Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходимых для создания и успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере поэтапного развития социального государства. В качестве первоочередных правовых актов необходимо:
- с учетом модельных законов ЕврАзЭС принять федеральные законы “Об основах социальной политики” и “О государственных социальных стандартах”. Первый из них определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой – государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Второй закон должен установить систему государственных социальных стандартов, охватывающую такие основные сферы социальных отношений как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, а также товарами массового спроса; образование; здравоохранение и обеспечение лекарственными средствами; наука; культура; социальное страхование; социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан.
Необходимо дальнейшее развитие нормативной базы социального партнерства, обеспечивающей законодательное определение порядка взаимодействия и взаимной ответственности основных участников переговорного процесса – профсоюзов, работодателей и органов власти. В развитие действующего Трудового кодекса представляется целесообразным принятие федерального закона “О социальном партнерстве”, который придал бы необходимую правовую силу и обязательность коллективным соглашениям и договорам.
Кроме того, потребуется:
- повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения. Генеральные соглашения следует рассматривать в качестве конкретной программы согласованных действий Правительства, объединений профсоюзов и предпринимателей в социально-трудовой сфере. Эта программа не должна быть соглашением о намерениях сторон, как это чаще всего и бывает на практике. Генеральное соглашение должно быть нацелено на решение определенного круга социально - трудовых проблем, для осуществления соответствующих задач должно быть предусмотрено необходимое финансирование, а роль и ответственность каждого партнера должны быть зафиксированы;
- ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений;
- реформировать законодательство в сфере оплаты труда. В том числе:установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень – на уровне благосостояния, достойного для современного человека; стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, особенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, а также в других отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Особое внимание должно быть уделено повышению реальной заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы и сельского хозяйства. Нужны новые современные формы организации заработной платы, способные заинтересовать работников в полной реализации на производстве своих способностей и возможностей;
- реформировать законодательство в области социального страхования, на основе которого социальными партнерами могли бы быть разработаны новые механизмы страхования, действенные в рыночных условиях;
- разработать и принять закон “О трудовом арбитраже”, на основе которого социальные партнеры могли бы находить комплексные решения спорных вопросов в сложных социально-экономических ситуациях.
- разработать и принять “Закон о социальном заказе”, который создал бы правовую основу равного (на конкурсной основе) доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.
Наряду с принятием новых законов представляется целесообразным внесение необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство, приведение его в соответствие с положениями и принципами социального государства с социальным рыночным хозяйством.
Одним из ключевых механизмов функционирования социального государства является государственная кадровая политика Российской Федерации, которая призвана обеспечить:
- разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала общества;
- разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по обеспечению востребованности кадрового потенциала общества;
- формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма и защите интересов граждан, занятых в профессионных видах труда;
- разработку экономических механизмов распределения кадрового потенциала с целью обеспечения и сохранения единого социокультурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Такую же модель выбрали и другие страны СНГ: Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Украина. Поэтому конкретные шаги по созданию в Российской Федерации правовых основ и конкретных механизмов функционирования социального государства с социальной рыночной экономикой будут иметь важное не только внутреннее, но и международное значение.
Настоящая Концепция социального государства Российской Федерации может быть использована при разработке программ социально - экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация конституционной цели по созданию правового социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для России. При политической воле органов государственной власти и участии всех общественных сил эта цель может и должна стать общенациональной идеей и программой действий всех граждан России.
Вопросы для самостоятельного изучения по теме №1:
1. Предпосылки становления социального государства.
2. Раскройте понятие «Социальное государство».
3. Дайте представление о моделях социального государства.
4. Современные представления о сущности социального государства.
5. Перечислите основные принципы социального государства
6. Охарактеризуйте приоритетные направления деятельности социального государства.
7. Важнейшие признаки и атрибуты социального государства.
8. Значение Концепции социального государства Российской Федерации для
развития российского общества.
9. Причины, затрудняющие становление социального государства в России.
10. Трудовые отношения, занятость и миграция населения.
11. Роль и место гражданского общества в становлении государства
12. Социальные обязательства государства и механизмы их реализации.
13. Формирование правовой основы социального государства в современной
России: оценка состояния.
14. Роль государства в социальном партнерстве.
15. Что такое государственный минимальный социальный стандарт.