Возрастные особенности, влияние возрастной периодизации обучающихся в процессе формировании эстетической культуры




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию и повышению уровня эстетической культуры младших школьников средствами искусства, необходимо разработать программу направленную на воспитание чувств человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, при этом учитывать те условия, которые должны выполняться для повышения уровня эстетической культуры во внеклассных занятиях. Такую возможность нам предоставляет Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) согласно ФГОС НОО. Эстетическое воспитание детей является очень важным этапом на пути формирования общества и личности в целом [2, с. 45]. В процессе совершенствования эстетическое начало возвышает самого человека, украшает его обыденность и повседневность. На развитие эстетического начала большое влияние оказывает характер общественных отношений, а также уровень развития и духовное состояние общества, а главное развитие его культуры. Эстетическая культура является главной частью культуры, которая в свою очередь является многогранной. В ее основе лежат: эстетическое сознание и эстетические ценности людей, определенные эстетические моменты в различных видах деятельности, и конечно, эстетическое воспитание. Народное искусство занимает особое место в эстетической культуре и эстетическом воспитании. Эстетическая культура человека - это в первую очередь чувственное понимание и осознание мира культуры.

Формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте[21, с. 119]. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Объект исследования - процесс формирования эстетической культуры младших школьников, с помощью декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования – возможности декоративно – прикладного искусства в формировании эстетической культуры младших школьников.

Цель: рассмотреть и проанализировать влияние декоративно-прикладного искусства на формирование эстетической культуры младших школьников.

Гипотеза: процесс формирования у младших школьников эстетической культуры будет эффективным, если:

Задачи:

1. Изучить понятие и выделить структурные компоненты эстетической культуры младших школьников

2. Определить роль декоративно-прикладного искусства в процессе формировании эстетической культуры младших школьников.

3. Раскрыть особенности урока Изобразительное искусство в контексте формирования эстетической культуры младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования – анализ психолого-педагогической, методической литературы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научного знания об особенностях формирования у младших школьников эстетической культуры посредством декоративно-прикладного искусства.

Структура курсовой работы: введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура

 

1.1 Эстетическое воспитание в современной начальной школе

 

Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости[22, с. 51].

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба, А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста Н. А. Ветлугиной, Э. Н. Горюновой, Д.Б, Кабалевским, А.А. Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой и др. выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а так же глубокому выявлению специфических особенностей изучаемого материала и разных видов искусств.

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности [22 с 790-792]. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного. Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности.

В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике. Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность. Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса.

Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим. Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка младшего школьного возраста. Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом[22, с 790-792].

 

1.2 Понятие эстетическая культура: сущность, структурные компоненты, уровни сформированности.

 

Эстетическая культура как понятие носит неоднозначный характер. В научных трудах по философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии существует большое количество определений эстетической культуры. Для того чтобы объективно подойти к теоретическому обоснованию проблемы формирования эстетической культуры младших школьников необходим анализ подходов к пониманию феномена эстетической культуры.

Проблемы развития художественно-эстетического воспитания, корректировки его концепций в условиях научно-технической революции, в связи, например, с развитием компьютерной техники и компьютеризацией процесса эстетического воспитания, необходимостью развития визуальной и колористической грамотности, с утилитарно-прагматическими целями материальной культуры современного западного общества, иными обстоятельствами, особенно усиленно обсуждаются и разрабатываются в современной западной эстетике. В работах многочисленной группы авторов (А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт, Е.М. Торшилова) анализируются проблемы эстетического воспитания как средства и инструмента эстетической культуры.

В связи с разработкой программ духовного и эстетического воспитания на государственном уровне в последние годы усилился интерес исследователей к программно-целевому методу в эстетическом воспитании, к теоретическим и практическим аспектам разработки таких программ. Наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетического воспитания, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, а также проблема соотношения теории и практики эстетического воспитания в связи с задачами формирования эстетических качеств личности человека.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры[11, с. 45]. Интересным и новым направлением исследований стало рассмотрение проблем эстетической культуры и эстетического воспитания через категорию эстетического опыта. Однако нельзя не заметить узкой интерпретации проблемы развития эстетической культуры и эстетического воспитания. Авторы обычно выделяют какие-то отдельные, может быть достаточно существенные стороны эстетической культуры, например, культуру художественную или культуру чувств, по существу сводят все многообразие эстетической культуры лишь к ним. Например, основываясь на чувствах, на том, что все начинается с чувства и что поэтому эстетическая культура приобретает особое значение как культура чувств и эстетика как наука о преобразовании мира по законам красоты, можно сделать вывод о том, что эстетическая культура - это культура чувств, которая помогает воспринимать и осваивать мир по законам красоты. Такое определение является односторонним и не раскрывает всей полноты эстетической культуры и эстетического воспитания.

Недостаток подобных определений состоит также в том, что при этом не учитываются существенные различия между воспитанием чувств (так называемым сенсорным воспитанием) и эстетическим воспитанием. Проанализировав те общие условия и причини, при которых зарождается эстетический процесс как компонент и аспект целостной человеческой культуры, он показал, что в основе возникновения той своеобразной человеческой эстетической по своей природе потребности, развитие и совершенствование которой привели затем к появлению особой, специфической, относительно самостоятельной формы духовного производства - искусства, лежит прежде всего процесс развития специфически человеческой чувственности.

Таким образом, чувственность, чувственная культура играет очень большую роль в эстетической культуре, вообще в эстетическом отношении человека к миру. Однако это отнюдь не означает, что эстетическая культура сводится к чувственности. Понятие эстетического неверно толковать только как «чувственное» причем, последнее понимать как ощущаемое, воспринимаемое. Подобное толкование означало бы, что весь мир является эстетическим, так как весь окружающий нас мир чувственно воспринимаем. Надо иметь в виду, что чувственное это не только отношение человека к вещи, но и отношение к самому себе, к цели, смыслу своего бытия.

Вообще при определении эстетической культуры, соответственно формулирования затем целей и задач эстетического воспитания, очевидно было бы неправомерно преувеличивать или тем более ограничиваться выделением какой-либо стороны элемента, будь то чувств, знаний и т.д. Вследствие абсолютизации одной из сторон, в особенности, абсолютизации роли знания и научной информации при дефиците развитой человеческой чувственности, происходит разрыв между культурой интеллектуально-рациональной и культурой эмоционально-гуманитарной. Действительно, в эстетической культуре, в эстетическом воспитании все элементы важны - и эстетические чувства и эмоции, и знания, и потребности, и способности к творческой деятельности. Развитое эстетическое чувство является предпосылкой человеческих представлений о мире как о целесообразном совершенстве.

Хочется особо отметить, что развивается более широкий и более точный взгляд на эстетическую культуру. В самом общем виде эстетическая культура человека - это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты. Эстетическая культура здесь не сводится уже только к эстетическим чувствам. Эстетическая культура - это целое, включающее в себя эстетические объекты и явления, эстетические стороны материальных и духовных ценностей, эстетическое сознание людей, эстетические стороны их материальной и духовной деятельности, эстетическое воспитание.

Интересно, что в тех случаях, когда эстетическая культура рассматривается как совокупность эстетических сторон других областей социального (производства, быта, окружающей среды, искусства, человеческих взаимоотношений и т.д.), вопрос о ее строении, структуре почти снимается. Достаточно, полагают, взять эти эстетические стороны, объединить их в некое единство, в некую сумму и проблема решена. Вопрос о структуре эстетической культуры снимается в тех случаях, когда она по существу невольно ограничивается некоторыми составляющими ее компонентами, как это имеет место при узком толковании эстетической культуры [17, с. 33].

Предполагается, что по своему содержанию и строению эстетическая культура действительно есть многомерное образование, не сводимое ни к отдельным составляющим ее компонентам, ни к какому-то абстрактному единству, простой совокупности эстетических сторон. Основываясь на уже достигнутом в этом вопросе другими авторами стремясь продвинуть его решение далее, придать ему большую ясность и определенную системность, можно в структуре эстетической культуры выделить ряд основных структурных компонентов. В самом общем приближении можно сказать, что эстетическая культура человека есть единство по крайней мере трех составных частей:

1) эстетических чувств и эмоций как исходных компонентов и основы эстетического сознания, всей эстетической культуры человека, эстетических оценок, вкусов идеалов как высших компонентов эстетического сознания;

2) знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека;

3) умений, развитых способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельности.

Состоящая из этих основных частей эстетическая культура находит свое конкретное выражение, воплощение, материализацию во всех сферах человеческой жизнедеятельности, каждая из которых также имеет свои эстетические моменты, аспекты.

Так же рассмотрим уровни сформированности эстетической культуры.

Высокий. Дети обладают достаточным объемом эстетических впечатлений, опытом. Характерно наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений. Учащиеся способны давать оценку тому или иному эстетическому явлению. Стремятся добиваться запланированных результатов; преодолевают на этом пути затруднения. Эстетические умения и навыки сформированы. Эмоционально отзывчивы, артистичны. Проявляют творческое отношение к занятиям. При организации работы с учащимися данного уровня необходимо сохранить стимулировать их творческую активность.

Средний. Эстетические представления и понятия сформированы частично, оперируют ими неумело. Проявляют эмоциональную отзывчивость к прекрасному, но у них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. Эстетические чувства развиты недостаточно. Понимают взаимосвязь связь усилий и успехов, но часто ленятся. Дают относительно адекватную оценку эстетическим явлениям в действительности и искусстве, но при непосредственном руководстве взрослых. Недостаточно эмоционально отзывчивы, выразительны, артистичны. Компоненты эстетической воспитанности неустойчивы. С этими учащимися необходимо проводить работу по уточнению эстетических представлений и понятий, дополнительного восприятия материала с помощью более сильного ученика.

Низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых стремление к прекрасному отсутствует. Эстетические представления и понятия не сформированы, интерес не проявляется. Эмоциональная отзывчивость либо отсутствует, либо проявляется очень редко. Отсутствует интерес к эстетической деятельности. Эстетические умения и навыки не сформированы. Дети безвольны, поведение зависит от интереса к объекту; часто сопротивляются установкам педагога; импульсивны. Компоненты эстетической воспитанности неустойчивы [20, с. 53].

 

Возрастные особенности, влияние возрастной периодизации обучающихся в процессе формировании эстетической культуры

 

В педагогической науке получила распространение точка зрения, что не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития и формирования эстетической культуры личности. Так, в частности, особое значение классики педагогики и современные специалисты традиционно придавали младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода доказана в работах психологов В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, педагогов Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского и др[12, с. 15]. По-видимому, этим объясняется тот факт, что в советский период подавляющее большинство исследований по данной проблематике было выполнено применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. На современном этапе в странах СНГ наблюдается тенденция расширения диапазона диссертационных исследований, посвященных изучению особенностей формирования эстетической культуры у учащейся молодежи разных возрастных групп на разных уровнях образования (Н.Н.Румянцева, Н.Р.Макарова, Т.М.Малыгина, С.В.Масловская, Г.А.Петрова, С.Д.Якушева и др.) В научной литературе прошлых лет предпринимались попытки разграничения и характеристики этапов эстетического развития личности и формирования ее эстетической культуры. Так, российский исследователь Л. П. Печко выделил этапы (эмоционально- стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно - рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный), основываясь на преобладающем характере эстетического сознания и отношения в каждом из них. Первые три этапа, по его мнению, отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до младшего подросткового возраста, последующие представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетического развития[18, с. 13]. А.В.Пирадов в работе «Эстетическая культура личности» [18, с. 54] выявил и охарактеризовал пять этапов становления и развития данного личностного качества: с дошкольного по студенческий возраст. Характерно, что, выделяя этапы развития эстетической культуры личности, исследователи тесно связывают их с возрастной периодизацией. Мы не будем отступать от этой традиции и попытаемся охарактеризовать динамику эстетического развития личности, основываясь на возрастных особенностях. Дошкольный возраст (пропедевтический этап)– сензитивный период формирования ценностных ориентиров личности, ее эстетического развития, выявления способностей и создания условий для их развития. В дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с духовными ценностями общества, культурой и искусством. Духовное развитие человека, включающее эстетическое воспитание и образование, начинается с раннего возраста и продолжается в течение всей жизни. К концу второго года у ребенка возникают образы- представления, затем простейшие общие понятия. Восприятие постепенно переходит в наблюдение, которое становится все более целенаправленным. Привлечение ребенка к рисованию, лепке формирует его способность различать гаммы цветов, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию. Ребенок впечатлителен, эмоционален и вместе с тем пластичен, сензитивен к воздействию слова, красок, музыки. Дошкольник еще не связывает цель со способом действия, он обращается к эстетической стороне предметов главным образом из-за любопытства, познавательного интереса. К концу дошкольного возраста отмечается способность ребенка воспринимать форму в единстве с содержанием. Систематические занятия чтением, рисованием, лепкой, музыкой закладывают прочную основу его дальнейшего эстетического воспитания. Сформированные в начальный период эстетического воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Младший школьный возраст (базовый этап). Многие специалисты (Б.Т. Лихачев, Т.В.Карнажицкая, О.П.Котикова, В.Г.Кухаронок и др.) считают, что период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте, по мнению Б.Т.Лихачѐва, должен быть заложен фундамент дальнейшего развития эстетической культуры личности. Пробелы в эстетическом воспитании, допущенные в это время, практически трудно устранить в последующем [18]. Сензитивность младшего школьного возраста в плане формирования эстетической культуры объясняется особенностями мыслительной и эмоциональной сфер личности ребѐнка: высокой эмоциональной восприимчивостью, гибкостью и раскованностью воображения, преобладанием наглядно-образного мышления, действием инстинкта подражания, максимально способствующими освоению мира эстетически значимых предметов и явлений. Новая для ребенка школьная ситуация побуждает его к осмыслению и целенаправленности художественной деятельности на уроках. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание еще неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Младшего школьника увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией. Значительная роль в процессе эстетического развития личности школьника традиционно принадлежит учителю. Пользуясь этим, опытные педагоги способны не только заложить прочный фундамент эстетического развития личности, но и посредством эстетического воспитания сформировать мировоззрение, так как именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Подростковый возраст (поисковый этап). Подростковый возраст — начало самовоспитания. Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10-12 лет. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. При восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит,— избирательно. Кардинальная перестройка всех сфер жизнедеятельности личности в отрочестве позволяет говорить об этом периоде как о сензитивном для формирования эстетической культуры. Причѐм природа этой сензитивности связана, главным образом, с изменениями в психофизиологии и социальном статусе подростка. Процесс эстетического воспитания в школьные годы находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретении умений, навыков их оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идѐт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому, но у них еще мал запас знаний по теории искусства и художественного творчества. Старший школьный возраст (личностно-формирующий этап). Старшие школьники отличаются достаточно высоким уровнем умственных возможностей, эмоциональностью, впечатлительностью. Им свойственны поиски жизненного пути, стремление к расширению и углублению социальных контактов с окружающими, развитие потребности в сознательной саморегуляции и самовоспитании, развитие нравственно-волевой сферы. Всѐ это вместе взятое создаѐт внутренние условия для развития эстетических качеств, формирования эстетической культуры личности старшеклассника. Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника более избирательно, чем у подростка. Другой особенностью учащихся этого возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Ее реализация в занятиях искусством, художественном творчестве формирует эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, создает условия для освоения многообразных способов образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. Центральное место в эмоционально- чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Знание возрастных особенностей эстетического развития дает учителю возможность более целенаправленно обогащать чувственный опыт и развивать эстетический вкус учащихся, формировать эстетическую культуру. Формирование способности различать гаммы цветов, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию. Обращение к эстетической стороне предметов из любопытства, познавательного интереса. У младших школьников наблюдается неустойчивость внимания, кратковременность, поверхностность и разбросанность интересов. Примитивность эмоциональных переживаний. Любознательность, эмоциональность, восприимчивость, преобладание наглядно-образного мышления как основа развития эстетических интересов и склонностей. Увлеченность не результатом, а процессом художественного творчества (процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства). Знакомство с общественными критериями эстетической оценки. Оценка эстетических явлений в зависимости от конкретной ситуации. Приобретение эмоционально-эстетического опыта, накопление знаний о художественно-эстетических явлениях. Средний школьный возраст: - развитие самосознания, потребности в самоутверждении и самовыражении. Наличие определенного эмоционально-эстетического опыта, знаний, способности к обобщению явлений окружающего мира, способность к постановке целей, самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства. Поиск возможностей самовыражения и самореализации в художественном творчестве. При восприятии предметов и произведений искусства осмысление их содержание с точки зрения уже известных общественных критериев. Стремление к самостоятельной оценке явлений жизни и искусства. Избирательность эстетических предпочтений. Развитие мотивов общения с эстетическими и художественными объектами. Развитие умений и навыков эстетической оценки. Чуткость к возвышенному и героическому поведению. Старшие школьники: - Система мировоззренческих взглядов и убеждений как основа эстетических оценок. Обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Избирательное восприятие эстетических сторон жизни. Занятия по искусству, художественное творчество как средство самовыражения. Ориентация эмоционально-чувственной сферы на эстетику человека и его поведения. Формирование эстетических идеалов и вкусов. Заключение. Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Эстетическое развитие и формирование эстетической культуры носят этапный характер. В научной литературе этапы формирования связываются с возрастными периодами развития личности.

2. Дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными периодами для формирования основ будущей эстетической культуры личности. Эстетическое развитие детей этого возраста имеет основополагающее значение для формирования эстетической культуры личности. Это обстоятельство объясняет внимание специалистов к этому возрасту, а также численное преобладание работ, выполненных на материале данной возрастной группы.

3. Существуют возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки — к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Уровень развития эстетической культуры школьников не однороден даже в пределах одной возрастной группы. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся решается путем целенаправленного эстетического восприятия. Современная педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон — важное условие подлинного расцвета личности.

4. Основываясь на материалах можно выделить пять этапов эстетического развития и формирования эстетической культуры личности: пропедевтический (дошкольный возраст), базовый (младший школьный возраст), поисковый (подростковый возраст), личностно-формирующий (старший школьный возраст), творческий (студенческий возраст).

 

1.4 Эстетическая культура как показатель готовности обучающихся к межкультурному диалогу

 

Определение межкультурной коммуникации («межкультурный диалог») представленной на известном сайте «Википедия» неоднозначно:

- «межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам».

Согласно определению Т. Б. Фрик: «Межкультурная коммуникация – это общение людей, которые представляют разные культуры». И.В. Денисова и А.П. Еременко дают похожее определение, выделяя при этом “межэтническую коммуникацию” как «общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы)».

В. С. Библер, говоря о межкультурной коммуникации, отмечает, что она как бы порождает «новый всеобщий социум культуры», особую социальность, точнее форму свободного общения людей в силовом поле диалога культур. В этой связи всё более актуальным становится вопрос о барьерах на пути такого общения и способах их преодоления или устранения.

Т. Н. Персикова понимает межкультурную коммуникацию как «культурно обусловленный процесс, все составляющие которого находятся в тесной связи с культурной (национальной) принадлежностью участников процесса коммуникации».[33]

Автор выделяет три правила межкультурной коммуникации:

1. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет наибольшие трудности для интерпретации членами иной культуры.

2. Для достижения понимания при общении необходимо обучать участников межкультурного взаимодействия активному слушанию.

3. Необходимо уметь предвидеть и предотвратить возможные ошибки при коммуникациями с представителями разных культур, иначе намечавшийся межкультурный контакт может сорваться за счет произведенного негативного впечатления.

Роль эстетической культуры в процессе возникновения межкультурного диалога между младшими школь<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: