ДОКЛАД
Уважаемые присутствующие!
На ваше рассмотрение выносится дипломная работа тему: «Коррекция тревожности младших школьников с умственной отсталостью средствами арт-терапии»
Слайд 2
Слайд 3 (следующий слайд пожалуйста)
Мы предположили что:
Слайд 4.
Чтобы подтвердить нашу гипотезу мы поставили перед собой следующие задачи:
Слайд 5
Для выполнения поставленных задач мы пользовались следующими методами:
Слайд 6
Исследование проводилось на базе ГБУ г. Москвы «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»» находящегося по адресу: г. Москва Новозаводская улица, д.19А. В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. 10 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ И 10 КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Исследование проходило с 01.09.2014г. по 01.02. 2015г.
Входе работы обращалось внимание на следующие
Слайд 7.
В связи с тем, что мы имеем дело с детьми, нуждающимися в специальном обучении, нами было принято решение отказаться от личностных опросников тревожности. Так как детям не доступно понимание инструкции подобных методик. Мы решили использовать рисуночный тест «Несуществующее животное», так как у детей с умственной отсталостью на данном этапе наблюдается крайняя несформированность коммуникативных навыков. Тест «Рисунок человека» мы использовали для выявления неспецифических индивидуально-психологических факторов риска поведения: импульсивности, демонстративности, агрессивности,, асоциальных тенденций развития личности. Так как за этими проявлениями может маскироваться тревожность. На слайде вы видите обработку результатов выраженности тревожности в рисунках Признаки, указывающие на высокий уровень тревожности, выявлены в рисунках половины испытуемых экспериментальной группы – 5 детей и в четырех рисунках контрольной группы.
Средний уровень тревожности выявлен в рисунках трех детей экспериментальной и четырех - контрольной группы.
Единичные признаки тревожности выявлены в рисунках двух младшие школьники с умственной отсталостью экспериментальной группы и у троих детей из контрольной группы. Наглядно распределение испытуемых в зависимости от выраженности тревожности представлено на слайде
Выявлены содержательные характеристики тревожности у младших школьников. Для младших школьников с умственной отсталостью оказались характерными неуверенность в своих силах, отказ от деятельности, стремление к замене задания более легким, а также личностная тревожность, приближающаяся к пограничным патологическим состояниям. Это может быть обусловлено проявлением органического инфантилизма с преобладанием пониженного настроения, а также действием неблагоприятных социальных факторов: предъявления неадекватных возможностям ребенка требований, гиперопеки, фрустрирующей потребности в безопасности и чувстве защищенности; воспитание вне семьи. Для иллюстрации я представляю вам рисунок Насти 8 лет.
Формирующая работа была проведена на основе занятий по художественно-изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста, предложенных Г.Н. Давыдовой в книге «Пластилинография». Занятия проводились в соответствии с коррекционными задачами, поставленными ранее и отражающими потребности детей в повышении уровня коммуникативных навыков и тем самым снижения уровня тревожности.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
В процессе групповых занятий по пластилинографии дети учатся
общаться, договариваться, выстраивать совместную деятельность, что
способствует развитию коммуникативных навыков, а приемы работы с
пластилином (такие как вдавливание, размазывание) позволяют выплеснуть
агрессию. Все это способствует повышению социальной адаптации детей.
Слайд 8
Динамика снижения уровня тревожности после проведения формирующего этапа наглядно представлена на слайде
Слайд 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!