I. Задания для самостоятельной работы
1. Дать конкретно-исторические определения терминам и понятиям:
«источник права»; «закон»; «сенатсконсульт»; «эдикт»; «претор», «институции»; «Дигесты»; «Кодекс»; «Новеллы».
2.*Подготовить блок-схему конспекта темы.
II. План практического занятия
« Источники римского права»
(форма обучения: очная)
I. Дебаты: Древнейшие источники римского права и их отражение в работах первых юристов. Фиксированное сообщение: «Структура и содержание Закона ХII таблиц».
II. Римские юристы и ораторы. Фиксированное сообщение: «Институции Гая».
III. Преторский эдикт. Роль и структура эдикта (традиционная реконструкция).
IV. Corpus iuris civilis.
V. Формы позитивного права.
VI. Разбор решений практических задач.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Определение терминам и понятиям можно найти в исторических и юридических словарях, энциклопедиях.
В конспекте систематизировать и структурировать основной материал по теме, выразить его наглядно в виде блок-схем.
На занятиях в первом вопросе проанализировать первый свод законов – Законы XII таблиц. Необходимо произвести его реконструкцию по работам более поздних авторов (таких как Варрон, Верия, Флакка, Цицерон).
Второй вопрос посвящен римским юристам и ораторам. Студентам необходимо рассмотреть работы юристов периода республики; классического периода, начало комментирования законов и эдиктов, юридическую практику и практику юрисконсультов.
Анализируя преторский эдикт, как источник права, следует проследить его развитие на различных этапах истории римского права, раскрыть причины выработки постоянного эдикта, его структуру и основное содержание.
Особое внимание необходимо обратить вопросам систематизации римского права. Студенты должны раскрыть суть и содержание кодификации права при императоре Юстиниане, а также составляющие части Corpus iuris civilis (Institutiones, Digesta, Codex, Novellae), его истолкование средневековыми комментаторами, а также современное состояние исследований Свода законов.
При рассмотрении пятого вопроса рассмотреть роль плебисцитов и постановлений сената, судебного прецедента в римском праве.
Разбор конкретной правовой ситуаций и решение практических задач производится на основе римских источников права соответствующего периода, научной историко-правовой литературы.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Димитров Н.Н. Римское право: Учебное пособие /Под ред. д.ю.н., проф. Новикова Ю.А. М., 2004.
2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2008.
3. Новицкий И.Б. Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.
Дополнительная литература
1. Борисевич М.М. Римское частное право. М., 2003.
2. Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.
3. Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М., 2008.
4. Иоффе О.С., Мусин В.А. Система римского гражданского права. Л.,1974.
5. Мануэль Хесус Гарсиа Гарридо. Римское частное право: Казусы, иски, институты: Учебник для вузов (под ред. Кофанова Л.Л.; пер. с исп.). М., 2005.
6. Памятники римского права: В 3 т. М., 1997 – 1999
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные особенности историографии римского права?
2. В чем заключается сущность понятия и содержание источников римского права?
3. Каково содержание и значение для римского права законов и плебисцитов?
4. Что общего и в чем заключаются различия римских законов и сенатусконсультов?
5. Каковы основные виды теоретической и практической деятельности римских юристов?
6. В чем заключалась кодификация Юстиниана?
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫРИМСКОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Тема 2.1. Правовое положение римских граждан и иных лиц
В Римском государстве
I. Задания для самостоятельной работы
I.* Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
1) Раскройте основные положения о лицах физических и юридических в римском праве.
2) В чем заключалась правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц?
3) Охарактеризуйте порядок приобретения и прекращения римского гражданства.
4) Дайте сравнительную характеристику правового положения латинов, перегринов, либертинов, рабов и колонов.
5) Каков порядок возникновения и прекращения юридических лиц в Древнем Риме?
6) Охарактеризуйте правоспособность юридических лиц.
II. Сформулируйте определение терминам: «дееспособность», «правоспособность», «квириты», «колоны», «латины», «перегрины», «физическое лицо», «юридическое лицо».
III. Решите задачи и дайте письменный ответ:
1) В Дигестах дается следующее определение свободы: "Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом" (D. I, 5, 4). Дайте правовой и философский комментарий на это определение.
2) Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?
IV. Разработать блок-схему конспекта темы.
II. План практического занятия
«Лица в римском частном праве»
(очная форма обучения)
I. Классификация лиц в римском праве.
II. Правоспособность и ее составные элементы.
III. Институты опеки (tutela) и попечительства (cura).
IV. Представительство.
V. Коллективная собственность.
VI. Разбор решений практических задач.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
Перед выполнением заданий самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу, справочно-энциклопедические издания, учебники по римскому праву, истории государства и права зарубежных стран, конспект лекции по теме, ознакомиться с соответствующими материалами в Интернете.
В первом задании дать краткий, четкий и конкретный письменный ответ, который должен выражать суть правового статуса лиц в Римском государстве.
Во втором задании внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям.
В третьем задании необходимо внимательно разобраться с условиями задач, найти и изучить учебную и научную литературу по данным проблемам, выработать правильное решение и обосновать его письменно.
В четвертом задании необходимо подготовить на основе лекции и изучения учебников и учебных пособий блок-схему конспекта темы. Материал должен быть структурирован и логически взаимоувязан.
На занятиях в первом вопросе дать классификацию лиц на основе источников римского права. Следует рассмотреть правовой статус римских граждан и других субъектов римского права (латинов, перегринов, вольноотпущенников, рабов), различие в объеме гражданских прав этих лиц.
Тщательно проанализировать колонат, установление этого института и его роль в истории, специфику имущественного положения колонов.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть институт правоспособности и ее составные элементы, статусы лиц и степени умаления правоспособности, соотношение правоспособности и дееспособности.
Особого внимания требует вопрос об опеке и попечительстве, рассмотрение различных категории лиц, состоящие под опекой и попечительством, способы установления и прекращения опеки и попечительства.
Студенты должны раскрыть понятие «законная опека», а также порядок назначение опекуна по завещанию, роль претора в установлении опеки, ответственность опекуна перед опекаемым. Рассмотрению подлежат вопросы добровольного и законного представительства, заместительства, а также роль и место пекулия.
В пятом вопросе проанализировать основные положения учения римских юристов о юридических лицах, роль и место корпораций, муниципий, казны, церковного имущества, причины ограничений на свободу частных объединений.
Разбор конкретной правовой ситуаций и решение практических задач производится на основе римских источников права соответствующего периода, научной историко-правовой литературы.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Димитров Н.Н. Римское право: Учебное пособие /Под ред. д.ю.н., проф. Новикова Ю.А. М., 2004.
2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2008.
3. Новицкий И.Б. Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.
Дополнительная литература
1. Борисевич М.М. Римское частное право. М., 2003.
2. Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.
3. Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М., 2008.
4. Коптев А.В. Перевод и комментарий. Кодекс Феодосия о колонах //Древнееправо. №1. 1996.
6. Памятники римского права: В 3 т. М., 1997 – 1999
V. Контрольные вопросы для самопроверки
Дайте правильные ответы на тестовые задания:
1. Субъект права в Древнем Риме именовался…
а) persona servi; б) dominus; в) persona; г) paterfamilias
2. Какой системой права обеспечивалось добросовестное исполнение обязанностей патроном в отношении клиента?
а) jus civile; б) jus sacra; в) jus gentium; г) jus naturale
3. Укажите юридический факт, приводивший к максимальному ограничению правового состояния в период Римской республики?
а) продажа гражданина в рабство на территории Рима; б) плен; в) развод; г) рождение ребенка женщиной, не состоявшей в браке с римским гражданином
4. Посредством чего восстанавливалось правовое состояние гражданина, попавшего в плен?
а) посредством повторного принятия в гражданство; б) путем фикции; в) наделение его собственностью; г) занесение в списки курии
5. Назовите основания утраты правоспособности?
а) concubinat; б) minores; в) leges; г) turpitudo