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода. К ним относят прежде всего разнообразные тесты, которые пытаются выявить такое интегральное свойство личности как конфликтность, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Существуют и общепризнанные тесты для определения стилей поведения индивида в конфликтной ситуации (например, тест К.Томаса). Конфликтологи пытаются заимствовать некоторые методики практической психологии и психотерапии, основанные на использовании индивидуальных бесед, осуществляемых с помощью различных техник.
В современной конфликтологии традиционно большое значение придается качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы:
1. Методика case-study (исследования случая) — изучение единичного конкретного конфликта, и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов.
2. Экспертный опрос – опрос компетентной группы лиц.
3. Очень часто применяется и метод изучения фокус-групп, скажем, собранных воедино представителей различных социальных групп общества (20-25 человек).
Таким образом, конфликтологическая методология представляет собой сложную систему методов. Современная мировая конфликтология развивается по пути адисциплинарности, это способствует созданию оригинальных методик специфических для науки о конфликте. Для отечественной конфликтологии наиболее важным на настоящем этапе является междисциплинарный синтез в методологической сфере.