Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Зареченский технологический институт – филиал ПензГТУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Для студентов 1 курса заочной формы обучения
Специальность: 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»
Заречный 2015
СОСТАВИТЕЛЬ: О.А. Зябликова
ОБСУЖДЕНО:
На заседании кафедры
«» ________ 20___ г. протокол №
ОДОБРЕНО:
Ученым советом филиала
«» _________20___ г. протокол №
Цели учебной практики
Являясь обязательной частью подготовки бакалавров менеджмента, учебная практика предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранному направлению на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.
Основными целями учебной практики являются:
· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в университете;
· выработка умений применять полученные практические навыки решения конкретных вопросов возникающих при осуществлении организационно-управленческой деятельности;
· приобретение практических навыков самостоятельной работы.
Продолжительность учебной практики составляет 3 недели и определяется графиком учебного процесса университета на очередной учебный год.
Задачи учебной практики
Задачи и содержаниеучебной практики заключаются в следующем:
· приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
· ознакомление с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой (общество с ограниченной ответственностью, закрытое или открытое акционерное общество, фонд и пр.), системой управления и структурными подразделениями предприятия/учреждения/организации в которой бакалавр проходит учебную практику;
· изучение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (видов выполняемых работ и оказываемых услуг), ее основных потребителей, финансово-экономических показателей деятельности, положения на рынке и направлений развития предприятия/учреждения/организации;
· знакомство с работой функциональных служб предприятия/учреждения/организации (либо конкретной службы, в которой студент проходит практику) и должностными обязанностями их специалистов;
· получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки управленческой информации;
· формирование умений и навыков выполнения анализа экономических и управленческих расчетов;
· получение представлений об экологической деятельности предприятия/учреждения/организации, о санитарно-гигиенических условиях и охране труда, противопожарных и иных мероприятиях, обеспечивающих безопасность работы персонала предприятия / учреждения / организации;
· приобретение практикантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности по избранному направлению профессиональной деятельности на предприятии / учреждении / организации.
Место и время проведения учебной практики
Учебная практика проводится в функциональных службах первичных звеньев национальной экономики – предприятий и организаций разных форм собственности и различных организационно-правовых форм. Учебная практика осуществляются на основе договоров между университетом и соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями. В договоре университет и предприятие (организация и учреждение) оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практик.
Основные дидактические единицы (разделы программы учебной практики)
Таблица 1
Программа практики
Содержание работы | Сроки, дни |
Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией | |
Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации | |
Знакомство и описание производственно-технической подсистемы | |
Изучение особенностей социальной подсистемы | |
Подготовка отчета по результатам практики | |
Итого | 3 недели |
Содержание практики
1. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией
Знакомство с организацией начинается с экскурсии по основным производствам и ее подразделениям. Данный раздел практики предполагает изучение деятельности организации и ее характеристику:
1. название организации;
2. юридический адрес;
3. назначение (миссия);
4. правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
5. организационно-правовая форма и вид собственности;
6. технико-экономические показатели деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
7. финансовое положение (прибыль, рентабельность).
Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации
Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
1. основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
2. видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
3. производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
4. организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
5. ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;
6. взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:
1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);
2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), указать их достоинства и недостатки.
Таблица 2
Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл. 3).
Таблица 3
Деятельность менеджера организации (или подразделения)
Наименование должности и принадлежность к подразделению организации | Содержание деятельности и функций |
Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени. Оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4).
Таблица 4
Фотография рабочего времени деятельнсти менеджера отдела_____
Дата: «_»____________20_год
№ п/п | Содержание наблюдения | Текущее время | Продолжиельность работы, мин. |
1. | Начало наблюдения | 8-00 | 15 мин. |
2. | Подготовка рабочего места | 8-15 | |
…. | …………… | …. | …. |
Общее время наблюдения, мин. | |||
Сводка затрат времени | |||
№ п/п | Наименование элемента | Количество повторений | Удельный вес времени на выполнение работ |