Таблица 11
Ольга | Елена | Светлана | Галина | Жанна | Оценки компонент собственного вектора | Нормализо-ванные оценки вектора приоритета | |
Ольга | 1/3 | 1/9 | 1/7 | 1/8 | 0,230790 | 0,029162 | |
Елена | 1/7 | 1/4 | 1/5 | 0,464592 | 0,058705 | ||
Светлана | 4,169405 | 0,526838 | |||||
Галина | 1/5 | 1/2 | 1,228660 | 0,155251 | |||
Жанна | 1/4 | 1,820564 | 0,230043 | ||||
Сумма | 7,914011 |
Рассчитаем Lmax:
Таблица 12
Сумма по столбцам | 28,0303 | 17,3300 | 1,7040 | 8,3929 | 5,8250 | |
Произведение суммы по столбцам и нормализованной оценки вектора приоритета | 0,8174 | 1,0174 | 0,8977 | 1,3030 | 1,3400 | Сумма (Lmax): 5,3755 |
Ис = (5,3755-5)/(5-1) = 0,0939
ОС =0,0939/1,12 = 8,38% Величина ОС < 10% значит пересматривать свои суждения нет нужды
Критерий «Умение общаться по телефону»
Таблица 13
Ольга | Елена | Светлана | Галина | Жанна | Оценки компонент собственного вектора | Нормализо-ванные оценки вектора приоритета | |
Ольга | 1/4 | 1/2 | 1/5 | 0,595679 | 0,084998 | ||
Елена | 1/3 | 1,737605 | 0,247942 | ||||
Светлана | 1/2 | 1/4 | 1,045640 | 0,149204 | |||
Галина | 3,353689 | 0,478543 | |||||
Жанна | 1/3 | 1/6 | 1/5 | 1/7 | 0,275507 | 0,039312 | |
Сумма | 7,008119 |
Рассчитаем Lmax:
Таблица 14
Сумма по столбцам | 12,3333 | 4,9470 | 7,7000 | 1,9229 | 22,0000 | |
Произведение суммы по столбцам и нормализованной оценки вектора приоритета | 1,0483 | 1,2266 | 1,1489 | 0,9202 | 0,8649 | Сумма (Lmax): 5,209 |
Ис = (5,209-5)/(5-1) = 0,052
ОС =0,052/1,12 = 4,66% Величина ОС < 10% значит пересматривать свои суждения нет нужды
Рассчитаем вектор глобальных приоритетов.
Подсчитываем значения глобального приоритета для каждой из альтернатив как сумму произведений значения вектора приоритета для критерия и значения вектора локального приоритета этой альтернативы в отношении данного критерия, т.е. для альтернативы Ольга это будет:
0,040142 * 0,150519 + 0,111453* 0,509802+ 0,268950* 0,265887+ 0,368060* 0,029162+ 0,211395* 0,084998 = 0,163073
Результаты заносим в табл. 15.
Таблица 15
Альтернативы | Критерии | Глобальные приоритеты | ||||
Внешность | Язык | Делопроизводство | Компьютер | Телефон | ||
Численное значение вектора приоритета | ||||||
0,040142 | 0,111453 | 0,268950 | 0,368060 | 0,211395 | ||
Ольга | 0,150519 | 0,509802 | 0,265887 | 0,029162 | 0,084998 | 0,163073 |
Елена | 0,444264 | 0,032837 | 0,064260 | 0,058705 | 0,247942 | 0,112797 |
Светлана | 0,063472 | 0,063607 | 0,493552 | 0,526838 | 0,149204 | 0,367827 |
Галина | 0,038239 | 0,129514 | 0,144919 | 0,155251 | 0,478543 | 0,213249 |
Жанна | 0,303506 | 0,264241 | 0,031382 | 0,230043 | 0,039312 | 0,143054 |
Результаты вычислений показали, что нужно выбрать Светлану (строка № 3).
Индивидуальное задание
Выберите тему исследования по своему индивидуальному варианту.
Соберите описательный материал по данной теме и приведите словесное описание исследуемых вариантов вашего объекта исследования.
Задание. Произвести описание, оценку и выбор наилучшего объекта (услуги) из шести вариантов по шести критериям, согласно вашему варианту, используя метод анализа иерархий. Варианты представлены в табл. 16.
Таблица 16
Вариант | Тема исследования |
Вариант 1 | Выбор бытовой техники:стиральная машина. |
Вариант 2 | Выбор средств оргтехники:копировальный аппарат |
Вариант 3 | Выбор косметических средств |
Вариант 4 | Выбор мебели |
Вариант 5 | Выбор бытовой техники:видеокамера |
Вариант 6 | Выбор парфюмерии |
Вариант 7 | Выбор бытовой техники: цифровой фотоаппарат |
Вариант 8 | Выбор ювелирного изделия. |
Вариант 9 | Выбор средств оргтехники:телефон |
Вариант 10 | Выбор домашнего животного |
Вариант 11 | Выбор квартиры |
Вариант 12 | Выбор бытовой техники:микроволновая печь. |
Вариант 13 | Выбор автомобиля. |
Вариант 14 | Выбор изделия легкой промышленности |
Вариант 15 | Выбор средств оргтехники:сканер |
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Вдовин В.М., Суркова Л.Е, Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ: учебник для студентов вузов. – М.: Дашков и К*, 2012.
2. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368с.
3. Чернышов В.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / В.Н. Чернышов.. – Тамбов:Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 96 с.
Дополнительная литература
1. Баринов В.А, Болотова Л.С., Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учебное пособие для студентов вузов. / под ред. В. Н. Волковой. – М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009.
2. Васин А.А., Морозов В.В. Теория игр и модели математической экономики. – М. 2005.
3. Мазалов В.В. Математическая теория игр и приложения. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, – 2010.
4. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. 2-е изд. Книжный дом "Либроком", 2012.
5. Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте. Учебное пособие. – М. КНОРУС, 2007
6. Чернышов В.Н., Чернышов А.В. Теория систем и системный анализ. – Изд-во ТГТУ, 2008.
Интернет-ресурсы
1. https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25180
2. https://elibrary.ru/title_about.asp?id=8281
3. https://www.exponenta.ru/soft/Statist/Statist.asp
4. https://ecsocman.hse.ru/docs/16000077/
Вопросы к зачету
- Раскройте понятие системного исследования.
- Раскройте методологические особенности системных исследований.
- Перечислите стадии процесса «мягкой» системной методологии.
- Раскройте специфику системного исследования.
- Что представляет собой системный подход?
- Как в системном подходе рассматриваются элементы системы?
- Перечислите преимущества системного подхода.
- Раскройте основные принципы системного подхода.
- Перечислите и опишите этапы системного подхода.
- Что представляет собой общая теория систем?
- Раскройте понятие «система».
- Дайте определения следующим понятиям: объект, подсистема, структура, функция, связь.
- Опишите основные закономерности систем.
- Дайте классификацию систем по основным признакам.
- Дайте характеристику основных разновидностей структур системы.
- Что представляет собой модель?
- Опишите схему абстрактной модели.
- Что относится к входным параметрам системы?
- Что относится к выходным параметрам системы?
- Что характеризуют параметры состояния системы?
- Назовите виды моделирования, опишите их.
- Опишите два подхода к построению математической модели.
- Охарактеризуйте этапы оценивания сложных систем.
- Дайте определение шкалы.
- Охарактеризуйте шкалы номинального типа.
- Охарактеризуйте шкалы порядка.
- Охарактеризуйте шкалы интервалов.
- Охарактеризуйте шкалы отношений.
- Охарактеризуйте шкалы разностей.
- Приведите примеры шкалы номинального типа.
- Приведите примеры шкалы порядка.
- Приведите примеры шкалы интервалов.
- Приведите примеры шкалы отношений.
- Приведите примеры шкалы разностей.
- Раскройте суть системного анализа.
- Опишите задачи системного анализа.
- Охарактеризуйте принципы системного анализа.
- Охарактеризуйте основные этапы системного анализа.
- Опишите последовательность системного анализа.
- Постройте алгоритм решения задачи с применением системного анализа.
- Назовите основные особенности системного анализа.
- Для каких целей разрабатывается методика системного анализа и в каких случаях она применяется?
- Опишите метод «мозговой атаки».
- Опишите методы экспертных оценок.
- Опишите метод «Дельфи».
- Опишите диагностические методы.
- Опишите морфологические методы.
- Опишите метод дерева целей.
- Опишите матричные методы.
- Опишите сетевые методы.
- Опишите статистические методы.
- Опишите методы математического программирования.