21.04 2020
Практическое занятие
Тема: Основы педагогической риторики
1. Назовите характерные особенности педагогической риторики?
Педагогическая риторика рассматривает условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения и управление социально-психологическими процессами, повышает уровень владения речевыми средствами с использованием максимальных возможностей личностных особенностей педагога в учебном процессе. Педагогическая риторика рассматривает специфику речи как средство передачи учебной информации, коммуникативную компетентность учителя в соответствии с задачами конкретной ситуации общения. Речь педагога и учащегося не только обслуживает обучение, но и является средством достижения цели обучения – средством развития речи обучаемых. Педагогическая риторика рекомендует молодому учителю конкретные пути научного познания в целях овладения и развития коммуникативно-речевых способностей.
2. Что такое повествование, каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?
Повествование — это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях. Цель повествования — рассказ во временной последовательности о событиях, действиях, состояниях. Действие — основная характеристика повествования.
Повествование как тип речи педагога-дефектолога должна быть чёткой и ясной, медленной, сопровождающаяся постоянными повторениями, так как специализация предполагает работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью, многие из которых имеют речевые нарушения.
3. Каким образом можно придать динамику повествованию?
При повествовании необходимо свести описания к минимуму, использовать больше перечисление, применять сильные глаголы и наречия (например, «помчался», «рухнул», «мгновенно» и т.п.). Используя категории языка, связанные со временем, в тексте можно передать и пространственные передвижения: динамику и статику, скорость, точку зрения на события. Для этого используются глагольные категории лица, вида, времени. Динамика передается глаголами со значением действия (танцевать), статика — состояния (лежать).
4. Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?
Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Цель описания — дать адресату наиболее полное представление о предмете.
При объективном описании автор приводит бесспорные признаки описываемого предмета или явления, не высказывая своего отношения, при субъективном описании автор отбирает факты, средствами языка подчеркивает свое отношение к ним.
При описании чего-либо педагог должен использовать красочные словесные конструкции, разбавлять речь эпитетами и другими тропами. Речь должно формировать в сознании ребёнка целый образ описываемого субъекта, объекта или явления. Описание должно быть точным, полным, но при этом не слишком затяжным, чтобы ребёнку не стало скучно.
5. Что такое рассуждение (размышление) и каковы его характерные особенности?
Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения. Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса). Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.
В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).
Между тезисами и аргументами (доказательствами) устанавливаются логические и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому.
6. Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога
Можно выделить два вида полемичности:
· имплицитную (или скрытую, внутреннюю)
Проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне ее.
· эксплицитную (или открытую, внешнюю).
Связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном — если оппонент персонифицирован, назван, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению. Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступает в защиту своих взглядов.
Ораторы пользуются всеми возможными средствами из богатого полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оценочных суждений, антитеза, сравнения, ремарки, рельефность, «картинность» речи, пословицы, поговорки и другие классические ораторские приемы, связанные с речевым контрпланом.
Благодаря полемичности усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская позиция оратора. Полемический характер выступления связан с рядом обстоятельств: в аудиторий всегда находятся люди, которые имеют противоположную точку зрения или скептически относятся к идеям автора, и этих людей следует убедить; истины, выраженные в такой форме, легче усваиваются аудиторией, активизируют у слушателей мыслительные процессы; данная форма позволяет сопоставить и оценить различные теории и тем самым проверить подлинность суждения.
Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет:
https://psy-centr-31.ucoz.ru/logoped/trebovanija_k_rechi_pedagoga.pdf
https://studopedia.net/13_37512_funktsionalnie-stili-rechi-i-oratorskaya-rech.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/10/23/esse-kultura-rechi-defektologa