СОКРАЩЕНИЯ
АО – активный отдых
ДОЛ – детский оздоровительный лагерь
ЗОЖ – здоровый образ жизни
ППФП – профессионально-прикладная физическая подготовка
ССС – сердечно-сосудистая система
УГГ – утренняя гигиеническая гимнастика
ФВ – физическое воспитание
ФК – физическая культура
ФП – физическая подготовка
ФР – физическое развитие
ФУ – физическое упражнение
ЦНС – центральная нервная система
Билеты по физическому воспитанию.
Билет №1. Цель и задачи ФВ как учебной дисциплины высшего педагогического образования и всестороннего развития будущего учителя.
Как и любое другое воспитание, ФВ играет немаловажную роль в жизни человека. ФВ необходимо каждому это двигательная область. Оно представляет собой процесс решения определённых воспитательных задач, которые характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса (ведущая роль педагога, организация деятельности в соответствии с принципами). Отличительной особенностью ФВ является то, что этот процесс направлен на формирования двигательных навыков, действий и развитие физических качеств, совокупность которых определяет физическая работоспособность.
Целью ФВ студентов является формирование ФК личности.
Задачи ФВ: 1. понимание роли ФК в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности; 2. знание научно-практических основ ФК и здорового образа жизни; 3. формирование мотивационно-ценностного отношения к ФК, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях ФК и спортом; 4. овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств личности, самоопределение в ФК; 5. обеспечение общей и профессиональной прикладной подготовленности определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; 6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Развитие у студентов спортивно-физкультурных интересов должно осуществляться на основе: 1. усиление социально-значимой мотивации интереса; 2. повышение качества учебного процесса; 3. дальнейшего улучшения условий занятий по ФВ (за счёт инвентаря); 4. сообщение студентам большого объёма специальных знаний и формирование на этой основе осознанной потребности в занятиях ФК и спортом; 5. более тщательного учёта желаний и склонности студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта. ФВ воздействует на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека. Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Оно зависит от ряда факторов: 1. биологические возможности человека (наследственность); 2. социальная среда (общение); 3. природно-климатические условия;
Билет №2. Взаимосвязь ФВ с различными видами воспитания (умственным, трудовым, эстетическим).
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит ФВ, которое будет более эффективным в органической связи с другими видами воспитания.
С умственным: эта связь проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе ФВ оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, которые связаны с овладением техникой упражнений, её совершенствованием, овладением приёмами практических действий и прочее. Учитель намеренно создаёт на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески при их решении. Приобретаемые знания ФК служат духовному обогащению и развивают умственные способности, позволяют использовать в деятельности, в жизни и т.д. Опосредованная связь – укрепление здоровья, развитие физических сил способствуют для умственного развития. Следовательно, повышается общая жизнедеятельность организма, что ведёт к большей продуктивности в умственной деятельности.
С трудовым: систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, воспитывают трудолюбие. Выполнение учащихся поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудование спортивных площадок содействуют формированию элементарных трудовых навыков.
С эстетическим: в процессе ФК формируется красивая осанка, гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Всё это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. Эстетическое воспитание развивает человека духовно, помогает правильно оценивать прекрасное и стремится к нему. Эти два воспитания - их связь основана на единстве их цели – формирование человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
С нравственным: с одной стороны,правильно организованное ФВ способствует формированию «+» черт морального облика человека. В процессе сложной и напряжённой тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодёжи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения. С другой, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий (результативность уроков ФК в школе, и т.д.). На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способность к преодолению трудностей и других личных качест
Билет №3, 11. Характеристика средств ФВ (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы).
Для достижения цели ФВ применяются группы средств: 1. физические упражнения (содержание и форма); 2. оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода); 3. гигиенические факторы (режим, питание, общественная и личная гигиена. Физические упражнения – это основные специфические средства. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – вспомогательные.
1.Физические упражнения – это двигательные действия, которые направлены на реализацию задач ФВ, сформированы и организованны по его закономерностям. Содержание ФУ – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, которые происходят в организме человека при их выполнении. Содержание ФУ обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение: выполнение ФУ отражается на улучшении показателей здоровья и оказывают лечебный эффект. Можно изменить формы телосложения; массу мышечных мышц можно увеличить и уменьшить; воспитание физических качеств человека. Образовательная роль: через ФУ познаются законы движения в окружающей среде и своего тела и его частей, овладеть новыми двигательными умениями и навыками. Чем больше двигательных умений знает человек, тем легче приспосабливается к окружающей среде. Влияние на личность: вырабатывается смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность. В коллективе проводятся и поэтому действия одного иногда зависят от другого. Подчинение личности под общую стратегию действий. Учитель должен подбирать ФУ для коллектива. Форма ФУ – это определённая упорядоченность и согласованность процессов и содержания ФУ. Содержание и форма ФУ тесно взаимосвязаны между собой. Содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Если меняется содержание, то меняется и форма. Техника ФУ – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с большой эффективностью. ФУ выделяют три фазы: подготовительную, основную и заключительную. 1. Предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия; 2. Состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия; 3. Завершает действие. Эффект ФУ зависит от биомеханических характеристик: 1. пространственные (положение тела и его частей, направление и т.д.); 2. временные (длительность движений и темп); 3. пространственно-временные (скорость и ускорение); 4.динамические (взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения; внутренние: тяга мышц, реактивные силы; внешние: сила реакций опоры, сила тяжести и т.д.). Классификация ФУ: классифицировать ФУ- это логически представлять их как некоторую совокупность групп по определённым признакам. 1.КФУ по признаку исторически сложившихся систем ФВ: 4 типичные группы: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая группа имеет свои признаки, но имеют и различия: педагогические возможности, специфическое назначение в системе ФВ, методика проведения. Общее: обеспечивают всестороннее ФВ человека, удовлетворяют индивидуальные запросы и интересы людей в ФВ. 2. КФУ по их анатомическому признаку: все ФУ группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. 3. КФУ по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. 4. КФУ по признаку биомеханической структуры движений. 5. КФУ по признаку физиологических зон мощности. 6. КФУ по признаку спортивной специальности: соревновательные, специально подготовленные, общеподготовительные.
2. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся. Изменение метеорологических условий вызывают определённые биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. Эти силы природы используются по двум направлениям: 1. как сопутствующие факторы, которые создают благоприятные условия, в которых осуществляется процесс ФВ. На свежем воздухе активизируется биологические процессы, повышают общую работоспособность, замедляют утомление. 2. как самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Главное требование к использованию оздоровительных сил природы – системное и комплексное применение их в сочетании с ФУ.
3. Гигиенические факторы: личная и общественная гигиена, соблюдение режима дня, питания, сна, двигательной активности. Несоблюдение – это отрицательный эффект занятий.
Билет №4. Учебно-тренировочные занятия как основная форма обучения физическим упражнениям.
Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учётом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов (научность обучения, связь теории с практикой, воспитывающее обучение, сознательность и активность, наглядность, доступность, системность, последовательность, индивидуальный подход к занимающимся при работе в коллективе). Между методическими принципами и тренировки есть тесная связь. Ни одна из них не может быть реализована, если игнорируются другие. Все принципы отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же УТ и воспитательного процесса. Эффективность УТ процесса – это построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную возрастными особенностями, разной подготовленностью занимающихся, УТ занятия проводятся в соответствии с определёнными закономерностями, которые предусматривают целесообразную последовательность выполнения педагогических задач, учитывают типовую структуру занятий. На УТ занятии приобретают новые навыки и совершенствуются ранее выработанные. Преподаватель должен последовательно вводить в занятия новые упражнения и действия, строго учитывая при этом количество усвоения пройденного материала, чтобы обеспечить преемственность в обучении. УТ занятия делятся на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительной, как правило, применяют упражнения умеренной интенсивности. Она повышает подвижность нервных процессов и создаёт оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с более сложной интенсивностью. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этой части нельзя уделять много внимания физическим качествам: сила и выносливость. Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее воздействие на организм человека: двигательный аппарат, научиться точно, дифференцировать движения. Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать заданиям урока. Если в основной части занятия ставится задача для подвижности, то в подготовительной части должны быть подобранны соответствующие упражнения в передвижении, которые входят в неё: строевые – с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют поддержанию дисциплины.
В основной части занятия нагрузка должна нарастать по объёму и особенно по интенсивности. Эта часть занятия будет наиболее высокой по физическим нагрузкам.
В заключительной части организм нужно привести в относительно спокойное состояние: упражнение на гибкость отдельных групп мышц; успокаивающие упражнения: лёгкий бег, ходьба и дыхательные упражнения, расслабление мышц конечностей. Возможны отвлекающие упражнения: на внимание, подвижные игры и т.д. Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалификации групп, целенаправленности занятия и возраста занимающихся. Типовую структуру занятия не следует понимать как что-то незыблемое и шаблонное, её можно изменять в зависимости от конкретных условий. Чтобы занимающимся точно выполнить упражнения педагог им поможет, подскажет форму, амплитуду и другие особенности упражнения, а также пользуясь зеркальным показом и подсчётом. Если допускаются ошибки при выполнении упражнения, то их нужно немедленно устранить. Можно указать на ошибку, не прекращая выполнения упражнения. Если ошибку допускают многие занимающиеся, целесообразно прекратить выполнений, разъяснить суть ошибки и сделать соответствующие поправки.
Билет №5. Общая и специальная физическая подготовка в системе ФВ.
В воспитании физических качеств общая физическая подготовка (ОФП) представляет неспециализированный процесс ФВ, содержание которого направлено на то, чтобы создать общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности. ОФП предполагает разностороннее развитие физических качеств функциональных возможностей и системы организма человека. Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее развитие организма (бег, ходьба, плавание). ОФП является фундаментом для специальной подготовки. Курс по ОФП по практике включает в себя гимнастику, игры, лёгкую атлетику, плавание и лыжный спорт; практические занятия-уроки ОФП, спортивно-тренировочные занятия и соревнования по различным видам спорта, игр, гимнастики, обеспечивающие прохождение практической части программы. В процессе овладения программой курса ОФП у студентов воспитывается привычка к регулярным занятиям ФУ и выявляется их спортивная направленность для последующего совершенствования в одном из видов спорта на факультативных занятиях или на занятиях в секциях студколлектива ФК. СФП – специальная физическая подготовка – это направленный процесс на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранных видов спорта и ориентированна на предельную степень данных способностей. Средства: соревновательные упражнения, составляющие предмет состязательной деятельности данного вида спорта и разрабатываемые на их основе специальные подготовительные упражнения. Разновидность СФП является ППФП. Средства ППФП – ФУ, которые соответствуют особенностям конкретной профессиональной деятельности.
Билет №6. Определение понятий «спорт», «любительский спорт», «профессиональный спорт». Социальная ценность спорта.
Спорт – это многогранное общественное явление, который составляет неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармоничного развития человека, укрепления его здоровья, подготовки к труду и обороне, состоящий из ФУ, соревнований. Цель спорта - наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека достижение высоких результатов и побед в состязаниях. В современном понимании спорт – это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемое через систему ФУ, участие в состязаниях. Спорт – это совокупность наиболее действенных средств и методов ФВ, одна из основных форм подготовки человека к труду, к общественно необходимым видам деятельности. Спорт – это одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и, наконец, популярнейшее зрелище. Многогранное общественное явление, спорт в процессе исторического развития занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причём его общественная значимость продолжает стремительно возрастать. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт в нашей стране стал подлинно массовым, народным. Спорт впитал в себя лучшие спортивный традиции народов и характеризуется многообразием национальной формы. Стремительное развитие спорта в современном обществе выражается, помимо всего прочего, и во всевозрастающем внимании к ФВ детей и молодёжи школьного возраста. Спорт, занятия ФУ являются исключительно действенным средством ФВ молодёжи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни. Любительский спорт: статус спортсмена-любителя это статус человека, который занимается спортом по собственному желанию, ради удовольствия и поддержания своего физического развития. Из своего увлечения спортом занимающийся не извлекает никаких материальных благ и выгод. Спортсмены-любители и спортсмены-профессионалы могут встречаться между собой в официальных турнирах и чемпионатах. Например, футбол, хоккей. Преимущества любительского спорта в том виде, в каком он развивается в странах, ни у кого не вызывает сомнений. Любительскому спорту приходится постоянно испытывать давление и влияние профессионального спорта. И нередко спортсмены-любители, которые добились определённых успехов, уходят в профессионалы. Бывает, что некоторые и преуспевают, но иногда сожалеют о своём выборе. Профессиональный спорт – это одно из явлений, которое характерно для спортивного движения в странах, одно из форм бизнеса, основанная на эксплуатации спортсменов. Подписывая соглашение или контракт с каким-либо клубом, профессиональный спортсмен попадает в полную зависимость от своих хозяев. Он в любой момент может быть перепродан другому клубу, если это сочтут нужным его хозяева. Спорт становится для спортсмена-профессионала его основным занятием. Они подвергаются беспощадной эксплуатации, получают ничтожную плату в сравнении с доходами их хозяев. Беспрекословно подчиняясь их воле, профессионалы нередко теряют своё человеческое достоинство. Лишь единицы продолжают активную общественную деятельность. Профессиональный спорт создаёт свои спортивные объединения (ВХА, НХЛ). Профессиональные виды спорта – кетч, американский футбол и т.д. - проповедуют насилие жестокость, процветают: подкуп, шантаж. Пресса пишет ложь для поднятия интереса у публики, где появляются доходы хозяев. Но совсем мало статей о бесправном положении профессиональных спортсменов, которые закончив выступления, зачастую остаются не у дел.
Билет №7. Определение понятий профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов, её цель и задачи.
ППФП – это одно из направлений системы ФВ, которое способствует формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков. Термин «прикладность» подчёркивает индивидуальную профилированность части ФК применительно к основной в жизни человека и общества деятельности – к профессиональному труду. Основное назначение ППФП – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования: конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с условиями труда. Многочисленные научные данные показывают, что ППФП влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для высокой работоспособности, рациональная организация труда и использование средств для активного отдыха. ППФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников. Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим, возникает необходимость профилирования процесса ФВ при подготовке молодёжи к труду, сочетание общей физической подготовки со специализированной ППФП. Общая ФП создаёт основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности в ней через такие факторы физической работоспособности как сочетания здоровья, уровень физического развития, мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости. Поэтому ОФП служит основой ППФП. Задачи ППФП состоят в том, чтобы обеспечить для будущей избранной профессии: 1. формирование и совершенствование прикладных ЗУН, необходимы для неё. Прикладные знания, которые приобретаются в процессе физкультурно-спортивной деятельности, могут использоваться в профессиональной деятельности; 2. развитие прикладных физических качеств, отвечающих её требованиям (которые нужны в профессии); 3. развитие прикладных специальных качеств организма и совершенствование психологических качеств и свойств личности, требующихся в ней (прикладные специальные качества связаны со способностью человека противостоять различным воздействиям внешней среды – например – укачиванию, холоду, повышению температуры).
Билет №8. Психофизическая характеристика труда учителя. Причины профессиональных заболеваний, их профилактика средствами ФК и спорта.
Учитель – учит и воспитывает. Функции учителя: воспитательная, образовательная, просветительская, управленческо-организаторская, проектировочная, административно-хозяйственная (инвентарь). Условия работы учителя: 1. психологическая напряжённость (шум от криков учеников, который вызывает психические утомления, необходимость переключаться с одной возрастной группы на другую; нагрузка на голосовые связки, ответственность за жизнь учеников; 2. условия физической нагрузки (необходимость показывать ФУ, страховать учеников); 3. условия связанные с внешне-средовыми факторами (климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе, санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов). Способности, которые необходимы учителю ФК: 1. дидактические (умение адоптировать учебный материал); 2. академическая (укреплять свои знания, углублять); 3. перцептивная (проникновение во внутренний мир ученика); 4.речевые; 5. организаторские; 6. авторитарные; 7. коммуникативные; 8. педагогически (профилактику можно взять из 17 билета). Профессиональные заболевания: варикозное расширение вен, ларингит, геморрой, остеохондроз, низкое зрение и т.д.
Билет №9. Определение основных понятий: «ФВ», «ФК», «Физическое развитие». Соотношение данных понятий.
ФВ необходимо каждому, это двигательная область. ФВ входит в общее понятие воспитания. Также как и воспитание в целом, ФВ представляет собой процесс решения определённых воспитательных задач, которые характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса (ведущая роль педагога, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами). Отличительной особенностью ФВ - этот процесс направлен на формирование двигательных навыков (двигательных действий) и развитие физических качеств, совокупность, которых определяет физическую работоспособность. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, гибкость и быстрота, т.е–это физическая работоспособность-это здоровье. ФВ имеет две специфических стороны: 1. обучение двигательным действиям; 2. воспитание физических качеств. Обучение движениям имеет своим основным содержанием - физическое образование, т.е. системное освоение человеком в процессе спецобучения рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных ЗУН. Другая существенна сторона ФВ – это целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека. Стимулирование и регулирование их развития по средствам нормированных функциональных нагрузок, связанных с физическими движениями. Это одна сторона ФВ – воспитание физических качеств. ФВ – это и двигательные действия (ДД). Упражнение – это направленное действие, а ДД – это кусочек упражнения. Обе стороны зависят друг от друга. ФК составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании спецсредств, методов и условий направленного на физическое совершенствование людей, медконтроль тренера, организации, наши знания и т.д. ФР – это процесс изменения морфофункциональных свойств организма человека в течении его жизни. Физическое совершенствование обобщает представление об оптимальной мере гормонального и ФР и всесторонней физподготовленности человека. Это мера соответствует требованиям трудовой и другим сферам его жизни. Выражает высокую степень развития индивидуальной физодарённости и отвечает закономерностям сохранения крепкого здоровья. Физическая подготовка – это прикладная направленность ФВ по отношению к трудовой или иной деятельности требующей физической подготовленности. Физическая подготовленность – это результат ФП воплощённой в достигнутой работоспособности и в сформированности двигательных навыков необходимых в определённой деятельности. Спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специальные межчеловеческие отношения, её общественные результаты взяты в целом.
Билет №10. Соотношение понятий «физическая подготовленность» и «физическая подготовка».
Физическая подготовка – это прикладная направленность ФВ по отношению к трудовой или иной деятельности требующей физической подготовленности. Физическая подготовленность – это результат ФП воплощённой в достигнутой работоспособности и в сформированности двигательных навыков необходимых в определённой деятельности. Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она бывает общей и специальной. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других – аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в-третьих, скоростно-силовыми и координационными способностями; в-четвёртых – равномерным развитием физических качеств.
Билет №12. Оздоровительная направленность закаливания и основные закаливающие процедуры в ДОЛ.
Закаливание – это повышение сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям. Человек способен жить и работать в очень широком диапазоне температур окружающей среды: и в арктических льдах, и в знойных тропиках. Это возможно благодаря специальным механизмам терморегуляции, которые обеспечивают постоянство температуры тела человека при различной температуре внешней среды, а также благодаря искусственным приспособительным факторам: одежде и утеплённому дому. Лучший режим работы тела в пределах 36-37 градусов. При более низкой температуре окружающей среды тело охлаждается. Этому препятствует такие, например, приспособительные механизмы, как сужение кровеносных сосудов кожи на холоде (когда человек замерзает, его тело бледнеет). Одновременно в организме увеличивается выработка тепла в мышцах, печени, других органах и тканях. Эту способность сокращать теплоотдачу нетрудно развивать с помощью постепенной тренировки, благодаря которой человек не мёрзнет даже в холодную погоду. В тоже время одежда, при всей её необходимости в повседневной жизни, лишает кровеносные сосуды кожи и чувствительность к холоду клетки кожи постоянной температурой тренировки. Она всегда сохраняет примерно одну и туже температуру, близкую к температуре тела. Чрезмерное укутывание создаёт для сосудов кожи тепличные условия, из-за чего их работа становится менее совершенной. В результате сосуды даже при слабом воздействии на них низких температур отдают тепла гораздо больше, чем требуется. В этом случае человек быстро мёрзнет, подвержен простудным или другим заболеваниям. Чтобы не допустить этого, необходимо использовать комплекс закаливающих процедур. Ежедневные обтирания, обливания, воздушные и солнечные ванны приучают кровеносные сосуды к резким колебаниям температуры внешней среды. Основные принципы закаливания: 1. Постепенность. Первое время закаливающиеся процедуры не должны длиться долго, а температура воды или воздуха не должна быть низкой. Постепенно время процедур увеличивается, а температура воды или воздуха снижается. 2. Систематичность. Закаливание должно проводиться регулярно. Так, при проведении закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев с последующим их прекращением закаленность организма исчезает через 1-1,5 месяца. При длительных перерывах закаливание начинают вновь с исходных температур воды и воздуха. 3. Учёт индивидуальных особенностей человека. Они зависят от состояния здоровья, привычек. Для одного школьника температура воды 25 может оказаться слишком холодной и без предварительной физической подготовки приведёт к болезни, а для другого она настолько привычна, что даже не даст закаливающего эффекта. Вывод – температура воды для 1 этапа закаливания подбирают в соответствии с индивидуальными возможностями, снижать её надо постепенно (на 1,2 градуса), только тогда, когда она станет привычной. Индивидуальный подход необходим и к применению закаливающих процедур в режиме дня (утром и вечером), к длительности процедур, температуре и форме закаливания (водные процедуры, воздушные ванны, проветривание комнаты, облегчение одежды, режим сна). 4. Комплексное использование различных форм закаливания. Сочетание всех форм закаливания резко увеличивает их эффективность. Известно, что теплоёмкость воды почти в 30 раз выше, у воздуха. Это значит, что при одной и той же температуре воды и воздуха организм в воде теряет тепла почти в 30 раз больше. Вода является очень сильным действующим закаливающим природным средством. В зависимости от степени состояния здоровья и степени закаленности можно выбрать различные начальные способы закаливания. Начинать следует с воды безразличной температуры – 34-35. Постепенно переходить к прохладной, а затем и к холодной, т.е. ниже 20 градусов. Тому, кто часто простужается, лучше начинать с обтирания мокрым полотенцем -20-25 секунд – постепенно доводить до 2 минут. Вода – 34-35 градусов. Затем тело тщательно растереть полотенцем до покраснения. Обтирание лучше проводить после УГГ. После того, как организм привык к обтиранию, переходят к обливанию водой, которое лучше начинать летом с 34-35 градусами, снижая до 11-12. Тоже растирать тело. Не следует обливаться после интенсивной работы. Тело должно остыть, быть сухим и тёплым. Лучше принять душ, он успокаивает ЦНС, быстро восстанавливает силы. Растирают сначала: руки, грудь, шею, спину, живот, ноги. Перед сном не рекомендуется обливание т.к. это возбуждающая процедура и нарушает его. Контрастный душ – сильное закаливающее средство. Местное закаливание – это подвержение не всех частей тела закаливанию, одной. Например, ноги лучше закаливать перед сном. Также постепенно снижать температуру (1-3 минута). Контрастные ванны - два тазика: холодная – горячая. В горячей воде – 2-3 минуты, а в холодной воде – 30 секунд. Также полезна ходьба босиком. При частых простудах также нужно полоскать горло утром и вечером холодной водой. Но начинать тоже с 30-25 градусов и понижать до 1-2. Этот комплекс поможет закаливать человека, сделать его невосприимчивым к заболеваниям и простудам.
Билет №13,52. Физическая культура в режиме учебного дня, учебной недели, в период к подготовке к сессии, её цель и значимость для здоровья и работоспособности.
Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объёма физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если придерживаться принципиальных положений: 1. на занятиях ФВ проводимых на первой паре целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС – 110-120) или средней интенсивности (ЧСС – 130-150) ударов в минуту). Основное назначение таких занятий: обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность. В случае когда урок проводится 3-4 парой, частота не должна превышать 150-160- ударов в минуту. 2. проведение ФВ 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижают умственную деятельность в течении учебной недели. 3. занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так с одной стороны, игровые виды спорта и единоборство предъявляют повышенные требова