Тема: 1.2. Психолого-педагогическое исследование.
Краткое содержание. Методологический аппарат педагогического исследования. Понятия: цель, объект, предмет, задачи исследования.
Количество часов: 1
Цель: формирование знаний о понятии «методологический аппарат исследования». Формирование умений кратко формулировать цель, объект, предмет, задачи исследовани.
Способ коммуникации: mariahabarova06@gmail.com
Сроки выполнения: до 8 недели семестра
Теоретический блок. Часть 3: цель, объект, предмет, задачи исследования
Практически проблема перерастает в цель исследования, т. е. цель состоит в том, чтобы разрешить поставленную проблему.
Цель заключает в себе способ решения поставленной проблемы и прогнозирует конечный результат исследования. Это запланированный теоретический и/или практический результат.
Что будет итогом исследования: новая методика, система упражнений, программа, технология, методическая разработка, модели уроков…
Структура цели:
· Целевое действие (над предметом)
- Выявить
- Изучить
- Освоить
- Создать
- Разработать
- Апробировать
- Исследовать
· Целевой предмет (то, что подвергается непосредственному исследованию)
· Целевой объект (границы исследования)
Важно!
При формулировке цели необходимо использовать отглагольные существительные, т.е. не «проанализировать», а «анализ» и т.п.
Сформулировать цель курсовой работы помогут следующие примеры фраз:
- целью работы является выяснение/выявление;
- данная работа имеет своей целью изучение/определение/анализ;
- цель курсовой/дипломной работы — создание/разработка/составление.
Формулирование проблемы влечет за собой и выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое явление, содержащее в себе противоречие (место, где накопились проблемы – см. Тему исследования). Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию – не обучающиеся! На объект направлен процесс познания.
Предмет исследования – часть, аспект объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Цель исследования формулируется в рамках его предмета.
Где накопились проблемы – это объект |
Предполагаемое средство решения проблемы – это предмет исследования |
слова для связи |
Примеры.
Изучите примеры.
1. Цель курсовой работы: изучение теоретических основ подготовки воспитателя детей дошкольного возраста к деятельности по развитию детской инициативы в современных социокультурных условиях.
Объект (место, где накопились проблемы) - развитие детской инициативы.
Предмет (аспект объекта, который мы в состоянии исследовать и изменить для того, чтобы качественно изменился объект) – процесс подготовки воспитателя детей дошкольного возраста к развитию детской инициативы.
Цель, объект и предмет сформулированы верно.
2. Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация методики эстетического воспитания учеников старших классов общеобразовательной школы средствами музыкального искусства.
Объект: эстетическое воспитание старшеклассников.
Предмет: музыкальное искусство как средство эстетического воспитания учеников старших классов общеобразовательной школы.
Объект и предмет сформулированы верно, а цель – неверно. Правильная формулировка: теоретическое обоснование, разработка и апробация методики применения музыкального искусства как средства эстетического воспитания учеников старших классов общеобразовательной школы.
3. Цель курсовой работы: определение влияния комплекса занятий по волейболу в 7 классах на развитие скoрoстнo-силoвыx качеств школьников.
Объект исследования — учащиеся 7 классов.
Предмет исследования – комплекс занятий по волейболу в 7 классах.
Неверно сформулирован объект. Правильно: скoрoстнo-силoвые качества учащихся 7 класса.
Практический блок.
Задание 1.
Оцените правильность формулировки целей курсовых работ. Определите объект и предмет работы.
Формулировка цели | Примечания |
1. Цель курсовой работы: теоретическое изучение проблемы формирования у детей экологических представлений во время прогулок. | |
2. Цель: изучение развития эмоциональной сферы детей в подготовительном возрасте с помощью сказкотерапии. | |
3. Цель курсовой работы – теоретическое изучение возможностей использования русских народных сказок в эмоциональном развитии. | |
4. Цель исследования: теоретически обосновать познавательный интерес к архитектуре Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста. | |
5. Цель исследования: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. |
Задачи вытекают из поставленной цели и направлены на ее достижение. Они называют шаги в процессе достижения цели. Задачи взаимосвязаны друг с другом, располагаются последовательно всему изложению, соответствуют основному содержанию работы.
Общепринято задачи формулировать четко по количеству и наименованиям параграфов (глав) работы. Фразы, которые помогут сформулировать задачи исследования:
- проанализировать;
- исследовать;
- выявить;
- сопоставить;
- классифицировать;
- описать;
- изучить;
- охарактеризовать;
- разработать;
- предложить.
Задачи для курсовой работы
1 задача: выявление сути и качественных характеристик, основных свойств объекта исследования – того места, где накопились проблемы.
2 задача: рассмотрение особенностей объекта исследования в рамках возраста детей.
3 задача: изучение свойств выбранного средства решения проблемы.
4 задача: изучение имеющегося педагогического опыта, примеры формирования/развития и т.п. из методической литературы.
Примеры Тема работы: «Особенности общения младших школьников с родителями». Задачи: 1. Рассмотреть сущность общения как источника психического развития личности. 2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста. 3. Проанализировать роль семьи в развитии общения детей младшего школьного возраста. 4. Проанализировать психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию коммуникативных навыков и общительности младшего школьника. Тема работы: «Трудовое воспитание учащихся в начальной школе во внеурочной деятельности». Задачи: 1. Рассмотреть понятие трудового воспитания младших школьников, его цель, задачи и формы. 2. Изучить особенности организации трудового воспитания в ходе внеурочной деятельности в начальной школе. 3. Исследовать влияние отдельных дисциплин на трудовое воспитание и воспитание культуры труда в школе. 4. Разработать рекомендации по организации трудового воспитания и воспитания культуре труда в общеобразовательной школе. Тема работы: «Использование игр на плоскостное моделирование в процессе математического развития младших школьников». Задачи: 1. Изучить вопросы развития математического развития младших школьников в психолого-педагогической литературе. 2. Систематизировать и обобщить представления современных педагогов о роли игр на плоскостное моделирование в математическом развитии младших школьников. 3. Дать общую характеристику игр на плоскостное моделирование, изучить принципы обучения математике с использованием плоскостного моделирования. |
Задание 2.
Ознакомьтесь с задачами учебных исследований. Определите, курсовая ли дипломная это работа. Скорректируйте при необходимости. Сформулируйте тему и цель исследований.
Вариант 1.
Тема: ____________________________________________________________________________
Это курсовая работа / дипломная работа.
Цель: ____________________________________________________________________________
Задачи:
1. Выявить сущность понятия «выразительность речи».
2. Проанализировать способы развития выразительности речи младших школьников.
3. Выявить роль драматизации программных произведений детской литературы в процессе развития выразительности речи школьников.
4. Спроектировать и провести ряд занятий с использованием драматизации в 4 классе.
5. Сделать выводы об эффективности драматизации как методического приема с целью формирования развития выразительности речи учащихся 4 класса на уроках чтения.
Вариант 2.
Тема: ____________________________________________________________________________
Это курсовая работа / дипломная работа.
Цель: ____________________________________________________________________________
Задачи:
1. Раскрыть смысл основных понятий темы (подход к обучению, дифференциация, языковой барьер, индивидуальный подход), используя психолого-педагогическую литературу.
2. Изучить возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Выявить условия, при которых индивидуальный подход является средством преодоления языкового барьера у младших школьников на уроках иностранного языка.