Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №33-34
Тема программы:
Тема 6 Устройство и ремонт электрической аппаратуры
Тема занятия: Электропневматические контакторы ПК753. Устройство привода контактора. Работа контактора. Дугогасительное устройство.
Цели урока: изучить назначение, устройство и работу контакторов ПК753 и его дугогасительное устройство.
Оборудование урока: компьютер, проектор.
План урока
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала. Электропневматические контакторы ПК753. Устройство привода контактора.Работа контактора. Дугогасительное устройство.
Работа над новым теоретическим материалом
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРЫ
Электропневматические контакторы предназначены для подсоединения тяговых электродвигателей к тяговому генератору.
Основные технические данные главных контактов контакторов приведены в табл. 1, вспомогательных — в табл. 2
Таблица 1
На панели 1 из стеклопластика (рис. 1) электропневматического контактора ПК-753 крепится литой кронштейн из латуни 2. На кронштейне установлена дугогасительная катушка из медного профиля, намотанного на ребро 3 и неподвижный контакт 4. В нижней части панели 1 крепится цилиндр 16 электропневматического привода. В цилиндре помещается поршень 15 со штоком 13, поршень отжимается в левое крайнее положение выключающей пружиной 14. Шток привода связан шарнирно с фигурным рычагом 9, к которому крепится изоляционная колодка 10 с подвижными вспомогательными контактами. Подвижной контакт 5 вместе с притирающей пружиной 8 шарнирно связан с рычагом 9. Силовые контакты подвижной и неподвижный закрыты многощелевойоткрытойдугогасительной камерой 7 со стальными полюсами 6.
Таблица2
Тип контактора | Ток длительный, А | Напряжение номинальное, В | Раствор, мм | Провал, мм | Нажатие, Н |
ПК-753Б-1 | 14,5—16,5 | 13—15 | 550—630 | ||
ПК-753Б-5 | 14,5—16,5 | 13—15 | 550-630 | ||
ПК-753Б-6 | 14,5—16,5 | 13—15 | 550—630 | ||
ПКГ-565 | 2X120 | ||||
ПК.Г-566 | 2X120 |
Фиксирующая дугогасительную камеру 7 пружинная планка оканчивается дугогасительным рогом. При подаче напряжения на катушку, выполненной из из медной шины,электропневматического вентиля он срабатывает, и сжатый воздух из резервуара управления поступает в цилиндр. Под действием сжатого воздуха поршень 15, преодолевая усилие пружины 14, перемещается вместе со штоком 13 вправо. Конец штока при этом поворачивает литой фигурный рычаг 9 с укрепленным на нем подвижным медным контактом 5. Как только силовые контакты 4 и 5 сомкнутся, держатель подвижного контакта сжимает притирающую пружину 8 и, поворачиваясь на собственном валике, притирает контактные поверхности. При вращении рычага 9 перемещается и укрепленная на нем колодка с подвижными контактами, состоящими из и латунных контактных пластин, которые замыкают вспомогательные контакты 11 (стальные контактные пальцы).
При разрыве цепи катушки вентиля его впускной клапан закрывается, а выпускной открывается и сообщает цилиндр с атмосферой. Под действием выключающей пружины поршень со штоком возвращаются в исходное положение, а главные и вспомогательные контакты разрываются.
Работа дугогасительного устройства
При протекании тока по катушке между полюсами возникает магнитное поле. В момент разрыва контактов оно воздействует на возникшую дугу, заставляя ее растягиваться и перемещаться вверх. При этом дуга вначале переходит с контактов на дугогасительные рога, а затем, удлиняясь, перемещается по поверхности рогов. Дугогасительная камера, имеющая в зоне горения дуги специальные металлические вставки, отводит от дуги тепло, обеспечивая эффективное ее гашение.
Рис. 1 Электропневматический контактор ПК-753:
1— панель; 2 — кронштейн; 3 — дугогасительная катушка; 4 — неподвижный контакт; 5 - подвижной контакт; 6 — полюс; 7 — дугогасительная камера; 8 — притирающая пружина; 9 — рычаг; 10 — изоляционная колодка; 11— вспомогательные контакты; 12— гибкий шунт; 13 — шток; 14 — выключающая пружина; 15 — поршень; 16 — цилиндр; 17 — электропневматический вентиль
Вопросы для самопроверки:
1.Назначение электропневматического контакта?
2.Сколько контакторов ПК753 на тепловозе 2ТЭ116?
3.какой источник сжатого воздуха на тепловозе 2ТЭ116?
4.Где установлены контакторы ПК753?
5. Какой элемент контактора управляет подачей и выпуском воздуха в цилиндр?
IV. Домашнее задание:
Проработать текст. Изучить устройство данного контактора и материал изготовления его деталей. Ответить на вопросы для самопроверки. Фото ответов на вопросы самопроверки отправить на сайт https://vk.com/club194189853 ( Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.
4.К.И.Рудая Электрооборудование тепловозов, М.Транспорт, 1963