Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке




 

Более двух столетий мировая музыкальная культура пополняется неповторимыми ценностями, шедеврами «пушкинской музыки», музыкальными произведениями, навеянными поэтическим гением А. С. Пушкина. Жизнь его поэзии набирает новую силу и великолепие, воплощаясь в лирических, эпических и сказочных образах музыкальных произведений, созданных на стихи великого поэта.

Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, превнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Шапорина, Шебалина, Свиридова, польских композиторов: Малишевского, Перковского, Лютославского и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.

Особое место в творчестве композитора Римского-Корсакова занимают оперы на сказки Александра Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», в которых сказочность перекликается с современностью, образность с сатирической, самобытно своеобразной стороной творческой мысли, элементами загадочности и недосказанности. В. Яковлев сказал:

«Что у Пушкина намек, то у Римского-Корсакова воплощение в музыке».

А. С. Пушкин – патриот, сын своего народа, создавая исторические полотна, оставил потомкам живые страницы истории. В 1825 году в письме Н. Н. Раевскому - сыну 26-летний Пушкин замечает: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Зрелость духовная, художественная и политическая позволяет поэту создать произведения глубоко философские, в высшей степени совершенные по форме: трагедию, психологическую драму -оперу «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, повесть «Дубровский» Н. Направника, поэму «Медный всадник», ставшей оперой Р. Глиэра, поэму «Алеко» (опера С. Рахманинова), оперу «Мазепа» П. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, повесть «Метель», музыка Г. Свиридова.

В поэзии Пушкина композиторы всех времен слышали и чувствовали музыкальную законченность, ритмичность, певучесть. «Звукозапись» является органичной частью поэтического мастерства Пушкина, всей его системы художественного воздействия. В настоящее время Пушкина в лирике можно «спеть почти всего». Зрительность образов и ситуаций – одна из ценнейших черт самой поэзии Пушкина для его истолкователей - музыкантов. Музыкальность его стиха волновала и волнует композиторов потому, что кроме внешней звуковой формы, в его стихах, как сказал П.И. Чайковский, есть что-то, «проникающее в самую глубь души». И вполне вероятно, что музыкальности поэзии Пушкина обуславливается его обостренным восприятием с детских ранних лет звучности народных стихов, песен, былин, читаемых ему няней Ариной Радионовной.

Музыкальные впечатления поэта отвечали его потребности к звуковому воплощению текста. Однако о музыкальности самого Пушкина критики спорят. Мало сведений о его впечатлениях прослушанной им музыки, операх, романсах. Известно, что Пушкин не был музыкантом, не играл на музыкальных инструментах и не обладал певческим голосом. Но это не исключает его музыкальной одаренности, о чем говорят его «поющие» стихи.

Пушкин любил слушать музыку Моцарта, Россини, о чем писал:

«Он звуки льет, -они кипят, они текут, они горят».

Первое обращение к творчеству А. Пушкина принадлежит балетмейстеру большого театра в Москве А. Глушковскому. В 1821 году был поставлен балет «Руслан и Людмила», музыку к которому сочинил Ф. Е. Штольц. Через два года был поставлен балет композитора К. Кавоса «Кавказский пленник». А Пушкин был знаком с известным музыкантом, государственным деятелем своего времени М. Ю. Виельгорским, который написал музыку на стихи Пушкина «Старый муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль». При жизни поэта было написано 76 романсов, песен, многие из которых он слышал, такие как «Я помню чудное мгновенье» К. Гедике (1993г.), «Кубок янтарный» А. Даргомыжского (1827г.). В конце 20-х годов XIX века А.Пушкин встретился с М.Глинкой и, возможно, слышал его музыку. Выдающейся пианистке того времени Марии Шимановской А. Пушкин написал в альбом:

«Из наслаждений жизни одной любви

Музыка уступает, но и любовь мелодия...»

Музыкальная лирика Пушкина проникнута искренностью, глубиной, откровением. Известные строки «Я Вас любил, любовь еще быть может...» волнует и сегодня сердца современников. Самым совершенным сочетанием стихов и музыки считается романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. Нет лучшего перевода пушкинского языка на язык музыки.

Поэзия в представлении Пушкина почти неизменно связана с музыкой, и прежде всего – музыкой природы. Не раз замечалось, что Пушкин постоянно отзывается на звучащий мир: шум волен, гул моря, звук голоса любимой, «звук ночной в лесу глухом», «приди, как дальняя звезда, как легкий звук, иль дуновенье». Одухотворенные стихи о природе «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Цветок», «Буря» образны, художественны, проникновенны. «Певучесть пушкинского стиха и пушкинской прозы вдохновляюще действует на мысль и чувство музыканта; одновременно зрительная осязаемость и реальность его концепции дают основу для плана музыкального произведения. Глубокая содержательность и законченнсть образов сочетаются с их красочностью, создаваемой органическим соединением звуковой стороны текста с внутренним замыслом, с мыслями поэта о жизни».

Правдивость, простота, жизненность чувств в поэтическом искусстве Пушкина создает синтез волшебных звуков, чувств и дум, необходимый для музыкально-прогрессивного развития музыкально-художественной культуры. Музыка А. Пушкина звучит в веках.

 

Театр им. А.С. Пушкин

 

Болдино – одно из тех «говорящих» мест, которое расскажет о жизни известного человека больше, чем тома его биографий. Здесь время поворачивает вспять, и вы оказываетесь в эпохе Пушкина. В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк ХIХ века. В доме находится литературно-мемориальная композиция «Пушкин в Болдине».

Музей – квартира А.С. Пушкина- именно здесь после тяжелого ранения 29 января 1937 года скончался Александр Сергеевич.

Михайловское-музей-заповедник А.С. Пушкина - основан 17 марта 1922 года, когда на основании постановления Совета народных комиссаров, когда усадьбы Михайловское, Тригорское и могила поэта в Светогорском монастыре были объявлены заповедными.

Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:

Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Пушкинский музей в Москве.

Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.

Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.

Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Большой Ружейной улице (ныне — улица Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России.

Совместная туркмена-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарове и Больших Вязёмах.

Парижская масонская ложа «Александр Сергеевич Пушкин» № 1101 (учр. В 1991 году), в составе Великой ложи Франции.

Всесоюзный гуманитарный фонд имени А.С. Пушкина.

Пушкинская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Санкт-Петербурга.

Художественные и телевизионные фильмы о жизни Пушкина на сюжеты его произведений

 

Вот уже 211 лет имя Александра Сергеевича Пушкина не сходит с уст детей и взрослых, школьников и учителей, студентов и преподавателей. Сказки великого русского поэта по-прежнему остаются неизменным символом детства в судьбе почти каждого русского человека. Сборники стихотворений Пушкина – первое украшение и достояние домашней библиотеки любого ценителя прекрасного. А «Евгений Онегин» по сей день может дать фору любому детективу Дарьи Донцовой в борьбе за место на прикроватном столике.

Пушкин остается популярным и в наши дни. Имя Пушкина увековечено не только на страницах учебников и многотомных литературоведческих исследований и в названиях улиц, его образ жив не только в портретах и скульптурах…За последние сто лет труды «солнца русской поэзии» и сама его жизнь нашли отражение и в кинематографе. На сегодняшний день существует около 21 экранизации его произведений (в том числе мультипликационных) и около 6 картин о жизни великого поэта.

 

Экранизации произведений Пушкина. А вы знали, что самой ранней из сохранившихся экранизаций стала картина 1909 года Василия Гончарова. Это был немой короткометражный фильм, снятый по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и либретто оперы «Мазепа». Больше всего экранизаций у «Пиковой дамы» Пушкина – 4. Повесть «обогнала» даже «Евгения Онегина» и «Сказку о царе Салтане» (у них по 3 экранизации). Впервые в создании фильма по мотивам произведения А.С. Пушкина приняли участие Чехия, Германия и Польша в 1986 году – это фильм Сергея Бондарчука «Борис Годунов». А в 2000 году на экраны вышел британо-американский фильм «Онегин» режиссера Марты Файнс. Здесь в образе Евгения предстал Ральф Файнс, а роль Татьяны сыграла Лив Тайлер. Одной из самых известных картин, снятых по произведениям Пушкина, является картина «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера 1979 года. В этом фильме сыграли культовые актеры советского кино: Владимир Высоцкий (Дон Гуан), Георгий Тараторкин (Чарский), Валерий Золотухин (Моцарт) Иннокентий Смоктуновский (Сальери, барон), Сергей Юрский (импровизатор), Леонид Куравлев (гробовщик, Лепорелло), Лариса Удовиченко (Луиза).

 

Фильмы о Пушкине

Интересно заметить… Первый фильм о жизни Пушкина появился в 1910 году в России. Его снял режиссер Василий Гончаров, уже известный к тому времени фильмом «Мазепа» (по мотивам «Полтавы» Пушкина). Фильм длился всего 5 минут, за которые зрителю показали дом, где родился Пушкин; сцену, когда Саша слушает сказки своей няни; годы его в лицее; чтение стихов в кругу писателей, среди которых узнаем Гоголя, Жуковского, Карамзина и др. Далее мы видим Пушкина у императора Николая I, вечер у Пушкина в доме, когда завязывается роковая для него сцена с Дантесом, его дуэль с Дантесом и последовавшая из-за полученной раны смерть поэта. О жизни Пушкина снят и один мультипликационный фильм Леонида Носырева, в основу которого положено одноименное произведение Бориса Шергина. 26-минутный мультфильм вышел на экраны в 2003 году. Недавно сняты новые картины о жизни Александра Сергеевича – «Пушкин. Последняя дуэль» и «18-14», рассказывающий о событиях в Царскосельском Лицее с 1814 по 1816 год, когда великий поэт был еще юным школяром. Фильм 2006 года «Пушкин. Последняя дуэль» охватывает период, предшествующий дуэли Александра Сергеевича Пушкина с Дантесом, саму дуэль, смерть поэта и расследование этого события. В этой картине образ великого поэта воплотил Сергей Безруков.

Приятного просмотра! Внимание режиссеров на протяжении всей истории кинематографа к творчеству и жизни великого поэта свидетельствует о том, что Пушкин всегда остается современным и интересным. Киноиндустрия всё время развивается. На смену «немому» и «черно-белому» Пушкину пришел цветной и говорящий. Возможно, на смену нарисованному царю Салтану вскоре придет 3D-шный цифровой? И, может, именно мы снимем «Евгения Онегина» или сыграем нового Петрушу Гринева!

 

Топонимика

Город Пушкин Пушкинского района Санкт-Петербурга — до 1918 года Царское Село, до 1937 Детское Село. Город получил современное название в 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта.

Пушкино — посёлок в Советском районе Саратовской области.

Пушкинские горы — посёлок в Пушкиногорском районе Псковской области.

Пушкин — хутор в Красносулинском районе Ростовской области. Входит в состав Пролетарского сельского поселения.

Пушкин — военный аэродром вблизи города Пушкин.

Именем Пушкина названы улицы (Санкт-Петербург, Харьков, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Ереван, Рига и ещё ряд менее населённых городов России и стран бывшего СССР, а также в сербском Нови-Саде и македонском Скопье), площади (Москва), набережные в Москве и Таганроге, парки (Скопье).

Наиболее часто упоминаемый в связи с памятью А. С. Пушкина объект — Пушкинская площадь в Москве, получившая это имя в 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта. В 1950 году первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина, установленный на Тверском бульваре ещё в 1880 году, был перенесён на противоположную сторону Тверской улицы.

В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена. В Санкт-Петербурге - это «Пушкинская», расположенная рядом с Витебским вокзалом, откуда ведёт прямая железнодорожная ветка до Царского Села. В подземном вестибюле станции на фоне вида Царскосельского сада установлена скульптура сидящего на скамье поэта. Станция московского метро «Пушкинская» также оформлена как мемориальная. Её название связано с Пушкинской площадью, на которую имеется выход.

Пушкин-Тау — гора, расположена в республике Дагестан, в окрестностях города Избербаш.

Именем Пушкина названы также такие объекты, как малая планета (2208) Пушкин и кратер на Меркурии.

 

Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:

Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Пушкинский музей в Москве.

Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.

Межпоселенческая центральная районная библиотека в Гатчине (с 2004 года).

Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.

Немецкое Пушкинское общество (Deutshe Puschkin-Gesellschaft e.V.).

Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Большой Ружейной улице (ныне — улица Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России.

Совместная туркмено-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарове и Больших Вязёмах.

Парижская масонская ложа «Александр Сергеевич Пушкин» № 1101 (учр. в 1991 году), в составе Великой ложи Франции.

 

 

Заключение

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

 

Список используемой литературы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: