МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА №4 « Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта. Лейкоплакия. Кандидоз»
Объем учебных часов – 3 академических часа
Курс - 4
Семестр - 7-8
Алматы, 2015г.
Составитель: к.м.н., ассистент Баскакова И.В.
Обсуждены на заседании кафедры терапевтической стоматологии
Протокол №_____ от «____»______________2015 г.
Утверждены зав. кафедрой терапевтической стоматологии стоматологии
д.м.н., профессор ________________ А.А.Баяхметова
1.Тема №4 Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта. Лейкоплакия. Кандидоз.
2. Цель: сформировать представление о проявлениях в полости рта ВИЧ-инфекции.
А) формировать знания по:
- проявлениям ВИЧ-инфекции в полости рта;
- ВИЧ-ассоциированным заболеваниям;
- тактике ведения пациента при подозрении на ВИЧ-инфекцию.
Б) формировать операциональные навыки по:
тактике ведения пациента при подозрении на ВИЧ-инфекцию.
· проведению санитарно-просветительной работы
В) развивать коммуникативные навыки:
· эмпатия;
· самопрезентациия;
· умение корректно отстаивать свою точку зрения;
· умение находить компромиссы;
· умение соотносить свое мнение с мнением коллектива;
· умение предлагать новые решения;
· соблюдения принципов врачебной этики и деонтологии;
· работа в команде;
Д) развивать мотивацию студентов к изучению раздела: «Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта. Лейкоплакия. Кандидоз».
· совершенствовать навыки работы с литературой, интернет-ресурсами, электронными обучающими программами и базами данных.
3. Задачи обучения:
1. Рассмотреть особенности проявлений ВИЧ-инфекции в полости рта.
2. Сформировать представление о ВИЧ-ассоциированных заболеваниях.
3. Определить показания к направлению пациента на обследование с целью диагностики ВИЧ-инфекции и тактику ведения пациента.
4.Основные вопросы темы:
1. ВИЧ-инфекция – понятие, этиология, патогенез.
2. Пути передачи ВИЧ-инфекции.
3. Проявление ВИЧ-инфекции в полости рта.
4. Лейкоплакия – клиника, диагностика. Волосистая лейкоплакия.
5. Кандидоз - клиника, диагностика. Проявление кандидоза в полости рта при ВИЧ-инфекции.
5. Методы обучения и преподавания: работа в малых группах, анализ клинических ситуаций, демонстрация, клинический разбор тематических пациентов, наблюдение за работой преподавателя
Средства обучения: мультимедийная презентация по теме, клинические ситуации.
• Примерный хронометраж занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание этапа занятия | Методы обучения | Методы контроля (по выбору преподавателя) | Время, отведенное на этап |
1. | Вводный этап | Приветствие, перекличка, оглашение темы, мотивационной характеристики, целей и задач занятия. | 5 минут | ||
2. | Контроль исходного уровня подгото-вки | Определение исходного уровня знаний. | 1.Устный опрос 2.Письменный опрос 3.Уплотненный опрос 4.Блиц-опрос 5.Тестирование | 45 минут | |
Перерыв – 10 минут | |||||
3. | Основ-ной этап | 1. Преподаватель демонстрирует презентацию по теме. 2. Преподаватель ведет прием пациентов (проводит консультацию). 3. Студенты участвуют в клиническом разборе. | Демонстрация, наблюдение за работой преподавателя | 50 минут | |
Перерыв – 10 минут | |||||
4.Студенты работают в малых группах (по 2-3 человека), анализируют клинические ситуации, составляют алгоритмы действий и логико-дидактические схемы, таблицы дифференциальной диагностики. | 1. Работа в малых группах 2.Анализ клинической ситуации | 1. Оценка анализа клинической ситуации 2.Прямое наблюдение за операциональны-ми и коммуникативными навыками студентов. | 35 минут | ||
4. | Этап провер-ки качества | 1.Заключительный контроль | Блиц-опрос, тестирование | 10 минут | |
2.Предоставление обратной связи. 3.Заполнение оценочных рубрик (чек-листов), подсчет баллов. 4.Оглашение оценок и выставление их в учебный журнал. 5. Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия. | 5 минут | ||||
Итого | 170 минут |
6. Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Боровский Е.В., Макеева И.М., Вагнер В.Д. Терапевтическая стоматология. 3-е изд., перераб и доп.- М., 2010. – 544 с.
1. ВИЧ инфекция и СПИД Под ред. Покровского Москва ГЭОТАР-МЕДИА, 2010
2. ВИЧ-инфекция: Учебное пособие / Касымбекова С.Ж., Нугманова Ж.С., Кульшарова А.Д. – Алматы, 2014.
3. Зазулевская Л.Я. Болезни слизистой оболочки полости рта – Алматы, 2010 – 297 с.
Дополнительная:
1. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ/ Под ред. Е.В.Боровского, А.Л. Машкиллейсона – М.: МЕДпресс, 2001. – 319 с.
2. Клинические аспекты ВИЧ – инфекции. Джон Бартлетт, Джоэл Галлант. П.Фам- Москва 2012
3. Либман.Г. ВИЧ-инфекция Пер с анг.Москва ГОЭТАР-МЕДИА 2012
4. Лечение ВИЧ-инфекции Под ред. Кристиана Хоффмана, К. Рокштро Москва 2012
5. Нугманова Ж.С., Мергембаева Х.С. Профилактика ВИЧ-инфекции в стоматологии - Алматы, 2010. - 264 с.
6. Отчет ВОЗ по ВИЧ/СПИД, 2014
7. Отчет ЮНЭЙДС, 2014
8. Отчет РЦ СПИД РК, 2014
9. Клинические протоколы по ВИЧ – инфекции для Европейского региона ВОЗ, 2011г.
- www.rulit.me/.../terapevticheskaya- stomatologi ya-uchebnik-read-30141...
- www.e-stomatology.ru/pressa/literatura/zsobrt/zsoblrt.htm
12. www.rmj.ru/articles_5731.htm
- www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411537.html
- www.webmedinfo.ru
Контроль
7.1 Оценка когнитивной компетенции:
Вопросы:
1. ВИЧ-инфекция – понятие, этиология, патогенез.
2. Пути передачи ВИЧ-инфекции.
3. Проявление ВИЧ-инфекции в полости рта.
4. Лейкоплакия – клиника, диагностика. Волосистая лейкоплакия.
5. Кандидоз - клиника, диагностика. Проявление кандидоза в полости рта при ВИЧ-инфекции.
6. Саркома Капоши – проявления в полости рта.
Задания в тестовой форме:
1. Маркером ВИЧ инфекции является лейкоплакия:
а) веррукозная;
б) эрозивная;
в) волосатая;
г) плоская.
д) мягкая
2. Типичная локализация на СОПР «волосатой» лейкоплакии:
а) боковая поверхность языка
б) щека по линии смыкания зубов
в) твердое небо
г) мягкое небо
д) дно полости рта
3. Дифференциальная диагностика «волосатой» лейкоплакии проводится с:
а) веррукозной формой лейкоплакии;
б) гиперкератотической формой плоского лишая;
в) хроническим гиперпластическим кандидозом;
г) первичным сифилисом
д) туберкулезной язвой
4. Типичная локализация узлов саркомы Капоши:
а) щека по линии смыкания зубов
б) твердое и мягкое небо
в) дно полости рта
г) красная кайма губ
д) переходная складка
5. При попадании крови или других биологических жидкостей ВИЧ-инфицированного на слизистую оболочку глаз медперсонала для промывания используют:
а) дистиллированную воду
б) 70° спирт
в) 30% р-р альбуцида
г) 3% р-р перекиси водорода
д) 1% р-р протаргола
6. При ВИЧ-инфекции в полости рта наблюдается:
а) кандидоз
б) саркома Капоши;
в) многоформная экссудативная эритема
г) «волосатая» лейкоплакия
д) красный плоский лишай
7. «Волосатая» лейкоплакия сопровождается появлением на СОПР:
а) папулезных высыпаний с характерным сетчатым рисунком;
б) участков гиперкератоза в виде беловатых линий, складок, ворсинок;
в) буллезных высыпаний;
г) белого творожистого налета, легко снимающегося при поскабливании
д) плотных бляшек, не снимающихся при поскабливании
8. Общие факторы, способствующие развитию кандидоза:
а) сахарный диабет;
б) гормонотерапия;
в) переохлаждение;
г) антибиотикотерапия.
9. Профессиональный кандидоз возможен у работников:
а) кондитерских предприятий;
б) фрукто-перерабатывающих заводов;
в) нефтехимических предприятий;
г) пенициллинового производства.
д) полиграфического производства
10. При хроническом атрофическом кандидозе пациенты жалуются на:
а) необычный вид слизистой
б) кровоточивость
в) жжение, сухость в полости рта
г) болезненность при приеме пищи и разговоре
д) ощущение инородного тела в полости рта
е) резкую самопроизвольную боль
ж)повышение температуры тела в вечерние часы до субфебрильных цифр
11. Противогрибковые мази для аппликаций на СОПР:
а) тетрациклиновая;
б) клотримазол;
в) левориновая;
г) декаминовая;
д) бонафтоновая.
12. Дрожжевую заеду дифференцируют с заедой:
а) стрептококковой;
б) туберкулезной;
в) сифилитической;
г) авитаминозной;
д) экзематозной.
13. Средства местного лечения кандидоза:
а) щелочные полоскания
б) мазь ибупрофен
в) мазь ламизил
г) мазь солкосерил
д) оксолиновая мазь.
14. Элементы поражения при кандидозе:
а) бугорок;
б) папула;
в) корка;
г) налет;
д) пятно.
15. Условия проявления патогенности гриба рода Кандида:
а) длительный прием цитостатиков
б) длительный прием витаминов
в) прием антибиотиков
г) прием гормональных препаратов
д) длительные полоскания полости рта анстисептиками.
7.3 Оценка аксиологической компетенции (коммуникативных навыков) – прямое наблюдение за коммуникативными навыками.
Оценка правовой компетенции
1. Порядок направления пациента на обследование с целью возможного выявления ВИЧ-инфекции.
2. Тактика ведения ВИЧ-инфицированного пациента.