Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и быть центром всех людских отношений. Однако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начинают предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приобретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существования, заменяя собой другие ценности жизни.
Не делай себе кумира.
Эта заповедь подчеркивает достоинство человека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то потеряет свое положение царя мироздания, превратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творению. Это и обожествление природы, когда божественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время приобрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатству и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, которые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдингом. Нередко случается, что объектами поклонения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры истины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию.Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолютизируют нечто относительное, например религиозную книгу, традицию или доктрину.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Способность людей к общению — это драгоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык — главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчезают. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затрудняет общение. Поскольку религия — едва ли не самая глубокая и богатая часть человеческого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесценивает самое священное. Другое назначение заповеди — предотвратить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, нередко методом убеждения священнослужителей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.
Помни день субботний, чтобы святить его.
Для евреев суббота — седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хорошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворения мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погрузиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.
Почитай отце твоего и мать твою.
Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколений осуществляется прежде всего через отношения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кормить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны воспитывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Александр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих родителей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не продукты труда определяют ценность человеческой жизни. Хотя работа важна, это еще не все. Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.
Не убивай.
В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди — "расах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хотя убивать всегда нехорошо, иногда это происходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что человеческая жизнь священна. Поскольку жизнь — Божий дар, каждый человек обладает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божественным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общества. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.
Не прелюбодействуй.
Супружеская любовь свята, но в то же время естественна. Свята потому, что Бог есть любовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драгоценные человеческие отношения — любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защищает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда супруги неверны друг другу, рушится и родительский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку родительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья — основа общества, любые проблемы в семье в конце концов оказывают влияние и на все общество в целом.
Не кради.
Украсть — значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдельными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы должны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздельно, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы создаем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюдают этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собственность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные — от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собственностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.