Развитие интереса к элементарной
Познавательно – исследовательской деятельности
У детей раннего дошкольного возраста.
Мастер-класс.
Цель: познакомить педагогов с технологией работы с детьми раннего возраста в центре экспериментирования с водой и песком.
Задачи:
- расширять знания педагогов о значении развития познавательного интереса в раннем дошкольном возрасте
- формировать представления об организации элементарной познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста
- способствовать распространению практики экспериментирования с водой и песком в совместной деятельности воспитателя и детей.
Познавательная, поисковая деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами. В ходе неспецифических и специфических манипуляций, ребенок извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребенка, реализуется его познавательная активность.
Тем не менее, многолетние исследования и наблюдения педагогов показали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.
Развитие интереса к элементарной познавательно-исследовательской деятельности у детей зависит от взаимодействия со взрослым и созданных условий среды.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на раннем этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной работе, может стать устойчивой чертой личности ребенка и играть существенную роль в его познавательном развитии.
Возможна ли организация исследовательской деятельности с малышами? Да! Но для этого необходимо создать условия, учитывая возрастные особенности детей 2-3 лет.
Дети, только пришедшие в детский сад эмоционально возбудимы и тревожны. Поэтому при организации совместной деятельности воспитателя и детей лучше выбирать знакомые ребенку материалы и предметы. Песок и вода – формы естественной деятельности ребенка, которые практически у всех детей сопровождаются положительными эмоциями, успокаивают и увлекают даже самых активных малышей. Поэтому для развития познавательного интереса в нашей группе был оборудован Центр воды и песка. Для занятий с группой детей мы используем большую песочницу, чистый прокаленный песок и теплую воду.
Возрастной особенностью маленьких детей является их непроизвольное внимание. Поведение ребёнка полностью определяется восприятием, важная характеристика которого – аффективная окрашенность. Поэтому совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Создать условия эмоционального погружения в ситуацию, закрепить способы поведения и взаимодействия воспитателю помогают сюжетные игрушки.
Специально для занятий с песком и водой мною были изготовлены два персонажа – Песошик и Капелька в виде кукол-бибабо. С помощью этих кукол дети знакомятся с песком и водой и правилами поведения во время занятий. Конечно, для маленьких детей таких правил должно быть не много – самое главное, о чем просят Песошик и Капелька – это не растерять их друзей (не рассыпать песок и не разливать воду). Тем не менее, у воспитателя всегда наготове должен быть инвентарь для уборки – совочек с метелкой для песка и тряпочка для воды (можно устелить стол или пол клеенкой). А для детей предусмотрены фартуки и салфетки. Во время экспериментирования у детей не должно возникать негативных эмоций. Даже, если они случайно рассыпали песок или разлили воду – воспитатель совместно с игровым персонажем помогает все аккуратно убрать и продолжить игру.
Так как память у детей раннего возраста носит непроизвольный характер, но для них характерно воспоминание, важно использовать в образовательной деятельности простые ритуалы. Каждое занятие с песком и водой мы начинаем с приветствия – здороваемся с Песошиком или Капелькой, опускаем ладошки в песок (воду), заканчиваем благодарностью (взаимной) и прощанием (взмахи ладошек влево-вправо на поверхности воды или песка). Эти ритуалы можно сопровождать короткими стихотворениями.
Как и любое обучение, развитие познавательного интереса проходит по принципу – от простого к сложному. Первоначально мы знакомим детей с материалами и правилами взаимодействия с ними. Конечно, сопровождая всю нашу деятельность подробным описанием происходящего, формулируя простейшие выводы о свойствах песка и воды.
Сначала мы рисуем на сухом песке, оставляем пальчиками следы, пересыпаем из ладошек «дождик», прячем и находим пальчики.
Потом Песошик предлагает разные задания:
- разложить угощения для друзей (сюжетные игрушки и формочки)
- набрать совочком большое ведерко песка для папы-медведя и маленькое для Мишутки
- собрать пуговицы с помощь сита
- набрать песка в бутылочки с помощью воронки
- сдуть песок через трубочку и найти красивые цветочки (картинки)
- забиваем колышки в песок с помощью молоточков
- ищем в песке маленькие игрушки-сюрпризы или цветные камешки
- сажаем овощи (из соленого теста) или цветы (цветные крышки) и т.д.
Занятия в воде мы тоже начинаем с простых действий вместе с Капелькой.
- набираем воду в разные емкости
- запускаем кораблики, подгоняем их ветерком
- ловим рыбок с помощью удочек или черпачков
- собираем морские сокровища щипцами
- делаем пену венчиком, надуваем пузыри
- делаем «бульки» трубочками для коктейля
- собираем воду губкой
- распыляем пульверизатором
- переливаем воду в бутылочку с помощью воронки
- наблюдаем за таянием снега
- замораживаем лед
- подкрашиваем водичку и т.д.
Сочетаем на занятиях воду и песок:
- делаем дождик с помощью леек – поливаем песок
- рисуем палочками на сыром песке
- выкладываем узоры на сыром песке
- варим кашу разной густоты
- печем куличики
- мастерим заборчики, замки, горки
- строим мостики через речки
- украшаем торт разноцветными камешками
- делаем дорожки из камешков или ракушек
После ознакомительного этапа – переходим к решению игровых ситуаций.
На этом этапе воспитатель стимулирует познавательный интерес детей с помощью различных сюжетов и персонажей, ставит простые проблемные вопросы. Дети, на основе предыдущего опыта, предлагают решение, совместно с воспитателем делают простые выводы.
Например:
- Познакомить детей с Таней, которая уронила в речку мячик и плачет. Предложить детям успокоить ее и провести эксперимент – утонет ли мячик в воде? Мячик не тонет – он легкий, в нем воздух. А камень легкий? Утонет? Воспитатель помогает сделать детям вывод, что легкие предметы не тонут, а тяжелые тонут.
- Помочь мышке спрятать мышат в норки от кота. В сухом песке норки неглубокие – из таких кот может утащить мышонка. Почему не получается выкопать норку поглубже? Потому что сухой песок сыпучий, легкий. Что нужно сделать? Мокрый песок – более плотный, липкий, послушный.
- Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка просит ребят убрать бобовые зерна из огорода, а посадить овощи. По одному зернышку долго убирать – петух останется голодным. Как быстро собрать все зернышки? Использовать сито. Почему можно быстро просеять песок? Потому что сухой песок – сыпучий, а песчинки мелкие. Фасоль крупная – не проходит в дырочки сита.
- Капелька предлагает поиграть в прятки – прячет игрушки в стаканчики с водой. Дети быстро находят игрушки. Потому что вода прозрачная, в ней все видно. А как же спрятать игрушки? Нужно покрасить воду. Дети красят воду гуашью. Делают вывод – чем темнее цвет воды, тем сложнее найти игрушку.
- Серый волк хочет украсть козлят. Песошик предлагает детям построить забор для волка, чтобы он не добрался до козлят. Сначала забиваем колышки в сухой песок – входят легко, держаться слабо. Потому что песок сухой, рыхлый. Его надо укрепить. Как? Намочить – влажный песок более плотный. В мокрый песок колышки сложнее забывать – используем молоточки, чтобы забор был крепкий.
- Путешествие на корабликах. На каком кораблике отправиться Капельке в путешествие? На бумажном, на деревянном или на пластилиновом? Проведем эксперимент. Пластилиновый кораблик слишком тяжелый – сразу тонет, бумажный кораблик размокает и тоже может затонуть, а деревянный легкий и прочный не тонет в воде.
Следующий этап развития познавательного интереса приходится на весенне-летний период и связан с самостоятельным экспериментированием детей и развитием их исследовательской активности. В теплый период экспериментирование с водой и песком удобно осуществлять на улице.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции –интерес, любопытство, удивление, радость открытия.