Общие нормы, устанавливающие порядок допуска организаций к проведению работ с информацией, составляющих государственную тайну, содержатся в статье 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне":
1. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
2. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
3. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:
§ выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
§ наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
§ наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются [2]:
1) В сфере допуска предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, – Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).
2) В области лицензирования на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации – Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, Федеральная служба безопасности.
3) В области лицензирования на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны – Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки РФ.
4) В сфере допуска предприятий к проведению работ, связанных с использованием конфиденциальной тайны – органы, аккредитованные ФСТЭК России.
Согласно статье 17 закона РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” при работе с конфиденциальной информацией лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
§ деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств защиты информации;
§ деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств защиты информации;
§ предоставление услуг в области шифрования информации;
§ деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее пяти лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия.
Система лицензирования построена на следующих основных принципах:
1. Лицензирование в области защиты информации является обязательным.
2. Деятельность в области защиты информации физических и юридических лиц, не прошедших лицензирование, запрещена.
3. Лицензии на право деятельности в области защиты информации выдаются только юридическим лицам независимо от организационно – правовой формы, т.к. физические лица не в состоянии удовлетворить установленным требованиям.
4. Лицензии выдаются только предприятиям, зарегистрированным на территории РФ.
5. Лицензии выдаются только на основании специальной экспертизы заявителя на соответствие предъявляемым к предприятию требованиям и аттестации руководителя предприятия.
6. Для получения лицензии предприятие обязано предъявить определенный перечень документов.
К заявлению на получение лицензии необходимо приложить следующие документы (рис. 4.1.):
· копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
· копии учредительных документов, заверенных нотариусом;
· копии документов на право собственности или аренды имущества, необходимого для ведения заявленной деятельности;
· справка налогового органа о постановке на учет;
· документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора;
· сведения о квалификации работников лицензиата.
Проведение экспертизы осуществляется экспертными комиссиями Лицензионного центра.
Организация несет ответственность за достоверность представленных сведений. Орган, выдающий лицензию, вправе провести проверку достоверности представляемых сведений.
Оформление лицензии и ее выдача (уведомление об отказе в выдаче) производится в тридцатидневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
· наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
· отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям;
· отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.
Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при экспертизе предприятия - заявителя, может проводиться дополнительная независимая экспертиза. Состав экспертной комиссии формируется государственным органом по лицензированию по согласованию с предприятием-заявителем. Заключение экспертной комиссии является определяющим для принятия соответствующего решения в связи с заявлением о выдаче лицензии.
Время, затраченное на экспертизу, в срок, установленный для выдачи лицензии, не включается. Финансирование издержек за проведение дополнительной независимой экспертизы несет сторона, признанная виновной в конфликте.
Действия органов, осуществляющих лицензирование, могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке.
Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случаях:
· представления лицензиатом соответствующего заявления;
· ликвидации юридического лица;
· обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
· нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
· использования лицензии для рекламирования не предусмотренных в ней видов деятельности;
· нарушения лицензиатом законодательства Российской Федерации, требований соблюдения налоговой дисциплины и соответствующих нормативных документов;
· невыполнения лицензиатом предписаний и распоряжений государственных органов или приостановление ими деятельности предприятия в соответствии с законами Российской Федерации.
В случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования лицензиат информируется в письменном виде органом, выдавшим лицензию, не позднее пяти дней со дня принятия решения. В десятидневный срок после получения уведомления владелец лицензии обязан сдать ее в орган, выдавший лицензию.
Учет лицензиатов ведется государственными органами по лицензированию на основании сведений, поступающих от лицензионных центров.
Контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ осуществляется при контроле государственными органами по лицензированию, лицензионными центрами качества выполненных лицензиатами работ по рекламациям предприятий-потребителей.