КлассДля заучивания наизусть
Отрывок из былины (по выбору учителя и учащихся).
Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
Лермонтов М.Ю. Одно стихотворение (по выбору учащихся). «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок).
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), илиописание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).
Тургенев И.С. Стихотворения в прозе «Русский язык».
Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок),«Вчерашний день часу в шестом»
Толстой Л.Н. «Детство» (отрывок по выбору учителя).
Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).
Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.
Основные виды устной и письменной речи учащихся 7 класса
➢осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
➢выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
➢различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);
➢устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
➢устные монологические высказывания и участие в диалоге в ходе изучения художественного произ-ведения;
➢устное словесное рисование;
➢составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
➢составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев;
➢устный и письменный отзыв о художественном произведении, кинофильме, актёрском исполнении;
➢устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
➢авторов, названия прочитанных произведений;
➢сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
➢особенности композиции прочитанных произведений;
➢тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
➢основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.
Учащиеся должны уметь:
➢правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
➢выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
➢раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;
➢выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
➢владеть различными видами пересказа;
➢составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
➢участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;
➢словесно воспроизводить художественные образы и картины;
➢составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;
➢аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;
➢обосновывать смысл названия изученного произведения;
➢высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;
➢сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;
➢давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;
➢создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.