СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
По курсу «Теория общей филологии»
ТЕМА 1. ФИЛОЛОГИЯ
1. Филология как знание. Различные подходы к определению филологии. Филология как «служба понимания» (С.С.Аверинцев).
2. Понимание как основа филологического знания.
3. Наивная филология и соотношение научного и вненаучного знания.
4. Структура филологии как научного знания. Специфика лингвистики и специфика литературоведения.
Литература:
Аверинцев С.С. Похвальное слово филологии. Интернет-ресурс: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/pohv_sl.php
Хроленко А.Т. Основы современной филологии. Учебное пособие. М.: Флинта, 2013.
ТЕМА 2. НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫФИЛОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
1. Теория научных революций Т.Куна. Понятие научной парадигмы. Условия возникновения новых парадигм. Причины смены научных парадигм.
2. Общие парадигмы филологии: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.
3. Научные парадигмы литературоведения: базовые различия в теории художественного произведения и методологических установках.
Литература:
Кун Т. Структуранаучныхреволюций // Актуальныепроблемысовременнойлиргвистики.Подред. Л.Н.Чурилиной. – М., 2011.
ТурышеваО.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. Пособ. – М.: Флинта: Наука, 2012.
ТЕМА 3. ПОЭТИКА КАК НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА.
1. Общие принципы «поэтики» как научной парадигмы литературоведения.
2. Русский формализм (Шкловский, Тынянов, Якобсон Структурализм в литературоведении. Работа В.Шкловского «Литература как прием» как манифест формализма. Понятия «прием», «эффект», «остранение».
3. Истоки структурализма: теория языка как коммуникативной знаковой системы Ф.де Соссюра и идеи русского формализма.
4. Общие принципы структуралистского подхода к художественному произведению. Понятие структуры.
5. Французский структурализм (Р.Барт, Ж.Женетт).
6. Московско-тартуская семиотическая школа (Ю.М.Лотман, Б.Успенский)
7. Постструктурализм в полемике со структурализмом.
Литература:
ТурышеваО.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. Пособ. – М.: Флинта: Наука, 2012.
Зинченко В.Г., ЗусманВ.Г., КирнозеЗ.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. – М., 2002.
Шкловский В. Искусство как прием / Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. Сост. Хрящева Н. П.- М.: Флинта, 2011. Интернет-ресурс: https://www.biblioclub.ru/69123_Teoriya_literatury_Istoriya_russkogo_i_zarubezhnogo_literaturovedeniya_.html
Структурализм / Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цургановой. – М: Intrada, 2004.
Лотман Ю.М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. Интернет-ресурс: https://philologos.narod.ru/lotman/apt/
Лотман М.Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе. Предварительные замечания/ Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 5–20. Интернет-ресурс: https://www.ruthenia.ru/lotman/txt/mlotman02.html#*
Тема 3. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
1. Истоки рецептивной эстетики: герменевтика Фридриха Шлейермахера и ВидьгельмаДильтея. История герменевтики. Понятия дивинации герменевтического круга.
2. Рецептивная эстетика как антропология художественной литературы.
3. Рецептивная эстетика Ханса-Роберта Яусса в статье «История литературы как вызов теории литературы»
4. Рецептивная эстетика Вольфганга Изера в статье«Процесс чтения: феноменологический подход»
Литература:
ТурышеваО.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. Пособ. – М.: Флинта: Наука, 2012
Рецептивная эстетика. См.: Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия / Гл. ред. Е.А.Цурганова. М., 2004.
Зинченко В.Г., ЗусманВ.Г., КирнозеЗ.И. Методы изучения литературы. Системный
подход: Учебное пособие. – М., 2002.
Яусс Г.Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория: антология / Под ред. И.В.Кабановой. М.: Флинта: Наука, 2004. с.192-200.
Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: антология / Под ред. И.В.Кабановой. М.: Флинта: Наука, 2004. С.201-224.
ТЕМА 4. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.
1. Биографический метод Ш.О.Сент-Бева.
2. Психоаналитическая герменевтика.
3. Юнгианская герменевтика. Понятие архетипа.
4. Мифологическая школа в литературоведении. Мифокритическая герменевтика.
Литература:
ТурышеваО.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. Пособ. – М.: Флинта: Наука, 2012
Рецептивная эстетика. См.: Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия / Гл. ред. Е.А.Цурганова. М., 2004.
Зинченко В.Г., ЗусманВ.Г., КирнозеЗ.И. Методы изучения литературы. Системный
подход: Учебное пособие. – М., 2002.
Тема 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
1. Культурно-исторический метод И.Тэна и социологический подход в литературоведении. Понятия «раса», «среда» и «момент» в теории Тэна. Принцип историзма.
2. «Реальная критика» Н.Добролюбова в контексте социологической парадигмы.
3. Марксистское литературоведение. Классовое понимание литературы (Г.В.Плеханов и др.) Вульгарный социологизм.
4. Неомарксизм. Ф.Джемисон«Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма»
Литература:
1. ТурышеваО.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. Пособ. – М.: Флинта: Наука, 2012
- Зинченко В.Г., ЗусманВ.Г., КирнозеЗ.И. Методы изучения литературы. Системный подход. – М.,2002.
- Фредерик Джемисон. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма // Современная литературная теория. Антология. / Сост. И.В.Кабанова. – М., 2004. С.272-293.