I. Орг. момент
II. Актуализация знаний и введение в тему урока
Ребята какое время года сейчас в календаре. Зима! Сколько месяцев зимой? Декабрь, январь, февраль Ребята, послушайте загадку:
- Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки! (зима)
- Какие ассоциации у вас возникли? (ответы детей – кругом серо, и летят легкие, разнообразные пушинки, покрывая нашу землю снегом, образуя сугробы)
- Приходит к нам зима, покрывает землю белым пушистым одеялом и всё вокруг становится сказочным
Прочтите отрывок стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою…» и подумайте, что мы будем рисовать.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Какая сегодня тема урока, что мы будим рисовать?
-Правильно «Волшебный лес»
III. Объяснение Новой темы
Особенно красива зима в лесу.
1. Какие деревья растут в лесу?
2.Как изменились деревья в лесу зимой? (У них опали листья, деревья стоят голые)
3. А все ли деревья голые?(Нет.Хвойные деревья не потеряли своего наряда.)
Давайте рассмотрим особенности формы некоторых деревьев Дерево состоит из ствола и веток. Если дерево молодое, у него тонкий ствол, чем старше, тем ствол толще Вдоль ствола расположены ветки, которые толще у ствола и тянутся к верху, самая крайняя часть веток
1.А на какую форму похожа крона ели? Правильно на треугольник. Сверху ветки у ели короткие, а чем дальше от верхушки, то они становятся более длинными и пушистыми
2.У сосны какова форма кроны? (Круглая)
А что стало с землей? (Она покрыта снегом)
4. Деревья в основном в лесу голые, зимой холодно в лесу, а людей тянет в лес. Как вы думаете почему? (Потому что красивые деревья, осыпаны снегом, как будто заснули под снежными одеялами. Красиво! Тихо и спокойно в лесу. А как хорошо и легко дышать, воздух чистый, свежий).
Красота зимнего леса вдохновляет поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства
Многие художники рисовали зимний лес. А.Васнецов «Зимний сон»; И.Шишкин «Зима»; Э. Панов «В лесу. Зима»
На земле и на деревьях лежит пушистый снег. Деревья зимой все укрыты от мороза и берёзки и сосны, и ели. Они стоят в тишине, наряженные в тёплую шубу.
Какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?
А что такое пейзаж?
- Пейзаж – от французского слова природа. Пейзаж отдельное художественное произведение изображающее природу.
Формирование знаний учащихся о последовательности рисования пейзажа.
Ребята, так как мы сегодня будем рисовать зимний пейзаж, мы должны повторить законы композиции в пейзаже.
1. Рисование любого пейзажа начинаем с линии горизонта, которая проводится на 2/3 части листа в зависимости, что мы хотим больше показать землю или небо
2. Делаем фон. Над линией горизонта рисуем небо, под линией горизонта землю
3. Изображаем деревья. Деревья могут изображены как на первом и на втором плане. На втором плане (дальше от нас) деревья выглядят тоньше и светлее, на переднем плане (ближе к нам) толще и темнее
IV. Выполнение Практической работы
-Итак, вы готовы стать художниками - пейзажистами?
Чем работают все художники?
(ответы – кисточки, краски, баночки с водой.)
-Верно ребята.
V. Повторение.
1.Как мы расположим лист бумаги?-Лист бумаги расположим горизонтально
2.Как отметим линию горизонта? -В нашем случае, она будет неровная, т.к мы хотим показать холмистый участок
3.В какой цвет мы будим красить лист бумаги выше линии горизонта и что это будет обозначать? Лист бумаги выше над линией горизонта мы красим в серый цвет (черная+белая краска) Это будет небо
4. В какой цвет мы будим красить лист бумаги ниже линии горизонта и что это будет обозначать Лист бумаги ниже линии горизонта мы окрашиваем в светло голубой цвет(белая+голубая ФЦ). Т.к. в природе не существует белого цвета, белый цвет принимает оттенки окружающей среды Это будет земля.
5. Какие деревья будем рисовать после нанесения фона? (Деревья второго плана. Это березки и елочки.)
Берем светло серую краску, но на тон темнее и рисуем
6.Какие деревья будем рисовать после того как нарисовали деревьев второго плана? (Деревья первого плана. Рисуем елочки темно-зеленного цвета)
7.Какие еще деревья изображены на первом плане и каким цветом их рисуем? Деревья-березки, которые более крупные, чем на втором плане. Рисуем белой гуашью и делаем черточки на коре черной гуашью.
8.Что еще видно из-под снега и какого цвета? (Сухие травинки. Прорисовываем сухие травки, темно синего цвета)
9. Как нам показать, что снег находится на деревьях? (Берем белую гуашь и наносим на веточки елочек, березок, на травку)
10. Как нам показать объем деревьев? -Рисуем тень от деревьев первого плана(черная+синяя+белая гуашь) Рисуем тень с растяжкой цвета от ствола.
VII. Итог:
- Что мы сегодня рисовали? (рисовали пейзаж)
- Какой мы рисовали пейзаж? (Волшебного леса)
-Где можно применять умения рисовать пейзаж? (Украшение дома, квартиры)