Конспект НОД по изодеятельности в подготовительной группе
«Роспись дымковской игрушки»
Выполнила воспитатель:
Сапожникова Светлана Ивановна
Программное содержание: Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали и радоваться сделанной своими руками поделке.Продолжать учить детей украшатьэлементами росписи, цветовой гаммой и приемами выполнения узоров, выбирать цвета, характерные для дымковских узоров, умение составлять узоры из знакомых элементов (кругов, колец, точек, полос, волнистых линий и т.д.). Развивать творческие способности и эстетический вкус, ориентировка на листе.Продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту и развивать интерес к народным промыслам.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и предметов декоративно-прикладного искусства, беседы о народных промыслах, отгадывание загадок, д/и «Угадай элементы росписи».
Материал: готовые шаблонные рисунки дымковской игрушки, акварельные краски(гуашь), кисти, салфетки, баночки с водой.
Магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий.
Методы и приемы: художественное слово (чтение загадок), рассказ воспитателя, вопрос – ответ, рассматривание иллюстраций дымковских игрушек, игровые методы и приемы, сюрпризный момент, приемы рисования (кончиком кисти, всем ворсом).
Ход занятия:
Дети входят под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам в гости приходили мастера народного творчества, оставили элементы росписи своих работ. Вы узнаете их? Кто может их назвать?
Дети: Это городецкая, хохлома, гжель, дымковская роспись.
Восп: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?
Дети: Ответы детей.
Восп: Правильно, отгадайте загадку.
1.“Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица – красавица
По улице пешком.
Что это за игрушка?” (Дымковская барыня)
2.Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк),
3.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь).
Дети: Это дымковская игрушка.
Восп: Молодцы, правильно отгадали. Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько тут красивых, ярких. Нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
Дети:Дымковские.
Восп: Правильно. А почему их так назвали?
Дети: Потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.
Восп: Почему же село это назвали Дымково?
Дети:Зимой, когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.
Восп: Да, вот там, в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?
Дети:Делали эту игрушку из глины
Восп: Но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные? Какого цвета бывают дымковские игрушки?
Дети: Всегда только белые. Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали.
Восп: А какого цвета узоры на дымковских игрушках? Какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?
Дети: Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка.
Восп: Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Восп: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: Яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Восп: Посмотрите внимательно, все ли игрушки похожи друг на друга?
Дети: Нет, у них разная форма.
Восп: Мне очень понравилось, как вы рассказали о дымковской игрушке. Мы немного устали нужно нам подвигаться.
Физминутка.
Сегодня дымку мы узнали
И немного мы устали.
Руки в кулачки сожмем,
Кружочки рисовать начнем,
Кисти наши разожмем,
Краску лишнюю стряхнем,
Плечи шире разведем,
Спинки крепкие прогнем,
Ладошки солнышку покажем,
Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмем
И рисовать начнем
Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барышень, которые мы с вами изготовили.
Но что же это – мастерская закрыта?!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:
Как называется праздник – ярмарка, где люди продавали свои изделия?
Почему этот народный промысел называют дымковским?
А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.