Понятие интерфейса
Интерфейс – совокупность технических, программных и методических средств сопряжения в вычислительной системе пользователей с устройствами и программами, а также устройств с другими устройствами и программами.
Интерфейс – в широком смысле слова, это способ взаимодействия между объектами. Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.
Интерфейс пользователя – набор методов взаимодействия компьютерной программы и пользователя этой программы.
Программный интерфейс – набор методов для взаимодействия между программами.
Физический интерфейс – способ взаимодействия физических устройств.
Особенности пользовательского интерфейса
Пользовательский интерфейс – это программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Под диалогом в данном случае понимают регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода-вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.
В основном пользователь генерирует сообщения следующих типов:
-запрос информации;
-запрос помощи;
-запрос операции или функции;
-ввод или изменение информации.
В ответ пользователь получает подсказки или справки; информационные сообщения, требующие ответа; приказы, требующие действия; сообщения об ошибках и другую информацию.
Интерфейсы пользователя бывают двух типов:
-процедурно-ориентированные;
-объектно-ориентированные.
Процедурно-ориентированный интерфейс использует традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях «процедура» и «операция». В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствие данных и следствием выполнения которых является получение желаемого результата.
Объектно-ориентированные интерфейсы используют модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целенаправленное изменение некоторого объекта. Объект понимается в широком смысле слова – модель БД, системы и т.д.
Процедурно-ориентированные интерфейсы:
-обеспечивает пользователю функции, необходимые для выполнения задач;
-акцент делается на задачи;
-пиктограммы представляют приложения, окна или операции;
-содержание папок и справочников отражается с помощью таблицы-списка.
Объектно-ориентированные интерфейсы:
-обеспечивает пользователю возможность взаимодействия с объектами;
-акцент делается на входные данные и результаты;
-пиктограммы представляют объекты;
-папки и справочники являются визуальными контейнерами объектов.
Объектно-ориентированный интерфейс предполагает, что взаимодействие с пользователем осуществляется посредством выбора и перемещения пиктограмм соответствующей объектно-ориентированной области.
Элементы интерфейса: окно, форма, меню, панель (лента)
Лента – это полоса в верхней части экрана, шириной больше дюйма (при разрешении монитора от 1360×768), на которой размещаются все основные наборы команд, сгруппированные по тематикам на отдельных вкладках и группах.
Окно представляет собой обрамленную область экрана, в которой может отображаться приложение, документ или сообщение.
Меню приложения представляет собой вертикальную таблицу с перечнем операций над файлами.
Использование библиотеки графических объектов для создания интерфейса
Концепция использования библиотек предоставляет не только удобный интерфейс для создания и редактирования графических документов, но и неограниченные возможности по использованию разнотипных графических объектов. Наличие модуля библиотек позволяет структурировать множество графических объектов, объединяя их в библиотеки по принадлежности к определенному типу, тематике, классу документов и т.д. Таким образом, редактирование документа сводится к использованию библиотеки характерных для данного документа объектов, а не воссозданию их по чертежам или по памяти. Главное достоинство библиотек в ГРДП – это возможность быстрого обмена графическими объектами между библиотекой и областью рисования по технологии Drag&Drop.
В основе концепции управления графическими объектами лежит принцип динамичности объектов и их адаптации к структуре всего документа. ГРДП предоставляет стандартный для большинства редакторов набор операций над объектами, позволяющий изменять отображение графического объекта, оставляя неизменной его структуру. Достоинство редактора заключается в предоставлении ряда операций характерных для специальных графических объектов, имеющих отношение к СЖАТ. Управление объектами реализовано с помощью активных точек и точек границ объекта, которые «захватываются» указателем манипулятора «мышь». Это значительно упрощает процесс трансформации объекта, по сравнению с выбором команд меню. Кроме того, в ГРДП реализована функция «связывания» объектов, т.е. при перемещении одного объекта в непосредственной близости от другого он автоматически пытается корректно пристыковаться.