Интенсивное развитие информатики и информационных технологий требует необходимости использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности. В информационном обществе изменяются требования, предъявляемые к работнику. Базовыми требованиями становятся умение собирать, оценивать и использовать информацию, организовать доступные ресурсы для решения стоящих перед работником задач, умение быстро ориентироваться в мире все расширяющихся информационных технологий и применять их на практике [3]. Из анализа учебников, мы видим, что тема «цифровым фото и видео» в школьном курсе информатике и ИКТ затрагивается поверхностно и не формирует должных умений работы с цифровым фото и видео. В помощь педагогам по данной теме создано множество методических разработок: элективных курсов, кружковых занятий, показательные уроки. Рассмотрим некоторые из них.
«Графика-плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» предназначен для поддержки учебного процесса в рамках школьного курса «Информатика» на базовом и профильном уровнях основного, среднего (полного) общего образования (8 - 11 классы), а также для построения авторских углубленных и дистанционных курсов. Комплекс охватывает следующие темы: основы компьютерной графики, представление цвета в компьютере, растровая графика цифровое видео, цифровой звук. В состав комплекса включено лицензионное программное обеспечение [25].
Элективный курс «Цифровая обработка фото, видео и звуковых данных» Саетовой Ризиды Фавадисовны направлен на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов [15].
Курс призван выполнять следующие цели и задачи.
Цель курса:
Расширение и уточнение знаний обучающихся о звуковых и видео возможностях компьютера. Ознакомление обучающихся с современными возможностями обработки цифрового фото и видео, аудио информации. Использование специального программного обеспечения для редактирования информации, их комбинирования с целью получения целостного проекта.
Задачи курса:
Образовательные:
1. познакомить обучающихся с компьютерными технологиями обработки видео и звуковой информации;
2. дать практические навыки сбора и обработки информации;
. научиться простейшим приемам создания видеопроектов.
Воспитательные:
1. оценивать свои умения применять полученные знания при создании собственных видео проектов;
2. принимать участие в обсуждении проектов других обучающихся;
. выслушивать мнение своих коллег при обсуждении проектов.
Развивающие:
. развить творческие способности;
. развить мыслительные способности.
Методы и формы обучения. Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию видеопроектов. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. В процессе работы предполагаются лекционные занятия, практические занятия, коллективные обсуждения, самостоятельная работа, работа в творческих группах. Выполнение про ектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Ожидаемые результаты. По окончании курса учащиеся должны уметь обрабатывать цифровое фото, видео и звуковые объекты, уметь создать видеофильм, знать основные этапы создания видеофильма.
Формы подведения итогов реализации программы. Согласно учебному плану каждое полугодие завершается презентацией проекта. Конкурс является формой текущего и итогового контроля, предполагающая выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий. Данная образовательная программа рассчитана для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-10 классов, которые имеют базовый уровень подготовки. Группа формируется из учащихся разновозрастной группы. Количественный состав творческой группы - 8 -10 человек.
Программа рассчитана на один год. Общий объём часов: 34 часа в год. Недельная нагрузка - 1 час. Основной формой обучения является учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет информатики.
Содержание программы
1. Основные понятия цифрового фото, видео и звука (2 ч.);
2. Работа с внешними устройствами (2 ч.);
. Стандартные программы для работы со звуком, запись и обработка (2 ч.);
. Стандартные программы для обработки цифровой фотографии (3 ч.);
. Основы работы с видео в программе Windows Movie Maker (6 ч.);
. Основы работы с видео в программе Pinnacle Studio9 (19 ч);
Кружок «Компьютерная графика» разработан учителем информатики Соколовой Галиной Альбертовной [11]. Он объединяет учащихся 8 - 9 классов, желающих углубленно освоить современные компьютерные технологии, изучить основы профессиональной обработки графических изображений.
Цель работы кружка: организовывать содержательную и творческую деятельность учащихся, развивающую творческий потенциал личности.
Задачи:
- изучить прикладную программу Adobe Photoshop;
- изучить правила построения компьютерных рисунков;
- изучить возможности компьютерной обработки фотографий;
- воспитывать трудолюбие, терпение и усидчивость;
- содействовать росту творческого потенциала личности.
Направление деятельности:
- построение рисунков;
- обработка готовых изображений;
- создание оформления кабинета информатики;
- выполнение творческих работ;
- проведение выставок работ;
- реализация творческих отчётов работы кружка.
Таблица 3. Планирование кружка «Компьютерная графика»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Компьютерный практикум |
Правила безопасной работы в кабинете информатики | |||
Рабочая область Photoshop - Меню инструментов | Изучение среды редактора | ||
Настройка мазка кисти - Панель параметров | Изучение видов мазка кисти | ||
Кисть, определенная пользователем | Настройка кисти | ||
Изменение масштаба | Раскрашивание рисунков, используя кисть и режимы смешения цветов | ||
Инструменты выделения и перемещения - Прямоугольное выделение - Выделение неправильной формы - Преобразование выделения | Преобразование изображения при помощи выделения, копирования, горизонтального транспортирования. | ||
Инструменты рисования - Карандаш - Линия - Заливка - Штамп - Палец | Обработка изображений с использованием инструментов выделения | ||
Инструмент ластик - Ластик - Магический ластик - Фоновый ластик | Редактирование рисунков с помощью ластика | ||
Слои - Форматы сохранения | Построение коллажа | ||
Маски и каналы - Режим быстрой маски - Сохранение выделенных областей | Построение коллажа | ||
Основы коррекции тона - Автоуровни | Редактирование фона фотографии | ||
Основы коррекции цвета - Цветовой баланс | Смена цвета в изображении | ||
Рисование кривых произвольной формы - Инструмент Перо | Рисование кривых | ||
Работа с текстом - Текст по горизонтали - Текст по вертикали - Искаженный текст - Текст маска | Построение надписей | ||
Фильтры - Искажение - Мазок кистью - Пиксели - Резкость - Рендер - Свободное преобразование - Стиль - Текстура - Художество - Эскиз | Преобразование изображений при помощи фильтра | ||
Выполнение итоговой работы | Индивидуальная практическая работа | ||
Выставка работ | Представление работ |
Оборудование: компьютеры, проектор, карточки - задания, графические файлы для практической работы.
Программное обеспечение: графический редактор Adobe Photoshop.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Методическая разработка урока учителя информатики А.П. Ляхова на тему «Обработка мультимедийной информации» [25]. Целью урока является формирование представления о мультимедийной информации. Учащиеся знакомятся со стандартными программами для обработки звука, фото, видео, получают навыки работы с данными программами.
Решаемые задачи
Учебные:
закрепить первоначальные теоретические и практические навыки работы по обработке звука и цифрового фото;
познакомить учащихся с дополнительными возможностями стандартных программ по обработке звука и изображений.
Развивающие:
продолжить развитие практических навыков работы с компьютером;
показать возможность применения изучаемого материала в практической жизни;
развивать умения анализировать, систематизировать и делать выводы.
Воспитывающие:
воспитывать чувство уважительного отношения друг к другу во время совместной работы на уроке;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку на основе разъяснения научных информационных терминов.
Тип урока: комбинированный
Используемое оборудование: компьютерный класс, проектор, микрофоны, наушники.
Используемые программы: Звукозапись, Audacity, NSS, IE, звуковые файлы, презентация «Обработка мультимедийной информации».
Этап усвоения приемов обработки цифрового фото проходит в форме практической работы учащихся за компьютером. Этой работе предшествует постановка задания, предстоящего для выполнения, и обсуждение способов его выполнения, что обеспечит успешность выполнения учащимися практической работы. Практическая работа организована с использованием заданий трех видов. Первое задание требует применения только что введенного нового материала по обработке существующего звукового файла, но в то же время усложнено за счет первоначальной записи учащимися этого звукового файла. Звуковой файл должен содержать три термины информатики и у каждого учащегося он будет своим. Каждый учащийся свой файл воспроизводит, обрабатывает с помощью различных эффектов и шифрует. Второе задание организовано в форме деловой игры «Интервью», где в качестве интервьюируемых выступают трое учащихся, отвечающих на довольно актуальные вопросы изучения информатики в школе. Эта игра демонстрирует одно из прикладных значений обработки звуковой информации и имеет воспитательное значение. Третье задание предлагается некоторым учащимся, не участвующим в интервью. Оно состоит в дешифровке записанного в первом задании чужого сообщения.
В данной главе мы рассмотрели возможности изучения темы «Цифровое фото и видео» в школьном курсе информатики. Анализ учебников показал, что данная тема затрагивается поверхностно и не формирует должных умений работы с цифровым фото и видео. Авторами учебников предлагается объемное содержание теоретической составляющей по компьютерной графике, практическая часть ориентирована создание рисунков и их редактирование.
В помощь педагогам по теме «Цифровое фото и видео» создано множество методических разработок: элективные курсы, кружковые занятия, показательные уроки. В основе данных занятий лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о цифровом фото и видеоинформации, а также на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов [2].
Заключение
фото видео редактор цифровой
В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия цифровое фото и видео:
цифровая фотография - это технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати [17];
цифровое видео - это множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала в цифровом представлении [22];
цифровой звук - это кодирование аналогового звукового сигнала в виде битовой последовательности [6].
В ходе исследования выделили основные моменты изучения цифрового фото и видео в школьном курсе информатики и ИКТ. Данная тема затрагивается поверхностно и не формирует должных умений работы с цифровым фото и видео. Авторами учебников предлагается объемное содержание теоретической составляющей по компьютерной графике, практическая часть ориентирована создание рисунков и их редактирование.
Также были рассмотрены некоторые методические разработки. В основе которых, лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о цифровом фото и видеоинформации, а также на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов.
Список литературы
1. Абдулов, Р.М. Методические приёмы изучения современных аудиовизуальных технических средств и их использование в обучении физике [Текст]: к изучению дисциплины / Р.М. Абдулов, О.Г. Надеева // Педагогическое образование в России: научный журнал. - 2011. - №3. - С. 109-119.
2. А.Г. Асмолов, А.П. Семенов, А.Ю. Уваров Новый этап информатизации отечественной школы: Взгляд в следующее десятилетие. Главы из книги: к изучению дисциплины // Информатика (ПС). - 2010. - №15. - С. 2-28.
. Бондаренко, С. Работа с фото и видео онлайн: лучшие веб-сервисы [Текст]: к изучению дисциплины / С. Бондаренко // Мир ПК. - 2011. - №4. - С. 60-65. - (Интернет).
. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 8 класс [Текст]: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 464 с.
. Быкадоров, Ю.А. Информатика и ИКТ. 8 класс + CD [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.А. Быкадоров. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 288 с.
. Динаев, Александр. Любительские цифровые фотокамеры [Текст] / А. Динаев // Мир ПК. - 2011. - №10. - С. 60-63. Акумбаева, Г.И.
. Захаров, А.С. Особенности учебников «Информатика и ИКТ» для VIII и IX классов И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова и Л.В. Шестаковой [Текст]: к изучению дисциплины / А.С. Захаров // Информатика и образование. - 2011. - №7. - С. 11-13.
. Куракин, Д.В. Внедрение технологии плотного спектрального мультиплексирования в национальной компьютерной сети науки и образования [Текст]: к изучению дисциплины / Д.В. Куракин // Дистанционное и виртуальное обучение: Научный журнал. - 2009. - №11. - С. 4-14.
. Маслаков, В.Г. Видеосамоучитель Linux + DVD [Текст]: учебное пособие / В.Г. Маслаков. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
. Материалы студенческой научно-практической конференции 2008 [Текст]: сборник / отв. ред. Н.Д. Шатова, 2008. - 170 с.
. Портал образование Костромской области. [Электронный ресурс] Web-сервер koipkro.kostroma.ru. Режим доступа: свободный. 13.06.2012
. Нурмухамедов, Г.М. Информатизация школьного образования: от истоков до наших дней [Текст]: к изучению дисциплины / Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование. - 2011. - №11. - С. 8-16.
. Угринович Н.Д. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 9 класса. [Текст] / М.: БИНОМ - Лаборатория знания, 2006.
. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 9 класса. [Текст] / М.: БИНОМ - Лаборатория знания, 2006.
. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] Web-сервер nsportal.ru. Режим доступа: свободный. 13.06.2012
. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений. В 2-хч. [Текст]/Подред.А.П. Ершова, В.М. Монахова. - М.: Просвещение, 2006.
. Практические задания по работе с фотографиями в Adobe Photoshop [Текст]: к изучению дисциплины / Г.И. Акумбаева // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 33-35.
. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 2008. -256 с.
. Симонович, Сергей Витальевич. Занимательный компьютер [Текст]: книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АСТ - Пресс Книга, 2004. - 368 с.
. Синицкая, И. Нестандартные методы обучения [Текст]: методический материал / И. Синицкая // Учитель. - 2012. - №2. - С. 27-32.
. Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебник / под ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2008. - 592 с.: табл. - (Высшее профессиональное образование).
. Транковский, С. Дагер - создатель фотографии [Текст]: к изучению дисциплины / С. Транковский // Наука и жизнь. - 2009. - №7. - С. 14-17. - (Из истории науки и техники).
. Угринович, Николай Дмитриевич. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 216 с.