Жигалов А.В. ФК-59 ЗО
Научный руководитель доктор культурологии,
Профессор, Ионесов В.И.
Доклад по Выпускной квалификационной работе на тему
«Научное наследие Лесли Уайта в идеях и практиках современного социокультурного преобразованиях»
Уважаемый Председатель и члены комиссии!
Хочется представить Вашему вниманию Выпускную квалификационную работу «Наследие Лесли Уайта в идеях и практиках современного социокультурного преобразования». Автором ВКР была тщательно изучена теория культуры Лесли Алвина Уайта, обосновавшего культурологию, как новое направление в науке. Однако, из-за различных обстоятельств, концепция культуры, теория её эволюционного развития, а также методика изучения культуры, предложенные Уайтом, оказались невостребованными в настоящее время. Человек, обосновавший культурологию как науку, оказался по его же меткому выражению, «ребенком, выплеснутым из корыта вместе с водой». В ВКР автор доказал состоятельность теории Лесли Уайта и стремится убедить комиссию в необходимости дальнейшей разработки его концепции. Антропологическое понимание феномена культуры, прогноз её развития, разработка практических проектов в данном направлении, являются актуальными и востребованными в контексте вызовов современности.
Цель исследования: раскрыть основные теоретические положения эволюционистской концепции культуры Лесли Уайта и доказать их продуктивность в идеях и практиках социокультурного проектирования.
Объект исследования: научное наследие Лесли Уайта в его концептуальных построениях.
Предмет исследования: теория Лесли Уайта как ресурс социокультурного проектирования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и систематизировать основные принципы и положения науки о культуре в теоретических разработках Лесли Уайта.
2. Проанализировать идеи эволюции и трансформации культуры в концепции Лесли Уайта и их отражение в современных социокультурных процессах России и мира.
3. Выявить и обосновать теоретически значимые и социально-ориентированные идеи преобразования культуры в концепции Лесли Уайта и показать способы их актуализации в образовательном процессе.
4. Разработать модели тематической презентации научного наследия Лесли Уайта в образовательном процессе в виде коллоквиума «Границы и переходы в культурном процессе: наследие Лесли Уайта и современность».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы для сбора, обработки, классификации и интерпретации данных (материала).
1. Эмпирический метод, способствовал надлежащему сбору информации в обширном корпусе источников научного наследия Лесли Уайта.
2. Структурно-функциональный метод – позволил выявить динамику структурных элементов культуры, их взаимосвязь.
3. Эволюционный метод использовался для понимания исторического движения и оценки в последовательном ряду структурных трансформаций культуры.
4. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить изменения или повторяемость в культуре за прошедший промежуток времени и сопоставить их в определенных временных и локальных границах.
5. Метод социокультурного проектирования помог разработать образовательный проект по актуализации научного наследия Лесли Уайта в образовательной практике.
В работе изучен известный историографический материал по данной теме, представленный работами Максима Григорьевича Левина, Сергея Александровича Токарева, Сергея Николаевича Артановского, Эдуарда Саркисовича Маркаряна, Андрея Александровича Белика и других исследователей. Однако, разрабатываемая тема, как оказалось, малоизученна, а критика не всегда обоснована, что потребовало самостоятельно определить круг источников изучения, основную проблематику, возможности и способы интерпретации собранного материала. Основными источниками исследования явились работы Лесли Уайта, а способом верификации основных теоретических разработок ученого стали социологические данные по современной социодинамике культуры.
В первой главе представлены основные положения концепции культуры Лесли Уайта. В параграфе «Наука о культуре в теоретических разработках Лесли Уайта» были подробно изучены и проанализированы зафиксированные в литературе критические отзывы отечественных исследователей на теоретические разработки Уайта. Рассмотрев критический анализ концепции Лесли Уайта в отечественной научной литературе, автор нашел в ряде случаев критику несостоятельной и попытался доказать справедливость идей Уайта. Для чего вступил в заочную полемику, апеллируя к словам самого Уайта, а также на основе собственных выводов. В параграфе «Идеи эволюции и трансформация культуры в концепции Лесли Уайта и их отражение в современных социокультурных процессах России и мира» название определило стратегию исследования. Культура является способом, посредством которого Homo Sapiens адаптируется к окружающей среде. Следовательно, существуют критерии, определяющие данное состояние. К таким критериям относятся естественный прирост, естественная убыль, ожидаемая продолжительность жизни, количество самоубийств, количество действий криминального характера, и т. д. Сравнение полученных показателей выявляет, в каком случае культура лучше справлялась со своими функциями для благоприятного существования индивидов, в каком случае злокачественные образования культуры проявляют себя в меньшей степени. И напротив. Особый интерес представляет обстоятельство, что в течении прошедшего века социальный механизм на территории нашей страны дважды трансформировался кардинальным образом. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: теоретические построения Лесли Уайта соответствуют процессам эволюционных преобразований культуры и весьма близки социально-ориентированным принципам общественного порядка с выраженной гуманистической направленностью культурных преобразований.
Вторая глава ВКР посвящена образовательному проекту, основанному на теории Л. Уайта. Автор не ставил задачи предпринимать каких-либо универсальных проектов по преобразованию общества. Гораздо важнее для него было научиться анализировать состояние культуры и делать прогноз её дальнейшего развития на основании объективных факторов. Для этого необходимо развивать науку о культуре в соответствии с направлением, предложенным Лесли Алвином Уайтом. На начальном этапе необходимо ввести в образовательных учреждениях определенное количество академических часов культурологии, и преподавать её исходя из антропологического истолкования данного феномена. Для чего был разработан образовательный проект в виде коллоквиума «Границы и переходы в культурном процессе: наследие Лесли Уайта и современность». Апробация проекта прошла в СГИК, а также дистанционно в Белгородском государственном институте искусств и культуры.
Спасибо за внимание!