Волгоградская Всероссийская Модель ООН E/RES/2014/1
Совет по правам человека
Основная сессия 2014 года
Пункт 1 повестки дня
Резолюция, принятая Советом по правам человека
Право на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий.
Совет по правам человека,
подтверждая цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций,
подтверждая также права человека и основные свободы закрепленные во Всемирной декларации прав человека[1] и соответствующих международных договорах по правам человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[2],
подтверждая далее Венскую декларацию и Программу действий[3],
ссылаясь также рекомендации и решения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» от 18 декабря 2013 года,[4]
отмечая, что быстрые темпы научно-технологического развития позволяют людям во всех регионах мира пользоваться новыми и новейшими информационными и коммуникационными технологиями и в то же время повышают способность и возможность правительств, компаний и физических лиц отслеживать, перехватывать и собирать информацию, что может нарушать или ущемлять права человека, особенно право на неприкосновенность частной жизни, закрепленное в статье 12 Всеобщей декларации прав человека и в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, и что поэтому данный вопрос вызывает все большую озабоченность,
глубоко осознавая право человека на неприкосновенность частной жизни, в соответствии с которым никто не должен подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его или ее личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность их жилища или тайну их корреспонденции, а также право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств,
признавая, что осуществление права на неприкосновенность частной жизни имеет важное значение для реализации права свободно выражать свои мнения и беспрепятственно придерживаться их и является одной из основ демократического общества,
провозглашая важность полного уважения свободы искать, получать, хранить и распространять информацию, в том числе основополагающее значение доступа к информации и участию в демократическом процессе,
приветствуя доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу убеждений и свободное выражение[5], представленный Совету по правам человека на его двадцать третьей сессии и касающийся последствий практики отслеживания государствами сообщений для осуществления прав человека на неприкосновенность личной жизни и свободу мнений и их свободное выражение,
подчеркивая, что незаконное или произвольное слежение за сообщениями и/или их перехват, а также незаконный или произвольный сбор личных данных нарушают права на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнений и могут идти вразрез с основополагающими принципами демократического общества,
будучи глубоко обеспокоенными тем, что слежение за сообщениями и/или их перехват, включая экстерриториальное слежение за сообщениями и/или их перехват, а также сбор личных данных, особенно в массовом масштабе, могут иметь негативные последствия для осуществления и реализации прав человека,
подтверждая, что государства должны обеспечить соответствие своих обязательств по международному праву в вопросах борьбы с терроризмом,
1. Поощряет государства, в которых защита прав человека в информационном пространстве обеспечивается в равной мере, как и защита в реальной жизни, независимо от средств, при использовании которых данное взаимодействие осуществляется;
2. Призывает государства мирового сообщества отказаться от информационного шпионажа, нарушающего частные права граждан;
3. Рекомендует нормативно определить контуры и границы понятия «частная жизнь» в информационном пространстве;
4. Призывает к принципу неразглашения в средствах массовой информации персональных данных, которые могут быть использованы с целью ущемления интересов конкретного лица;
5. Просит поддержать разрешение на сбор и обработку персональных данных, в том числе графических изображений, исключительно с согласия субъекта или его законного представителя, которое должно оформляться письменно или в форме электронного документа, либо иным способом с применением элементов защитных действий;
6. Настоятельно рекомендует странам-членамСовета по правам человека совершенствовать свое законодательство в сфере информационной безопасности граждан в связи с непрерывным совершенствованием цифровых технологий;
7. Призывает государств-участников ООН допустить независимых экспертов для проведения проверки деятельности спецслужб, касательно вопроса о неприкосновенности частной жизни в эпоху современных информационных технологий, с последующим предоставлении отчета в Генеральную Ассамблею ООН;
8. Просит в случае выявления нарушений независимыми экспертами, провести ряд мероприятий направленных на ликвидацию этих нарушений, вплоть до ограничения некоторых полномочий спецслужб и служб безопасности;
9. Поощряет разработку и проведение социальных программ, направленных на воспитание у граждан чувства уважения к частной жизни других людей;
10. Рекомендует государствам обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов по кибербезопасности;
11. Настоятельно рекомендует всем государствам мирового сообщества представлять отчет в Консультативный Комитет Совета по правам человека о деятельности в сфере обработки персональных данных частных лиц;
12. Призывает Консультативный Комитет Совета по правам человекав случае выявления нарушений государствами прав на неприкосновенность личной жизни граждан государств инициировать внеочередное заседание Совета по правам человека;
13. Рекомендует странам мирового сообщества осуществлять ежегодный мониторинг данной проблемы внутри своего государства с последующим предоставлением отчета в Генеральную ассамблею ООН;
14. Призывает в дальнейшем заниматься этим вопросом.
Совет по правам человека,
3-e пленарное заседание,
11 апреля 2014 года
_______________
[1] Резолюция 217 A (III).
[2] См. резолюцию 2200 A (XXI), приложение.
[3] A/CONF.157/24 (Part I), chap. III.
[4] См. резолюцию ГА ООН A/RES/68/167
[5] A/HRC/23/40 и Corr.1.