V.Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения




 

Учащимся предлагается выполнить эту работу по вариантам по уже знакомым текстам.

Учащиеся читают свои образцы вступлений, отмечают достоинства и недостатки, редактируют их.

VI. Итог урока

 

Домашнее задание: написать вступление сочинения к заранее предложенным текстам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

В качестве иллюстративного примера предлагаю два сочинения, написанные выпускницей по одному из текстов. Сочинения даны в оригинале, без правки, поэтому их можно использовать в классе для обучения остальных учащихся, попутно рецензируя и редактируя.

 

Сочинение №1

 

Данный отрывок повествует об одной из самых известных исторических личностей – Александре Васильевиче Суворове. Главной темой является раскрытие характерных его черт, позволяющих читателям составить психологический портрет личности. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека». А.Осипов уверен, что память о человеке, который посвятил свою жизнь служению высоким целям, никогда не исчезнет, что А.В.Суворов навсегда останется для каждого из нас ярким примером бескорыстного служения Отечеству.

По стилю и типу речи отрывок является художественным описанием. Задача его – с помощью языковых средств раскрыть характер человека, передать чувства, впечатления, причем в описании признаки, свойства, явления раскрываются одновременно, что создает целостность восприятия художественного образа. Автором используются эпитеты: «сухощав», «немного сутуловат», «скромен», «изумительная эрудиция», в третьем предложении присутствует эллипсис (намеренный пропуск глагола): «Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией». Авторскую оценку передают также и многочисленные ряды однородных членов, прежде всего характеризующих внешние и внутренние качества А.В.Суворова.

Тип текста: текст-портрет. Отрывок представляет собой рассказ о совокупности наиболее ярких черт в характере и деятельности выдающейся личности, которые определили ее место в мировой истории.

Связь между предложениями текста – цепная. Основные средства связи: местоимение, лексический повтор, однотематическая лексика, видо-временная соотнесенность глаголов.

Композиционно текст «разделен» на четыре части: в первой дается характеристика внешности А.В. Суворова, во второй описывается скромность его привычек, в третьей – его образование, в четвертой же автор делает акценты на наиболее яркую черту характера Александра Васильевича – его военное дарование – как на сторону его облика, в которой наиболее полно «отразились интеллектуальная и волевая мощь».

Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из предложений, осложненных однородными членами (часто с обобщающими словами), а также обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Преобладают простые предложения как двусоставные, так и односоставные. Из сложных встречаются бессоюзные и сложноподчиненные, придаточная часть которых представляет собой определительные предложения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.Осипов, используя все возможные средства выразительности (художественные, стилистические, композиционные), в полной мере сумел донести до читателей главную мысль: по-настоящему великий человек никогда не исчезнет из благодарной памяти людей.

 

Сочинение №2

 

Александр Васильевич Суворов… Великий герой великой России… История очень мало рассказывает нам о его детстве. Отец, Василий Иванович Суворов, происходил из шведско-финской фамилии, был крестником Петра Великого и готовил единственного сына своего к дипломатической службе. К счастью, не такой видел свою будущность сам Александр Васильевич. Он с детства чувствовал высокое назначение свое, и воинственный гений пробудился в душе его при именах Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря. Однако Суворов никогда не был точным подражателем кого-либо из этих знаменитых и любимых им полководцев – нет, он умел отличать лучшие качества в каждом из них и подражать только тому, что было истинно высоко и превосходно. Он начал свой нелегкий путь простым солдатом, а закончил – генералиссимусом.

Не случайно к описанию неординарной личности Суворова очень часто обращались многие русские поэты и писатели, в том числе и А.Осипов.

Данный текст композиционно «разделен» на четыре части: в первой дается характеристика внешности Суворова, во второй описывается скромность его привычек, в третьей – его образование, в четвертой же автор делает акцент на наиболее яркой черте характера Александра Васильевича – его военном даровании – как на стороне, которая во многом определила место этой личности в мировой истории.

При создании художественного образа А.Осипов использует следующие изобразительные средства: прежде всего это эпитеты («сухощав», «немного сутуловат», «скромен», «изумительная эрудиция»), в третьем предложении - эллипсис (Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией»). Авторскую оценку передают также и многочисленные ряды однородных членов, прежде всего характеризующих внешние и внутренние качества А.В.Суворова.

Суворов предстает перед читателями не как крупный деятель: в нем не было «солидности и важности», изнеженности и пассивности. Он был сама жизнь, «вся фигура, взгляд, слова, движения – все отличалось живостью и проворством». Несмотря на то что Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени, изучил математику, историю, географию и владел множеством иностранных языков, он никогда не ставил себя выше «простых смертных» и был необыкновенно скромен в привычках, вплоть до того, что спал на охапке сена, укрываясь плащом, вставал в четыре часа утра, пользовался самой простой мебелью. Да и чем могли помочь ему в военном деле «картины», «дорогие сервизы», «наряды». Ничто не возместило бы Суворову отсутствие особого таланта – военного дарования. А ведь это, несомненно, именно «та сторона его облика, в которой ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь».

Именно благодаря своему военному дарованию и бескорыстному служению Отечеству, Александр Васильевич Суворов навсегда остался «в памяти каждого русского человека», для каждого стал примером.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

2. Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык. Сочинение-рассуждение.Челябинск: Взгляд,2004

3. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа В единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №2. М.: Вентана-Граф,2006

4. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа С единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №3. М.: Вентана-Граф,2006



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: