Менеджер в организации.
1. Характерные черты и содержание управ труда. Требования к менеджерам.
Разделение труда в управлении.
Кооперация труда в управлении.
Характер труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальной перестройкой ранее принятой политики поведения фирмы. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда менеджера.
У них особый предмет труда — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разнообразной информации, касающейся организации, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров.
В процессе управления менеджеры выполняют функции, необходимые для решения задач организации. Их состав впервые был установлен Файолем и включает:
1. разработка политики и планирование;
2. построение организационной структуры;
3. распорядительство — инструкции и помощь в процессе выполнения задач;
4. координирование;
5. контроль и регулирование.
Подводя итоги, можно сделать некоторое обобщение, касающееся содержания функций менеджеров в организациях. Они включают:
1. установление целей, которые должны быть достигнуты организацией и ее подразделениями;
2. формулирование генеральной линии развития (политики, концепции) и определение тех действий, которые необходимо выполнить для реализация планов в разные периоды;
3. создание условий для достижения целей, в том числе проектирование организационной структуры, структурирование функций и задач, распределение полномочий по принятию решений между подразделениями и работниками, проектирование необходимых каналов координации и коммуникации;
4. стимулирование активности работников, направление их действий и контроль выполнения норм, правил и процедур.
Требования к менеджерам.
Менеджеры в организации образуют так называемый управленческий персонал, аппарат управления. Содержание понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Как правило, управленческий персонал, рассматривается как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов других сфер деятельности, например экономистов.
В научной литературе даются определения содержания труда менеджеров как членов организации, которые:
• определяют цели и задачи;
• управляют ресурсами организации — материальными, денежными, человеческими, информационными и др.;
• работают с информацией, необходимой для принятия решений;
• принимают решения;
• осуществляют координацию совместных действий внутри организации и за ее пределами;
• несут ответственность за работу организации в целом, ее подсистем и элементов, а также за связи с другими организациями.
Выделяют 8 специфических видов работ объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений.
В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию.
Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации.
Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется.
Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими.
Группа ролей, связанных с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей.
В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля.
Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того как менеджер справится с этой работой прямо зависят получаемые результаты, т.к. ресурсы ограничены и нужно принимать компромиссные решения.
Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.
Значение каждой из 8 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.