Коды компетенций (ФГОС) | Компетенция | Семестр или неделя изучения |
ПК-8 | Владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей, путем их адаптации к конкретным задачам управления | |
ОПК-2 | Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | |
ОПК-6 | Владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций | |
ОПК-7 | Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Далее следует выбрать из паспортов компетенций, разработанных в рамках ОП в соответствии с Макетом паспорта компетенций, те признаки их проявления в форме квалификационных требований (трудовых функций) которые формируются на основе знаний, умений и навыков, осваиваемых в данной дисциплине.
Результатом выполнения данного этапа работ должен стать перечень квалификационных требований (трудовых функций), определяющий признаки проявления компетенций и выделенный из паспортов компетенций для данной дисциплины (для каждой компетенции отдельно).
Перечень квалификационных требований формируется исходя из профессиональных стандартов (Методические рекомендации по разработке ОПОП с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министерством образования и науки РФ 22 января 2015г. №ДЛ-1/05вн) и соответствующих уровней квалификации, определяющих требования к умениям, знаниям, уровню квалификации. Например, согласно уровням квалификаций, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. № 148-нз, подготовка выпускника академического бакалавриата по направлению «Менеджмент» соответствует 6-му уровню квалификации. Показатели уровня квалификации при профессиональной деятельности менеджера представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Обобщенные требования к 6-му уровню квалификации выпускника академического бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент»
Показатели 6-го уровня квалификации | |||
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний |
6-й уровень | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
Эти обобщенные требования можно детализировать в совокупности квалификационных требований, разбитых в соответствии с различными уровнями ее проявления (табл.3.3.).
Таблица 3.3.
Разработка признаков проявления каждой компетенции по уровням для выделенных квалификационных требований (трудовых функций), формируемая на основе данной дисциплины
Квалификационное требование (признак профессиональной деятельности) | Уровень проявления | Описание признаков проявления компетенции на разных уровнях |
Высокий уровень компетентности | ||
Базовый уровень компетентности | ||
Минимальный уровень компетентности |
Примеры такого разбиения детализированных квалификационных требований для двух компетенций, формируемых при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений», приводятся в табл. 3.4 и 3.5.
Таблица 3.4
Уровни проявления компетенции ПК-8, формируемой при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» в форме признаков профессиональной деятельности (пример)
Квалификационное требование (признак профессиональной деятельности) | Уровни проявления компетенции | Описание признаков проявления компетенции на разных уровнях |
Определение количественных параметров целей производственной деятельности подразделения (в том числе и физических) | Высокий уровень компетентности | Способен самостоятельно формировать цели решения поставленных задач производственной деятельности подразделения организации, осуществлять их взаимосвязь с выявленными проблемами в организациях, возглавлять такую работу и организовывать ее выполнение. Способен самостоятельно создать систему оценки степени достижения поставленных целей, осуществить их оценку на разных этапах. Способен самостоятельно провести формализацию задачи принятия управленческих решений, оптимизировав ее решение с применением специализированного программного обеспечения. |
Базовый уровень компетентности | Способен формировать цели решения поставленных задач производственной деятельности подразделения организации, осуществить их взаимосвязь с существующими проблемами при консультационной поддержке. Способен проводить оценивание степени достижения поставленных целей на указанных этапах их достижения. Способен участвовать в процедуре формализации управленческой задачи и использовать стандартное программное обеспечение для ее решения. | |
Минимальный уровень компетентности | Способен участвовать в формировании целей решения поставленных задач производственной деятельности подразделения организации в составе рабочей группы. Способен проводить отдельные процедуры оценивания степени достижения поставленных целей на указанных этапах их достижения. Способен реализовать отдельные операции по формализации управленческой задачи и ее решению стандартным программным обеспечением. | |
Решение возникающих проблем входевзаимодействия с клиентами, персоналом, контрагентами | Высокий уровень компетентности | Способен самостоятельно осуществлять сбор, обработку, анализ значимых данных из множества источников в конкретной области производства на основе специализированного программного обеспечения для решения поставленных проблем. Способен самостоятельно находить решение проблемы путем построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей и проводить оптимизацию решений с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Базовый уровень компетентности | Способен работать в группе по сбору, обработке и анализу значимых данных из множества источников в конкретной области производства на основе специализированного программного обеспечения для решения поставленных проблем. Способен участвовать в построении экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей и проводить оптимизацию решений с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |
Минимальный уровень компетентности | Способен выполнять типовые операции по сбору, обработке и анализу данных из множества источников в конкретной области производства на основе стандартного программного обеспечения для решения поставленных проблем. Способен участвовать в отдельных этапах построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей. |
Таблица 3.5
Уровни проявления компетенции ОПК-6, формируемой при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» в форме признаков профессиональной деятельности (пример)
Квалификационное требование (признак профессиональной деятельности) | Уровни проявления компетенции | Описание признаков проявления компетенции на разных уровнях | |
Разработка оперативного плана производственной деятельности | Высокий уровень компетентности | Способен самостоятельно формулировать и формализовать задачи производственного и календарного планирования, решать их с помощью специализированного программного обеспечения и проводить анализ полученного решения. | |
Базовый уровень компетентности | Способен провести формализацию задач производственного и календарного планирования на основе исходной информации, решить их с применением стандартных алгоритмов и программного обеспечения. | ||
Минимальный уровень компетентности | Способен провести формализацию задач производственного и календарного планирования на основе исходной информации и выбрать способ их решения. | ||
Анализ деятельности подразделения и разработка предложений (мероприятий) по показателям достижения намеченных целей деятельности организации | Высокий уровень компетентности | Способен самостоятельно формулировать и оценивать альтернативные варианты выполнения производственных задач и принимать по ним оперативные решения с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |
Базовый уровень компетентности | Способен формулировать и оценивать альтернативные варианты выполнения производственных задач в рабочей группе. Способен использовать стандартное программное обеспечение для оценки альтернативных вариантов выполнения производственных задач. | ||
Минимальный уровень компетентности | Способен оценивать сформулированные альтернативные варианты выполнения производственных задач на основе стандартного программного обеспечения. | ||
Определение необходимости и возможностей по проведению изменений в подразделении | Высокий уровень компетентности | Способен самостоятельно принимать системные и оперативные решения в конкретных ситуациях, синтезировать идеи, оценивать альтернативные варианты. Способен самостоятельно разрешать проблемные ситуации всех типов, используя методы принятия управленческих решений и информационно-коммуникационные технологии. | |
Базовый уровень компетентности | Способен вырабатывать и принимать системные и оперативные решения в конкретных ситуациях, синтезировать идеи, оценивать альтернативные варианты в рабочей группе. Способен разрешать стандартные и слабо структурированные проблемные ситуации, используя методы принятия управленческих решений и информационно-коммуникационные технологии. | ||
Минимальный уровень компетентности | Способен участвовать в процедурах принятия оперативных решений в конкретных ситуациях, выдвигать идеи, оценивать альтернативные варианты в рабочей группе. Способен разрешать стандартные и проблемные ситуации, используя методы принятия управленческих решений и стандартные информационно-коммуникационные технологии. | ||
Определение и постановка заданий сотрудникам | Высокий уровень компетентности | Способен применять методы принятия управленческих решений к разработке решения по обеспечению ритмичности выполнения календарных планов, исправлению нарушений хода рабочего технологического процесса. Способен самостоятельно формулировать и решать задачи о распределении работ между исполнителями в соответствии с их специальностью и квалификацией. Способен выявлять, планировать новые виды работ, проводить их структуризацию, формулировать и решать задачи по их распределению и оптимизации в соответствии с заданными параметрами управления. | |
Базовый уровень компетентности | Способен применять методы принятия управленческих решений к поставленной задаче по обеспечению ритмичности выполнения календарных планов, исправлению нарушений хода рабочего технологического процесса в группе. Способен решить поставленную задачу о распределении работы между исполнителями в соответствии с их специальностью и квалификацией. Способен выявлять и планировать новые виды работ, проводить их структуризацию и формулировать задачи по их решению. | ||
Минимальный уровень компетентности | Способен участвовать в решении задач по обеспечению ритмичности выполнения календарных планов, исправлению нарушений хода рабочего технологического процесса в группе. Способен участвовать в решении задач о распределении работы между исполнителями в соответствии с их специальностью и квалификацией. Способен участвовать в процессе выявления и планирования новых видов работ, проводить их структуризацию. |
Поскольку, согласно требованиям приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1367, задачи освоения дисциплины должны быть соотнесены с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями), то далее для заполнения данного раздела рабочей программы дисциплины необходимо связать знания и умения, формируемые в данной дисциплине, с компетенциями. Эту часть работ, связанную с формулировкой задач освоения учебной дисциплины, рекомендуется выполнить в формате табл. 3.6. Результаты освоения дисциплины могут включать знания и умения из базовой части структуры ОП либо быть четко ориентированными на ее вузовскую часть, подчеркивая специфику дисциплины в профиле подготовки бакалавров или образовательной программе магистров. Пример заполнения приведен в табл. 3.7.
Таблица. 3.6