Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на группы.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Торговое помещение предприятия розничной торговли — часть помещения розничного торгового предприятия, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг (ГОСТ Р 51303–2013). К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Сумма
этих площадей составляет торговую площадь магазина. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема стеклотары, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.
Административно-бытовое помещение торгового предприятия — часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения (ГОСТ Р 51303–2013).
В состав административно-бытового помещения входят служебные помещения (офисы), объекты питания персонала, санитарно-бытовые помещения и т.п.
Технические помещения торгового предприятия — часть помещений торгового предприятия, предназначенная для размещения технических служб и (или) выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования (ГОСТ Р 51303–2013).
В состав технического помещения входят вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина располагают с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. К планировке магазинов предъявляют следующие требования. Торговые помещения должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров.
Необходимо, чтобы торговый зал был связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании.
Помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже.
Помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы.
Пункт приема стеклотары от населения должен иметь отдельный вход и соединяться с разгрузочной платформой для перегрузки стеклотары из кладовой на автотранспорт.
Необходима связь административно-бытовых помещений с торговыми, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.
Необходимо, чтобы планировка помещений магазина обеспечивала нормальные условия работы персонала и высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиями сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях. Необходимо, чтобы магазин имел отдельный вход со двора для приемки завозимых товаров.