Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам путешествие в мир искусства (дети соглашаются). Чтобы отправиться в путешествие нам надо подготовиться.
Дружно в круг скорей вставайте,
Руки вы друг другу дайте.
Улыбнёмся все друзья.
В путешествие, пора.
Сегодня на электронную почту к нам в детский сад пришло звуковое письмо, а от кого, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень).
(На экране появляется Осень).
Осень: Здравствуйте ребята.
Я – Осень золотая.
В гостях у вас была.
Всё закончить в срок успела,
Я леса, поля раздела,
Урожай весь собрала.
Птиц на юг отправила.
Скоро я уйду от вас.
Но мне хочется друзья,
Чтоб вы помнили меня.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами совершим путешествие в прошлое, и вспомним об осени.Какие осенние месяца вы знаете?
Дети: Месяца осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какая же бывает осень.
Дети: Осень бывает ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: По каким признакам можно определить, какая осень?
Дети: Ранняя осень – это когда на деревьях ещё много зелёных листьев, и они немного желтеют и краснеют. На улице тепло, небо голубое, светит солнце.Золотая осень – это когда все листья изменили свой цвет, начали опадать. Дует ветерок и кружит листья в листопаде.Поздняя осень – это когда начинают дуть сильные ветры, небо становится серое, солнце редко выглядывает, деревья стоят без листьев, идёт часто дождь, а иногда и снег.
Воспитатель: Правильно мы с вами описали приметы осени. Многие поэты, композиторы, художники посвятили осенней теме замечательные свои произведения. Давайте представим, что мы на осенней полянке, вокруг нас деревья. Присядем (ковёр в группе усыпан осенними листьями).
А что же происходит вокруг нас? Давайте закроем глаза и помечтаем, что же представляется вам под эту музыку? Звучит спокойная музыкаА. Вивальди «Времена года», «Осень». Что же вы представляете?
Дети: Дует лёгкий ветерок, плавно падают листья, шелест листвы и т.д.
Воспитатель: Давайте закроем ещё раз глаза и что мы можем представить под это произведение. Звучит тревожная, бушующая музыка.(П.И. Чайковский «Времена года», «Ноябрь»). Изменилось ли что в вашем представлении?
Дети: Идёт сильный дождь, как будто стучит по листьям, лужам. Дует сильный, холодный ветер, быстро бегут по небу облака.
Воспитатель: Вот мы с вами послушали произведения композиторов, которые по-разному в своих произведениях описали осень: Вивальди сочинил свою музыку в ясный солнечный день ранней осенью. Поэтому музыка звонкая, весёлая, радостная. А при сочинении второго произведения Чайковский увидел из окна хмурую картину поздней осени и передал своё грустное, печальное настроение в музыке.Вот так в своей музыке увидели осень замечательные композиторы.И мы с вами тоже знаем осеннюю песенку, давайте её споём.
(Песня «Сарафан оделаосень»Т. Попатенко.Дети под пение делают движения.)
Воспитатель: Ребята, кроме композиторов про осень много стихов написали поэты. Мы тоже много знаем стихотворений об осени. Давайте их прочтём и вспомним, кто их написал. Кто желает? Дети читают стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»; А.Н. Плещеев «Осень наступила»; А.К. Толстой «Осень осыпается…», И. А. Бунин «Лес, словно терем расписной…»
Воспитатель: Вы прочитали стихотворения, а какое настроение у вас при чтении этих стихов.
Дети: Становится грустно, что закончилось тепло. Птицы улетают. Деревья сбрасывают листву, приближается зима, вся природа засыпает.
Воспитатель: Вот мы с вами и отметили, что и поэты представляют осень каждый по-своему.Давайте прогуляемся по нашей полянке и поиграем в игру «Погода».
Идёт мелкий дождик (дети хлопают в ладоши).
Дует лёгкий ветерок (качают руками перед собой).
Пошёл сильный ливень (топают ногами).
Подул сильный ветер (руками качают над головой).
Поднялась буря (кружатся вокруг себя).
(В это время выставляются мольберты с осенними пейзажами).
Воспитатель: Ой, ребята, а куда это мы попали? Да это же картинная галерея. А кто-нибудь знает, что такое галерея?
Дети: Галерея – это помещение, где вывешены картины.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины, что вы видите на них?
Дети: На картинах нарисована природа - деревья, трава, лес.
Воспитатель: Как можно, одним словом назвать эти картины?
Дети: Картины, на которых нарисована природа, называются – пейзаж.
Воспитатель: Правильно. Много художников рисовали в своих картинах пейзажи. Например, И.И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень», И.И. Шишкин «Ранняя осень», А.К. Саврасов «Осень», М.В. Нестеров «В осеннем лесу» и другие.Давайте рассмотрим картины. Что изображено на них, какую вам кажется, осень изобразили художники на своих картинах, и какие краски использовали и почему? (Дети рассматривают картины ранней, золотой, поздней осени). Рассказывают что видят.
Воспитатель: Ребята, как бы нам сохранить впечатления об осени в памяти и долгими зимними вечерами вспоминать об осени.
Дети: Надо нарисовать осенние картины.
Воспитатель: Давайте нарисуем для нашей галереи свои осенние картины. Чтобы это время года осталось в нашей памяти хорошими воспоминаниями. Но перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разомнёмся.
Физминутка:
Рано утром в парк пойдём (шагают на месте).
Там листочки соберём (приседают).
Будем в парке мы гулять (свободная ходьба).
Веселиться и играть (кружатся).
Я приглашаю вас в мастерскую нашей картинной галереи. Дети подходят к столам, где разложены краски, кисти, альбомные листы.Ребята, вы рисуете тот осенний пейзаж, каким вы его себе представляете. Это может быть солнечный день ранней осени, где много ярких красок. Кто-то захочет нарисовать хмурый лес поздней осени. Благодаря чтению стихов, слушанию музыки у каждого возникло своё настроение, которое вы передадите в своих рисунках. Я предлагаю вам выбрать листочки, которые мы с вами затонировали, на свой выбор.
Воспитатель: Скажите, а что главное в пейзаже, с чего мы начнём свои рисунки?
Дети: Главное в рисовании пейзажа, это деревья.
Воспитатель: Совершенно верно начинать картину нужно с главного. В наших рисунках главное деревья, кустарники. Они бывают разных размеров. Какие?
Дети: Деревья бывают высокие и низкие, толстые и тоненькие.
Воспитатель: Давайте вспомним, как расположены веточки?
Дети: Веточки расположены вверх, вниз, изогнуто.
Воспитатель: Осень подарила листьям разную окраску. Какую?
Дети: Листочки осенью жёлтые, бордовые, красные, зелёные.
Воспитатель: Правильно вы заметили, что листва осенью разноцветная. Но может быть такое, что в вашей палитре не окажется нужной краски. Что вы тогда будите делать?
Дети: Краски можно смешать, и тогда получим нужный цвет.
Например, жёлтый и красный - оранжевый.
Красный и коричневый – бордовый.
Чёрный и белый – серый.
Красный и синий – фиолетовый.
Зелёный и красный – лиловый.
Красный и зелёный – коричневый.
Воспитатель: Ну, дорогие художники, проходите на свои рабочие места и приступайте к рисованию своих картин. (Под спокойную музыку, дети начинают рисовать).
Воспитатель: Наши картины про осень уже готовы. Рисунки вывешиваются на доске, дети встают полукругом.
Рефлексия:
Воспитатель: Давайте рассмотрим картины-пейзажи, которыми пополнилась наша галерея.Ребята, как много красочных пейзажей вы смогли нарисовать. На ваших картинах нарисованы деревья разных пород: есть тоненькие- белоствольные берёзы, тополя, крепкие могучие дубы. Листочки разного цвета кружатся в воздухе, падают на землю. Плывут облака по небу, идёт дождь и т.д.
Какие картины вам понравились и почему? 2-3 картины.
Воспитатель: Что сегодня мы с вами делали?
Дети: Мы слушали музыку, читали стихи, рассматривали картины.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в мир искусства подошло к концу. Давайте оставим в памяти это замечательное время года – осень. И будем дальше любоваться нашей родной природой в творчестве поэтов, композиторов, художников и в другие времена года.
(На экране появляется Осень).
Осень: Очень рада я, друзья,
Знаете вы много про меня.
Игры, песни и стихи.
Какие краски я люблю,
Мои приметы, месяца.
Порадовали вы меня.
Скоро к вам придёт зима.
С вами же прощаюсь я.
Воспитатель: Ребята, давайте на прощание потанцуем.
Танец с листочками: Автор Светлана Ранда «Листик, листик, листопад…».