Диагностика коммуникативных способностей учителя
Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся.общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов. оно выступает как фундаментальное условие связывания всех членов педагогического сообщества и вместе с тем как способ их развития.
Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.
Содержание труда педагога является содействие психическому развитию обучающегося, а главным «инструментом» выступает психологическое взаимодействие с обучающимся, педагогическое общение. Педагогическое общение - это гармоничное сочетание вербального и невербального поведения равноправных партнеров, понимающих, принимающих и уважающих друг друга. Педагог должен быть внимателен к поведению обучающихся, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное – за внешними проявлениями поведения и состояния обучающегося «видеть» его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности обучающихся. Целью эмпатического отношения является выявление эмоциональной окраски высказываний говорящего, их значения для других, определение его системы ценностей. Научиться эмпатически относится к людям достаточно сложно: требуется большая внутренняя работа по осознанию себя, переосмыслению своего поведения. Однако эмпатия весьма эффективна в межличностном общении. Она делает общение комфортным.
В состоянии комфортного общения две личности – педагог и обучающийся – начинают образовывать некое творческое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения учеников к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей.
Таким образом, искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон голоса в тех или иных школьных ситуациях; каким способом организует самостоятельную работу обучающихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; как использует свое воображение, интуицию и т.д.
Основными функциями педагогического общения являются:
· информационная;
· социально-перцептивная;
· самопрезентативная;
· интерактивная;
· аффективная.
На этой основе разработана методическая программа, направленная на диагностику уровня развития коммуникативных способностей педагога.
Методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина)
Методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться одномоментно, так и для выявления динамики развития способностей учителя к общению (дважды в год)
Оценивающий показатели способностей педагога присутствует на уроке и, используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.
Цель: выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей педагога
ФИО педагога__________________________________________
предмет_______________________
стаж работы___________________
№ п/п | Характеристика вербального и невербального поведения | ||||||
Низкий уровень | Ниже среднего | средний | Выше среднего | высокий | высший | ||
Речь (говорит грамотно, убедительно, содержательно, используя яркие и необычные примеры и факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте обучающихся, применяя юмор) | |||||||
Голос (с помощью голосовых интонаций и модуляций проявляет эмпатию, оптимизм и доверие к обучающемся) | |||||||
Выразительные движения (использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучающимся) | |||||||
Движения в пространстве класса (в течение всего урока передвигается по классу, оказывается перед обучающимися, за их спиной, стоит или сидит рядом) | |||||||
Эмоции (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать «весь класс, вовлекать обучающихся в общий творческий процесс, стимулировать их интерес к познанию нового) | |||||||
Воздействия (изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации обучающихся (оптическую, акустическую, кинестетическую) | |||||||
Наблюдательность (постоянно видит и слышит каждого обучающегося, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии обучающихся) | |||||||
Форма поведения (гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы обучающиеся могли больше говорить на уроке сами, высказывая свои мысли и идеи, обмениваться взглядами) | |||||||
Виды взаимодействия (отметить по степени выраженности) А) учитель – класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы обучающихся; Б) учитель – ученик: учитель объясняет что-либо одному ученику.спрашивает его, отвечает на его вопросы; В) Ученик – ученик: учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует коллективную работу; Г) учитель – ученики: ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая нужна помощь | |||||||
Паузы (учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения и усталости) | |||||||
итого |
По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики. Десять полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, где по оси абсцисс отложены порядковые номера основных характеристик коммуникативных способностей, а по оси ординат - показатели уровней развития коммуникативных способностей. При многократном исследовании коммуникативных способностей педагога индивидуальные графики, полученные в разное время, сравниваются между собой и выявляется динамика развития способностей педагога.