Проблематика героизма тральщиков в послевоенные годы




Герои послевоенных лет

 

 

Автор: Павлов Константин Олегович

ученик 6 «В» класса МБОУ СОШ № 7

 

Руководители:

Делль Татьяна Григорьевна,

Мазова Елена Александровна

 

Анапа, 2020

Содержание

 

Введение. 3

1. Проблематика героизма тральщиков в послевоенные годы.. 4

2. Мужество героев послевоенных лет. 21

Заключение. 27

Список источников. 28

 

 


 

Введение

 

Всего за время войны с помощью тралов, корабельной артиллерии и подрывных партий было уничтожено: на Северном театр военных действий – до 2000 мин и минных защитников, на Балтийском – свыше 25000, на Черноморском (включая Азовское море и устья рек) – до 11000, на Тихоокеанском – около 3000 и на реках (без Дуная) – до 1000. Кроме того, донные мины уничтожались также глубинными бомбами (до 600 ед.), а также в ходе водолазного обследования портов (до 300 мин и затонувших торпед).

С помощью катеров-тральщиков в конце войны было уничтожено также немецкое Норген – Порккала-Удское сетевое заграждение протяженностью свыше 14 км. Входе боевых действий отечественными тральщиками было сбито до 100 самолетов противника и потоплено несколько полводных лодок. Тральщики широко применялись в десантных операциях и для перевозок военных грузов. Всего в ходе войны использовалось 1661 противоминных катеров, 330 из которых (19,9%) – погибло. Из указанного числа 636 составляли катера-тральщики специальной постройки (из них погибло 76, т.е. 11.9%) и 486 катеров-тральщиков. переоборудованных из мобилизованных судов (погибло 145, т.е. 29,8%). При этом на долю катеров-тральщиков приходится до 80% всех уничтоженных мин. Защита катеров-тральщиков в ходе боевых действий обеспечивалась малой интенсивностью их магнитного поля, малой осадкой, хорошей управляемостью, дымовыми шашками и высокой выучкой экипажей. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.

Цель: Систематизировать представления о роли экипажей тральщиков в послевоенные годы.

Задачи:

1. Изучить проблематику героизма тральщиков в послевоенные годы.

2. Изучить военную биографию прадеда Мазова Василия Александровича.

3. Обосновать вклад героев- тральщиков в Великую Победу.


 

Проблематика героизма тральщиков в послевоенные годы

 

Боевые действия на Чёрном море завершились, но минная опасность сохранялась — в годы ВОВ противниками было поставлено 19995 мин и минных защитников. Часть мин была уничтожена во время боевых действий, но остальные необходимо было обезвредить в самые короткие сроки. Это была сложная, смертельно опасная работа и экипажи тральщиков с ней справились.

С начала Великой Отечественной войны германское командование интенсивно минировало порты, рейды и фарватеры СССР на Балтийском, Черноморском и Северном ТВД, а с июня 1942 г. и 900-километровый участок реки Волга (от побережья Каспия до Саратова). ВМФ также с первых дней войны вынужден был выставлять оборонительные (а с 1944 г. и активные) минные заграждения на указанных ТВД, в том числе и в своих водах. В конце войны в зонах действия отечественного флота выставляли минные заграждения и союзники: в юго-западной части Балтийского моря, на Дунае (от устья до Вены), на озере Балатон, у побережья Северной Кореи и на подходах к Порт-Артуру. Данные о минных постановках воюющих сторон в водах СССР за время войны приведены в табл. 5.

Интенсивное минирование наших вод противником с использованием "оружия № 1" второй мировой войны – дойных неконтактных мин (средства борьбы с которыми еще отсутствовали в мире) вызвало необходимость в создании новых противоминных кораблей. Особенно остро, в силу географических особенностей района, эта проблема ощущалась на Балтийском ТВД.

В неконтактных минах использовались магнитные и акустические НВ, построенные как на статическом (срабатывающие при заданной интенсивности и времени воздействия сигнала), так и на динамическом принципе действия (срабатывающие от градиента сигнала за заданный промежуток времени). С целью противотральной защиты в схемах НВ использовались приборы срочности, кратности и их комбинации. В конце войны началось изготовление ДНМ (типа Auster) с гидродинамическим взрывателем. Однако мины эти использованы не были и с выходом советских войск на Одер (в апреле 1945 г.) были вывезены из Штеттина в Баварию, где и попали в руки американского командования.

На некоторых ЯМ в начале войны использовалось устройство, передающее мину после захвата ее тралом с минрепа на тральный трос, после чего мина автоматически подтягивалась к корпусу корабля-буксировщика и подрывалась. Вначале такие мины были эффективны, но отечественные специалисты быстро нашли противодействие таким минам. Было зафиксировано использование глубоководных якорных (п том числе и противолодочных) мин с контактным или гидростатическим взрывателями, отделяющихся от минрепа при получении определенного акустического сигнала и автоматически устремляющихся к поверхности воды; ввиду выявившейся недостаточной эффективности таких мин немецкое командование отказалось от их использования.

Таблица 1. Минные постановки воюющих сторон в зонах действия ВМФ СССР в ходе Великой Отечественной войны

Театры военных действий СССР Союзники Противники Всего
Якорные мины Донные мины Минные защитники Якорные мины Донные мины Минные защитники Якорные мины Донные мины Минные защитники
Северный флот                
Балтийский флот                
Черноморский флот              
Тихоокеанский флот              
Речные и озерные ТВД   -500    
Всего                  

 

В некоторых источниках приводится цифра 42000, включающая, по нашему мнению, и зоны действия американских и японских ВМС.

Рисунок 1. Немецкие неконтактные мины второй мировой войны:

I – корабельная донная магнитная мина (масса ВВ – 825 кг); 2 лодочная донная мина с магнитным или акустическим НВ (масса ВВ – 580 кг); 3- авиационная парашютная донная мина с магнитным, акустическим или магнитно-акустическим НВ (масса НВ – 300 кг); 4 – корабельная якорная неконтактная мина со штерто-грузовым регулятором глубины установки и магнитным или акустическим НВ (масса ВВ – 350 кг); 5 – авиационная якорная неконтактная мина с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 290 кг); 6 лодочная якорная магнитная мина, выставляемая через минные шахты, с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 350 кг); 7- лодочная якорная магнитная мина, выставляемая через трубы торпедных аппаратов, с гидростатическим регулятором глубины установки (масса В В – 215 кг)


Рисунок 2. Немецкие контактные мины второй мировой войны:

I – гальваноударная мина с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 150-220 кг); 2 – гальваноударная мина со штерто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса В В – 350 кг); 3 – гальваноударная мина с антенной и штерто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса ВВ – 250 кг); 4 – гальваноударная мина с антенным шлейфом и штсрто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса ВВ – 250 кг); 5 – гальваноударная мина с устройством автоматическою удержания глубины при изменении уровня воды (масса ВВ – 300 кг); 6- противолодочная мина заграждения с минрепом постоянной длины и гальваноударным или электроконтактным взрывателем (масса ВВ – 30 кг); 7- корабельная гальваноударная мина с автоматической установкой на заданное углубление (масса ВВ – 40 кг); 8 – авиационная гальваноударная мина с автоматической установкой на заданное углубление (масса ВВ – 50 кг): 9 – надповерхностная мина ударно-механического действия (масса ВВ – 30 кг); 10- противолодочная мина с взрывателем нажимного действия (масса ВВ – 75 ki)

 

С первых дней войны началась мобилизация призывных судов и их мобпереоборудование (табл. 2). Для борьбы с ДНМ на КБФ был организован дивизион деревянных тральщиков ("Сиг" 208 т. 8 уз; "Пикша" – 180 т, 10 уз; "Поволен" – 87,4 т. 8 уз; "Касатка" – 45 г, 10 уз и "Ястреб" – 50 т. 6 уз), используемых для буксировки небольших барж, наполненных железным ломом. Для защиты от подрыва на минах ТШ с металлическими корпусами начали использовать методы размагничивания, в том числе безобмоточного. В заведомо миноопасных районах оборудовались посты противоминного наблюдения, включая плавучие, оснащенные специальными техническими средствами наблюдения. Практика показала, что в сложившихся условиях на КБФ главным звеном ПМО оказались КАТЩ (табл. 3 и 4). По опыту летне-осенней кампании 1941 г. зимой 1941 – 1942 гг. на ленинградских заводах во изменение ранее намеченных планов было построено семь трал-барж и их один специальный буксировщик (с деревянным корпусом), а также переоборудована под плавбазу ТШ бывшая самоходная грунтовозная шаланда "Амгунь" (числящаяся с июня 1941 г. канонерской лодкой), и под электромагнитные KAT1I1 переоборудованы 15 мотоботов; на 30 КАТЩ с металлическими корпусами были установлены размагничивающие обмотки.

С весны 1942 г. появились станции безобмоточного размагничивания. Непрерывно совершенствовалось тральное оружие. Последовательно появились контактные тралы: ТОК-1, MШ-2, КПТ, ПСТ, ГПТ и в 1944 г. класса МТ. Магнитные ДНМ вначале уничтожались упомянутыми трал-баржами, затем БЭМТ (представляющими собой, по существу, Г1МЗ), хвостовыми тралами, а в конце войны – петлевыми (ПЭМТ-2) и соленоидными (СЭМТ-12 и СЭМТ-24). С появлением акустических и магнитно-акустических мин тральщикам для производства тралящих шумов вначале придавались малые охотники МО-IV, а затем начали устанавливаться мембранные акустические тралы.

В начале войны спорным являлся вопрос о создании специальных плавбаз для ТШ. С одной стороны, они были крайне необходимы для КАТЩ, так как качественно повышали коэффициент их оперативного использования, а с другой – легко поражались авиацией противника. В августе 1941 г. под плавбазы ТЩ на заводе № 189 было начато переоборудование двух ("Тында" и "Эвальд"), а на заводе № 194 одного транспортного судов. С 1944 г. потребность в плавбазах ТЩ настолько возросла, что временно их созданием занялся непосредственно флот. После окончания Великой Отечественной войны командиром 1-й бригады траления КВФ. флагманским минером И. И. Метко, а также комиссией ЦНИИВК ВМС под председательством В. Д. Римского-Корсакова командованию ВМФ были представлены предложения о целесообразности включения в план проектирования и постройки кораблей специальных ПБ – штабных кораблей ТЩ.

Если в начале Великой Отечественной войны главной задачей отечественных противоминных сил было обеспечение возможности передвижения сил ВМФ в прибрежных водах (для чего в основном использовались КАТЩ), го после ее решения возникли залачи прокладки выходных фарватеров и проводки за тралами боевых сил флота, десантных отрядов и конвоев. Для этой цели были необходимы эскадренные и базовые тральщики, в которых стал ощущаться острый дефицит.

С неимоверными трудностями в блокадном Ленинграде были достроены два эскадренных ТЩ пр. 59 ("Владимир Полухин", сдан 04.11.42 и "Василий Громов", сдан 09.12.43) и два быстроходных базовых ТЩ пр. 53У ("Контр-адмирал Юрковский", сдан 05.08.41 и "Контр-адмирал Хорошкин", сдан 25.09.44). Еще в августе 1941 г. ВМФ выдал ЦКБ-32 ТГЗ на проект достройки эвакуированных в Зеленодольск 12 корпусов эскадренных ТЩ пр. 59. получивший N 73. Проект был разработан в январе 1942 г., но после экспертизы отправлен на доработку. Рассмотрение доработанного проекта выявило нереальность достройки предложенного корабля в условиях военного времени.

 



Таблица 2. Тральщики периода Великой Отечественной войны, переоборудованные из мобилизованных судов

Тип переобо­рудованного судна (по проекту) Коли­чество переобо­рудован­ных судов Годы переобо­рудо­вания Районы боевого исполь­зования Водоизме­щение. т Главные размере­ния. м Мощ­ность ГЭУ.лс Ско­рость полного хода, уз Дальность плавания, мили скорость, уз Артилле­рийское вооруже­ние Тральное вооруже­ние Эки­паж. чел
Рыболовные траулеры (проект 33)   1933-1942 СФ,ТОФ 1050—1500 50-55x9.0-9.4x х4.1-4.5 650-700 10-11 4000-8000/8 2х76*-ММ 2х45-мм 2x12.7-мм МТШ,МЗТ,ТОК-1** 43-52
Рыболовные траулеры     СФ,ТОФ   44,1x7.4x4.1     3000/11 2х45-мм 4х7,62-мм МТШ,МЗТ  
“Ижорец" (паровые буксиры)     КБФ.ЛВФ   23x5.5x1,95   7.5 600/7 1х45-мм 2х7.62-мм МТШ,МЗТ  
“Дзержин­ский" паро­вые буксиры)     КБФ   38x7.6x2.6   7.8 600/7 1х45-мм 4x12.7-мм МТШ,МЗТ  
Речные бук­сирные паро­ходы     КБФ.ВВФ.ЛВФ 160-490 30-47x6.0-7.6x1.6-2.3 240-400 8-12 500-1000/6-8 1х45-мм*** 2x7,62мм МТШ,МЗТ**** 37*****
Рейдовые буксиры “Экспорт-леса"     СФ   31.6x6.7x3,3     1х45-мм 2х7.62-мм МТШ,МЗТ
Дрифтеры     ТОФ 270-370 28.8—34.6х6.4х хЗ. 1-4.3 270-350 8-9 670-1300/7.5 1х45-мм 2х7.62-мм МТШ,МЗТ  
Паровые буксиры     ТОФ 100-500 25-41x5.2-7.6x х2.1-4.5 250—700   800 - 2000/7 2х45-мм 2х7.62-мм МТШ,МЗТ 31-50
Грузовые теплоходы     ЧФ 1960-2010 73.8x10.4x3.2   9.5 3500/8 2х76-мм 1—2х45-мм 2х 2.7-мм МТШ,МЗТ  
Паровые шхуны     ЧФ 520-1800 43—60x8.6—9.6х х2.9-4.2 360—410 7.5—8.0 420-1700 / 5-7.5 4х45-мм 1x21-мм 2к 12.7-мм МТШ,МЗТ 30-44
Морские буксиры   1WI ЧФ 200-325 30-36х6.2-6.7х х2.5- 3.7 350—450 9-12 1000-1500 / 8,5 - 10 1х45-мм 2x7.62-мм
Речные колесные буксиры   ШЗ-1944 ВВФ,КВФ 65-170 19-43x4-14*х0.6— I.5 100-280 7-10   2х45-м,м 2х20-мм 2\ 12.7-мм Букси­ровщики трал-барж 4-17
Морские колесные буксиры     КБФ,СФ 195-290 47—18x13—14х1—1.5 200-300 7.5 1*45-мм 2х7.62-мм ОТШ,КТ-1,МТШ
Пассажир­ские суда     ЧФ 150-400 27—46x6.6—7.9ч х2.0—2.4 200—400 6-9.5 2х45-мм 1х7.62-мм МТШ,МЗТ 16-40
Морские буксиры   1942-1945 КБФ 180-550 28—49x6.6—7.9х х2.0 2.4 200-600 9-9.5 1х45-мм 1x7.62-мм МХТ,МТШ 22-44
Колесные буксиры   1943-1944 КБФ 70- 110 Букси­ровщики ЭМТ
Колесные буксиры     БВФ,СФ   38.4x6.0x0.8     550/6 2х45-мм 2х7.62-мм ОТШ-2,МХТ  
Речные бук­сиры     БВФ,СФ   28.2х6,5x1.2     193/7 1х45-мм 2х12.7-мм ОТШ-2,МХТ    
Трофейный немецкий тральщик     ДуВФ   47.5x7.2x1.7   12.5 2x37-км 3x20* км    
Югославские буксиры   1944—1945 ЛуВФ 180-320 25-40хx4.5-10.5x1.1-1.5 150—180 8.5-9.0 ЭМТ 18-22  
Днепровские буксиры     ПВФ    

Все корабли погибли, данные о ТТХ в архивах не обнаружены

Примечание.

СФ – Северный флот, ТОФ – Тихоокеанский флот. КВФ – Краснознаменный Балтийский флаг. ЛВФ – Ладожская военная флотилия. ВВФ – Волжская военная флотилия. ЧФ – Черноморский флот. КВФ – Каспийская военная флотилия. БВФ СФ – Беломорская военная флотилия Северного флота. ДуВФ – Дунайская военная флотилия, ПВФ- Пинская военная флотилия

* На некоторых кораблях: вместо 2х76-мм орудий установлены 45-мм. а на тpex 1x100-мм; вместо 2х20-мм установлены 1х37-мм и 1х20-мм; дополнительно установлены бомбометы.

** На некоторых кораблях установлены тралы КТ-1 и АТ.

*** На отдельных кораблях установлены 76-мм и 37-мм орудия.

**** На некоторых кораблях установлен трал ОТШ.

***** На подавляющем большинстве кораблей.

Таблица 3 Катера-тральщики периода Великой Отечественной войны специальной постройки и переоборудованные из катеров ВМФ

Тип катера-тральщика Годы постройки или переоборудования Коли­чество кате­ров Район боевого использования Водоизмещение полное, т Главные размерения, м Мощность энергетической уста­новки, л.с. Скорость полного хода, уз Дальность плавания, мили (скорость. уз) Артиллерийское вооруже­ние Тральное воору­жение Эки­паж. чел.
"Р"- (Рыбинец) 1941 — 1944   КБФ, ЧФ, ЛВФ   20.8x3.3x1,0   9.3 800(7) 1 или 2x7.62-мм ОТШ-2,КТ-1  
Я-5 (Ярославец-5)     ЧФ, ДуВФ, ДВФ   14.6x3.6x0.9     320 (6) 1х7.62-мм КТ-1  
Я-6 (Ярославец-6)     ЧФ   14.6x3.6x0,9     320 (6) 1x7.62-мм КТ-1  
К-15 и К-17     КАФ, ЧФ, ДуВФ, ДВФ, ВВФ   15.5x3.3x0.7   6.5 850(4.7) 1х7.62-мм или КТ-1,ОТШ-2 или КЭМТ-2  
К-18     ВВФ, ЛВФ Р.5 15.9x3.3x0.7     1х12.7-мм КТ-1 или ОТШ-2 или КЭМТ-2  
МСВ-38 1941-1944   КАФ, ДуВФ, ЛВФ ВВФ 16.5 14.0x2.9x 0.85 68—95 8.5 1х7.62-мм KЭMT- 2 или МХТ  
KM-IV 1943—1945   КБФ, ЛВФ, ЧФ, ЛВФ   19.3x3.4x0.8     220 (10) 1х7.б2-мм КТ-1  
KM-II 1941 — 1942   КБФ   13.8x3.1x0.8     1х7.62-мм КТ-1  
“Ж"     ТОФ   17.3x3.8x1.3     1430 (7) 2x7.62-мм КТ-1  
Д-2 и Д-4 1942—1944   КБФ 20.3 16.9x3.6x1.0   7.5 ОТШ или КТ-1  
"КЛТ" 1941-1942   КБФ 10.4 15.2x2.6x0.7     560 (9.5) 1x7.62-мм ОТШ  
"А"     КБФ   15.6x3.0x0.6     1x12.7-мм 1x7.62 мм ОТШ  
пр. 165 (ДБ)     ЧФ   14.6x3.6x0.9   КТ-1  
"Тендер”     КАФ, ЧФ   10.3x3.3x1.1     75 (6) 1x12.7-мм К1-1  
ДМБ     ЧФ   13.6x3.8x0.4     180(4) - КТ  
Трофейные: KFK     ЧФ,ДуВФ   23.0x6.0x1.2     1х37-мм 4x20-мм  
болгарские     ЧФ   14.0x2.2x1.2    
румынские     ДуВФ 17-195 15—30x3,2—6.2x1.1-1.8 1X0-700 6-12 1-16

Примечание. ДВФ – Днепровская поенная флотилия, КАФ – Краснознаменная Амурская флотилия.

 


Таблица 4 Катера-тральщики, переоборудованные из мобилигованных гражданских катеров

Тип переоборудованного судна Количество переоборудо-ванных судов Годы переоборудования Районы боевого использо-вания Водоизмещение полное, т Главные размеренрия, м Мощность ГЭУ, л.с. Скорость полного хода, уз Дальность плавания мили / скорость, уз Артиллерийское вооружение Тральное вооружение Эки-паж, чел
Рыболовные мотоботы малые   1941-1942 КБФ, БВФ 10-25 10—14.5х2.4—3.8х0.7-1.9 32-52 6.5 8,0 200 - 500/4-5 1-7.62 мм МХТ или ОТШ-1 6-8
средние   1041-1943 КБФ, БВФ, ВВФ 40—60 15—19.5х5.3-5.7х2.0—2.5 52-65 6.5 -8.0 750-9950/4-4,5 1-7.62 мм или 12.7 мм ОТШ-2 или KT-1 или КЭМТ-2 7-8
большие   1942-1943 КБФ, ЛНФ, ТОФ 70-90 18-20.5x5.8-7.2x 2.1-2.7 40- 160 6-8 1000- 1800/4.5- 5,5 1-7.62 мм ЭМТ 8-18
Сейнеры малые 10» 1941-1942 AзBФ, ЧФ, КБФ 35-К0 14 19x4-6x1.3—2.6 35-65 4—8 500-1500/3-6 I-III-7.62 мм MXT,ЭМТ 10-16
большие   1941 - 1942 ТОФ 115-065 22—28x4,6—6.Зх2.4—3.1 150 360 9-11 1500-2200/5-7 I-II-7.62 мм или 1-45 мм ОТШ-1 или KT-I 17-25
Рыболовные парусно-моторные шхуны   1941 - 1943 ЧФ, АзВФ ЭД 131) I6.5-24.5x4.7-5.9x2.2-ХЗ 50-100 5.5-8 600-1400/4-6 I-IV-7.62мм МХТ или ОТШ-1 9-12
Портовые буксиры   1941-1943 АзчВФ, ЧФ, ТОФ, КБФ 50-115 16.5—22х4,8—7.9х 2.7—3.2 120— 170 1-9 500-1250/4.5-8 I-II-7.62 мм 1-45 мм ОТШ-1 10-20
Речные трамваи   1942- 1943 ВВФ, ДНФ 12+40 14,5-20x3.5—5,0х 0,8- 1.4 30-120 5.3 250-350/5-6 1-7.62 мм ОТШ-1 5-9
Речные буксирные катера   1942—1943 ВВФ   18x4.1х0,6 55-60 8—9 1x1-12.7 мм и.1и 1x2-12.7 мм  
Колесные катера     ВВФ   35x12.4x0.5   9.1 1-20 мм
Речные бук­сирные катера малые     ВВФ. 10-25 10-15x2.4-3.5x0.7- 1.0 30-65 7.6—8.0 4.5-8,0 120-300/4-5 1-7.62 или 1-12.7 или 1-37 мм или II 7.62 мм 6-7
средние     ДВФ,ЧФ,БВФ,КБФ 18-35 15—17x3.1—3,3x 0.8-1.1 35-100 4,5-8,0 120-300/4-5 МХТ или КЭМТ-2
Трофейные газогенераторные буксиры     ДВФ   20х3.5x0.9     200/5.5
служебные катера     КАФ   17х4,5x0,9   8.6 Буксировщик трал-барж  

Примечание: АзВФ – Азовская военная флотилия.


В августе 1943 г. ВМФ принял решение о создании базового тральщика пр. 263 с использованием ленд-лизовских поставок (дизели, неконтактные тралы, радиолокация, гидроакустика). ТТЗ на проектирование корабля было выдано ЦКБ-17 в том же году. Рассмотрение технического проекта в конце 1943 г. выявило нереальность постройки корабля в условиях военного времени и в мае 1944 г. работы по нему были прекращены. Начавшаяся разрабатываться еще в конце предвоенного периода идея создания дешевого массового ТЩ типа пр. 60 позволила КБ завода № 370 разработать в 1943 г. и представить в Управление кораблестроения предложение по созданию такого корабля на базе отечественной техники с использованием вместо паровых машин дизелей. На основании этого предложения ВМФ разработал и утвердил 25.12.43 ТТЗ на проектирование среднего базового тральщика пр. 254. которое было на конкурсных началах поручено КБ завода No 370 (главный конструктор В. Д. Мацкевич) и ЦКБ-17 (главный конструктор Г. М. Вераксо). Выполненные проработки выявили несовместимость требований заданий в части водоизмещения (вместо заданных 380 т оно составило около 500 т). Дальнейшая разработка проекта была поручена ЦКБ-17, однако, он был реализован только после нескольких корректировок ТТЗ (всего их было 11) уже в послевоенный период.

Как видно из и зложенного, ни один из проектируемых во время войны ТЩ по проектам 73, 263, 254 во время войны реализован не был. В то же время потребность в новых ТЩ возрастала с каждым днем. В конечном итоге были найдены два параллельных пути решения этой проблемы: постройка в Ленинграде по упрошенному проект)' корабля минимального водоизмещения с современным оружием, узкоспециализированного для действий на Балтийском ТВД, и закупка по ленд-лизу ТЩ для действий на всех других ТВД. Первый путь решения проблемы реализовывался на основе проекта "морского" КАТЩ, ТТЗ на разработку которого было выдано ВМФ ЦКБ-51 в апреле 1942 г. (основные требования: водоизмещение 60 т, скорость хода 16 уз, наличие контактного, электромагнитного и акустического тралов). Эскизный проект был разработан в октябре 1942 г. Согласно принятому решению технический проект, получивший номер 253, был разработан в двух вариантах: с деревянным и с металлическим корпусами и был направлен на рассмотрение в НКСП, который дал по нему отрицательное заключение, отмстив, в частности, невозможность реализации в сложившихся условиях деревянного варианта. Внеся по полученным замечаниям некоторые изменения в проект (получивший при этом шифр М-253), ЦКБ-51 (главный конструктор Н. Г. Лощинский) представило его в УК ВМФ, которое направило проект на рассмотрение в КБ завода № 189. Последнее упростило проект и во изменение обычной процедуры представило его на рассмотрение командованию Балтийского флота (В. Ф. Трибун, Ю. Ф. Ралль), проект, получивший номер 253Л, был утвержден. Головной корабль был заложен 14.04.43 на заводе № 189, сдан 31.12.43 и в январе 1944 г. передан КБФ. Корабли получили название "малые тральщики" (МТ) и строились двумя сериями: МТ-1 (35 сд.) и МТ-2 (56 ед.) на заводах №189, 370, 190 и 363.

Для ПМД на Северном и Тихоокеанском театрах проблема обеспечения новыми ТЩ была решена путем закупки и аренды ПМК у союзников. Так, в 1942 г. от Великобритании было получено семь БТЩ типа ТАМ (500 т, 11 уз) и три РТШ типа MSS-I26 (200 т, 10 уз), два БТЩ типа MSS-136 (400 т, 10 уз), а от США в 1943 г. – 24 TLU типа AM (914 т, 15 уз) и 43 типа YMS (330 т, 14 уз). В конце 1944 г. советскими войсками в Констанце. Варне и Бургасе было захвачено 29 (включая затопленные и недостроенные) ТЩ типа KFK (103 т, 12 уз), которые незамедлительно были включены в состав противоминных сил Черноморского флота.

Всего за время войны с помощью тралов, корабельной артиллерии и подрывных партий было уничтожено: на Северном ТВД – до 2000 мин и минных защитников, на Балтийском – свыше 25000, на Черноморском (включая Азовское море и устья рек) – до 11000, на Тихоокеанском – около 3000 и на реках (без Дуная) – до 1000. Кроме того, ДН М уничтожались также глубинными бомбами (до 600 ед.), а также в ходе водолазного обследования портов (до 300 мин и затонувших торпед). С помощью КАТЩ в конце войны было уничтожено также немецкое Норген – Порккала-Удское сетевое заграждение протяженностью свыше 14 км. Входе боевых действий отечественными ТЩ было сбито до 100 самолетов противника и потоплено несколько полводных лодок. ТЩ широко применялись в десантных операциях и для перевозок военных грузов. Всего в ходе войны использовалось 1661 ПМК. 330 из которых (19,9%) – погибло. Из указанного числа 636 составляли КАТЩ специальной постройки (из них погибло 76, т.е. 11.9%) и 486 КАТЩ. переоборудованных из мобилизованных судов (погибло 145, т.е. 29,8%). При этом на долю КАТЩ приходится до 80% всех уничтоженных мин. Защита КАТЩ в ходе боевых действий обеспечивалась малой интенсивностью их магнитного поля, малой осадкой, хорошей управляемостью, дымовыми шашками и высокой выучкой экипажей. Общие данные о потерях всех типов ПМК за время войны приведены в табл. 9, |9|. Из нее следует, что главной причиной потерь ТЩ являлся подрыв на минах (31,4%), на вгором месте – атаки авиации (20,5%), на третьем – береговая артиллерия (около 17%) и на четвертом – навигационные причины (15,5%) (в основном за счет мобилизованных судов). Относительно высокие потери ПМК от береговой артиллерии объясняются спецификой Балтийского и речных ТВД (в частности, почти вся Пинская военная флотилия была уничтожена артиллерией танков), а также широким использованием при противоминном обеспечении десантных операций.


Рисунок 3. Подрыв малого ТЩ на ДНМ

При разделе германского флота Советскому Союзу досталось 14 ТЩ типа М-35, 30 типа М-40, 48 типа R и 119 типа KFK (т.е. вместе с захваченными во время войны 29 кораблями – 148), 30 ТЩ. переоборудованных из гражданских судов и четыре прорывателя минных заграждений. В дальнейшем СССР получил еще два итальянских и один японский ТЩ

Общие данные о потерях всех типов противоминных кораблей за время войны приведены в таблице 5.

Таблица 5 Потери противоминных кораблей СССР за время Великой Отечественной войны и причины потерь

Типы противоминных кораблей Общее число Потери кораблей Причины потерь
Число потеряных кораб­лей Даля от общею числа. % Подрыв на минах Авиа­ция Бере­говая артил­лерия Над­водные корабли Под­водные лодки Нави­гационные повреждения,аварии и столкновения Взорваны или затоп­лены собст­вен ной командой Другие причи­ны* Причи­на неиз­вестна
Тральщики проектов 3,53,53У,58,59     45.2   I      
Старые тральщики специаль­ной постройки     85.7        
Ленд-лизовские тральщики типов AM. YMS. ТАМ и MMS (34+43+7+5)     7.9                  
Малые тральщики проекта 253/1     6.5          
Траулеры, переоборудованные по пр 33     18.2       '        
Катера-тральщики специ­альной постройки и пере­оборудованные из катеров ВМС     11.9                  

Продолжение таблицы 5.

Тральщики. переоборудо­ванные из судов     21.7                
Катера-тральщики, пере­оборудованные из граждан­ских катеров     29,8                  
Трал-баржи     50,0    
Всего кораблей     19.9     56 ***     51***      
Потери за войну. % 31.4 20,5 17.0 4.8 3.9 15.5 2.8 1.5 2.4
                                     

* Под потерянными понимаются затонувшие корабли. В 1944-1946 гг. свыше 20 из числа затонувших кораблей были подняты и опять вступили в строй, что в таблице не учтено.

** Четыре корабля были интернированы н шведских водах, а один уничтожен японским камикадзе.

*** Большие потери от береговой артиллерии понесли тральщики речных флотилий (в частности. Пинская флотилия была расстреляна танками), а также тральщики при проведении десантных операций на СФ.

 

Из таблицы 5 следует, что главной причиной потерь ТЩ являлся подрыв на минах (31,4%), на втором месте – атаки авиации (20,5%), на третьем – береговая артиллерия (около 17%) и на четвертом – навигационные причины (15,5%) (в основном за счет мобилизованных судов). Относительно высокие потери ПМК от береговой артиллерии объясняются спецификой Балтийского и речных ТВД (в частности, почти вся Пинская военная флотилия была уничтожена артиллерией танков), а также широким использованием при противоминном обеспечении десантных операций.

При разделе германского флота Советскому Союзу досталось 14 ТЩ типа М-35, 30 типа М-40, 48 типа R и 119 типа KFK (т.е. вместе с захваченными во время войны 29 кораблями – 148), 30 ТЩ. переоборудованных из гражданских судов и четыре прорывателя минных заграждений. В дальнейшем СССР получил еще два итальянских и один японский ТЩ.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что главной причиной гибели ПМК в ходе боевых действий являлся подрыв на минах, а дальнейшее уточнение показывает, что подрыв на ДНМ с магнитным ИВ. Поэтому вопрос о магнитной защите ПМК заслуживает особого рассмотрения.

Магнитная защита отечественных ПМК осуществлялась в рамках глобальной программы размагничивания корабельного состава ВМС. К необходимости реализации этой программы командование ВМС пришло. располагая данными об использовании магнитных мин в бомб. Работы, необходимые для достижения поставленной цели, были начаты в ходе выполнения первой кораблестроительной программы СССР. Сущность изложена в труде инженера контр-адмирала В.А.Ткаченко |10|. Работы финансировались МТУ (Минно-торпедное управление) и УК ВМС, курировались НИМТИ и НИВК, были начаты в одном из КБ Главморпрома. а затем продолжены в Остехбюро под начальством Бакуриани. При Остехбюро был организован отряд опытовых судов, в состав которого, в частности, входило судно "Мороз", являвшееся, по-видимому, первым носителем размагничивающих обмоток. Судно это было переоборудовано из построенного в 1914 г. буксира. конце первой мировой войны при минировании в 1920 г. англичанами устья Северной Двины, а также о разработках, ведущихся по использованию магнитного канала во взрывателях торпед и

По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил итальянские, немецкие и японские корабли и большое количество технической документации.

Мужество и героизм моряков в годы Великой Отечественной войны были высоко оценены правительством: более 350 тыс. матросов, старшин, офицеров и адмиралов были награждены орденами и медалями, около 600 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, 7 военных моряков удостоены звания Героя Советского Союза дважды, 78 кораблей удостоены почетного наименования гвардейских, 238 кораблей награждены боевыми орденами.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: