Теоретическое обоснование необходимости создания комиссии по вопросам военных беженцев




.

Основываясь на выше изложенных документах, нами установлено, что WRВ была создана в 1944 г., но история ее создания берет свое начало еще в 1942. На тот момент массовое уничтожение еврейского населения в СССР уже почти были завершены, зато в других странах Европы «окончательное решение еврейского вопроса» уже было начато. Только с 1942 г. правительства западных стран через дипломатические каналы стали получать известия об уничтожении еврейского населения Европы. Это, в частности, подтверждают многочисленные документы (отчеты WJC- (Всемирного Еврейского Конгресса), нота польского правительства в изгнании, западных государства, с данными о массовом уничтожении евреев.

Так, 17 декабря 1942 г. совместная декларация союзников (Объединенных Наций), сделанная одновременно в Лондоне, Вашингтоне и Москве официально подтвердила, что нацисты совершают систематические массовые убийства еврейских гражданских лиц, согласно политики уничтожения европейского еврейства (London, 2003.)

Заметим, что до этого времени помощь евреям поступала от различных международных агентств, в том числе JDC, ICRC и тому подобное. Но это была фрагментарная помощь, которая существенно не могла улучшить положение гражданского населения, которое страдало от страданий. К тому же, это были инициативы частных кругов (доноров, преимущественно богатое американское еврейство, которое предоставляло различные средства на спасение европейского еврейства); правительства западных стран, как правило, не принимали в них участие.

Первые существенные попытки донести информацию западному обществу (и, прежде всего, правительствам этих стран) о тех событиях, что происходили в Европе, датируются началом 1943 г. 21 января 1943г. посол США в Швейцарии Леланд Гаррисон направил телеграмму № 482 для президента Американского Еврейского Конгресса Стивена Вайса с передачей Государственного секретаря США Самнера Веллеса, в которой Герхард Ригнер, секретарь ШС в Швейцарии, отчитывался о «6 тыс. евреев, которых ежедневно убивают в одном польском городе; евреи Берлина уже на пороге собственного конца; со 136 тыс. евреев, депортированных в «Транснистрии», 60 тыс. уже умерло».

Веллес передал эту телеграмму С. Вайсу, и Американский Еврейский конгресс уже готовил массовый митинг за немедленное спасение западными союзниками евреев Европы на «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке, который состоялся 1 марта 1943. и собрал около 70 тыс. лиц (еврейское и нееврейское население) (Реnkower, 1988).

После этих событий активизировалась деятельность WJC, к которой подключились и чиновники Государственного Департамента США, американские дипломаты в Швейцарии, Испании и представители других международных организаций (Реnkower, 1988).

Важным событием международного масштаба, итоги которого способствовали образованию WRВ, стала Бермудская конференция (апрель 1943 г.) между США и Великобританией. И, хотя, в целом, она была неудачной (представителями США и Великобритании были не ключевые дипломаты; конференция скорее всего имела цель успокоить западное общество в том, что помощь гражданскому населению Европы продолжает поступать), однако она поставила ключевой вопрос - судьбы военных беженцев. Отметим, что основным ожиданием от конференции было предоставление всем евреям, находившимся под нацистской оккупацией, статуса военнопленных (Сотnу, 2012: 160).

Но на практике этого не произошло. Поэтому американское еврейство инициировало «собственную» конференцию - Чрезвычайную конференцию по спасению евреев Европы. Фактически, это была встреча группы Питера Бергсона в Нью-Йорке в июле 1943 г. Накануне был издан меморандум «Чрезвычайной конференции по спасению евреев Европы: проект программы и ее цели», не содержал никаких ссылок на американскую организацию, только «предложение правительства о создании Агентства Объединенных Наций для спасения миллионов евреев, остававшихся живыми», соприкасающегося том, что было предложено ведущими еврейскими группами за год до этого. В основе ее уже были «привычные» вопросы: «прямая помощь в предоставлении еды и одежды евреям Европы», «массовый исход евреев из Европы», др. (Rubinstein, 1997: 107-109).

Результатом Чрезвычайной конференции стало создание комитета с соответствующим названием, который возглавил П. Бергсон. В свою очередь, этот комитет, используя все доступные ему средства (прежде всего, факт дружбы Бергсона со многими представителями власти США), пытался оказывать давление в вопросе создания нового агентства по оказанию помощи и спасения евреев Европы, которым стал WRВ (Rubinstein, 1997: 110). В конце концов, это удалось. Уже 13 января 1944 г. активная группа американских чиновников-Генри Моргентау, Джон Пелл и др. - направили президенту Рузвельту "отчет молчаливого согласия правительства Рузвельта в убийстве евреев". Этот документ, де-факто, стал последней точкой в принятии решений о создании WRВ, который был учрежден указом Президента США Ф. Д. Рузвельта 22 января 1944. ради помощи беззащитным беженцам (в частности, евреям) «как интегральной части глобальной войны против нацистов».

Указ содержал следующее: «Политикой этого правительства является принятие всех мер по спасению жертв вражеской агрессии, которые находятся в неотложной опасности смерти и предоставления таким жертвам всей необходимой помощи и спасение согласно успешного проведения войны» (F. D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34. Vol. I: 1-3). Этот указ обеспечил Комиссию всеми полномочиями, необходимыми для проведения ее деятельности.

О важности характера агентства свидетельствовал ее состав: Государственный секретарь, Секретарь Казначейства, Секретарь по делам войны, высшие офицеры Кабинета - все эти лица были напрямую ответственны перед Президентом США (F. D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34).

 

2. Содержание основных функций WRB поддержки и помощи жертвам вражеских репрессий

 

Основными функциями WRB были определены: «развитие планов и программ инаугурации эффективных мер по спасению, транспортировке, поддержки и помощи жертвам вражеских репрессий; создание временных приютов для таких беженцев» (F. D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34).

Перед Комиссией были поставлены задачи привлекать к сотрудничеству по вопросам помощи и спасения военным беженцам зарубежные правительства и международные организации.

Особую важность представляет положение о представительствах WRB за рубежом:«..определенные шаги сделаны для создания Специальных представителей Комиссии в стратегических местах: Турции, Швейцарии, Швеции, Португалии, Великобритании, Италии и Северной Африке. Эти представители получили дипломатический статус и были уполномочены как Специальные атташе по делам военных беженцев с почтенной миссией Государственного Департамента США..." (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34).

Основные средства поступали от Госдепа и учреждений, которые финансировались или были подчинены США; однако немало денег получала WRB через различные частные организации (доноров), которые распределял через различные учреждения, государственные и негосударственные.

Для лучшего понимания деятельности WRB следует отметить механизм ее взаимодействия с различными учреждениями, благотворительными агентствами.

Так, сразу после создания, представители WRB пригласили Генри Эмерсона, директора IGCR (Международный комитет по вопросам беженцев. Создана в Лондоне в 1938г.) в Вашингтон на консультацию. В течение этого визита было достигнуто соглашение о рабочих отношениях между двумя учреждениями. Кроме того, WRB получила $ 2 млн. от Президентского чрезвычайного фонда за плату. Комиссия потратила большинство этих средств на операции по спасению беженцев во Франции, Венгрии, Румынии, используя в качестве своих агентов представителей другой, еврейской, организации – JDC.

Представительства ICRC были также приглашены к сотрудничеству: они получали от WRB, главным образом, гуманитарную помощь (вещи, лекарства), которую распространяли на вражеской территории, а также служили каналом коммуникации с нацистскими чиновниками (History of the WBR with Selected Documents 27, 1944: 1185).

Примерно $ 20 млн. из частных фондов было лицензировано Управлением казначейства США для передачи за границу частным организациям по оказанию помощи, деятельность которых координировалась представителями WRB. Более $ 15 млн. было предоставлено GDC; более $ 1 млн. от "Vaad Haatzala" и более $ 300 тыс. - для WJC (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34. И: 6).

Программы, запланированы и разработаны WRB, реализовывались одновременно в трех направлениях. Во-первых, это были меры, направленные на спасение беженцев от преследований и гибели путем их эвакуации с территории врага в безопасное убежище. Во-вторых, целевые психологические меры, которые должны влиять на гитлеровские силы, особенно их подчиненных и спутников, не сотрудничать в нацистской политике преследования и уничтожения меньшинств и зверства против евреев и других гражданских лиц. В-третьих, были средства, с помощью которых WRB пыталась получить лучшие условия для депортированных и задержанных в нацистских концентрационных лагерях и поддерживать их жизнь до окончательного спасения или освобождения (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34. И: 8).

Финансирование спасательных операций за счет средств, которые перемещались с государств-членов, стало возможным благодаря значительному изменению политики Казначейства и Дер^депу непосредственно перед основанием WRB. Было решено, что правительство Соединенных Штатов позволит установленным частным учреждениям переводить средства от США их представителям в нейтральных странах для финансирования спасения преследуемых народов, которые находились под нацистским контролем. Для покрытия всех таких переводов была разработана основная казначейская лицензия Департамента торговли. Эта лицензия позволила обеспечить необходимое общение, в частности, с представителями международных организаций на территории врага и финансирование спасательных операций за определенными методиками, предназначенными для того, чтобы не принести никакой финансовой выгоды врагу. После создания WRB все запросы на получение лицензий этого типа были переданы через нее и выдавались только по ее рекомендациям, обеспечив координацию всех программ спасения (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34И: 8-9).

Охарактеризуем основные операции по спасению еврейского населения, проведенных WRB за участия ее представительств в той или иной стране Европы. В течение деятельности Комиссии (1944 - 1945) было проведено несколько десятков операций по всей Европе, многие из которых были направлены именно на спасение евреев. Однако, заметим, что многие спасательные миссии имели целью предоставить спасение в целом пострадавшему гражданскому населению Европы. И в таких случаях трудно выделить «еврейскую» составляющую. Поэтому попробуем показать те операции, которые имели непосредственное отношение к европейскому еврейству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: