Принципиальные отличия в требованиях




Методология Руководства МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007, базирующаяся на принципах социального партнерства и участия работников в деятельности по улучшению условий труда, не согласуется с методологией современных систем менеджмента, реализованных в стандартах серий ИСО 9000, ИСО 14000, которые основаны на лидерстве и ответственности высшего руководства.

В связи с этим система управления охраной труда, построенная на ГОСТ 12.0.230- 2007, не может быть органично интегрирована в единую систему менеджмента организации, основанной на стандартах серий ISO 9000, ISO 14000 и которая ориентирована на приобретение конкурентных рыночных преимуществ.

Согласно п. 4.2.4 ГОСТ 12.0.230-2007 «работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой».

Справедливости ради следует заметить, что оригинальное Руководство МОТ-СУОТ 2001 в этом отношении является более либеральным: «3.2.4. Работодатель должен гарантировать при необходимости (as appropriate) создание и эффективное функционирование комитета по безопасности труда и участие представителей работников в вопросах безопасности и здоровья в соответствии с национальными законами и практикой».

Пункт 4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007 содержит требование об обязательном наличии в организации «линейной управленческой функции». Речь в данном случае идет об обязательном выстраивании линейной (иерархической, командно-административной) структуры системы управления охраной труда.

Известно, что при такой структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинствами этой структуры являются простота, экономичность, предельное единоначалие.

Ее основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей и низкая скорость реагирования на изменения.

Линейная структура является наиболее приемлемой для простых форм организаций, хорошо работает в небольших коллективах, возглавляемых высокопрофессиональным и авторитетным руководителем, а также широко применяется в государственном управлении, в военных и военизированных структурах.

В большинстве современных самостоятельных (коммерческих) организаций такой тип структуры управления применяется крайне редко. Чаще используются более гибкие структуры:

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- проектная и др.

OHSAS 18001:2007 изначально разрабатывался как стандарт, на основании которого можно оценить и сертифицировать систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Спецификация «стандарт» предполагает четкие и однозначно трактуемые положения, выполнение (или невыполнение) которых можно проверить (иначе сертификация невозможна). Практический (экономический) смысл внедрения этой системы менеджмента заключается в получении двух возможных выгод, обусловленных подходом работодателя:

- формальное внедрение системы и сертификация в целях доступа на международный рынок (без системы менеджмента безопасности труда, сертифицированной авторитетным международным органом на соответствие OHSAS 18001:2007, доступ производственных компаний на глобальный рынок закрыт);

- реальное внедрение системы в целях улучшения общей системы менеджмента организации (обеспечение непрерывности и устойчивости менеджмента в интеграции с системами менеджмента качества и экологии). Впрочем, некоторые российские органы по сертификации, пытаясь привлечь клиентов, не стесняются подтверждать в сертификате одновременное соответствие как ГОСТ 12.0.230-2007, так и OHSAS 18001:2007, что в принципе исключено ввиду несоответствия их идеологий.

Выводы и рекомендации

Представляется, что ГОСТ Р 54934-2012 имеет неоспоримые преимущества в качестве основы для разработки результативных систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, проверенных на практике.

Стандарт OHSAS 18001:2007 практически реализован огромным количеством организаций по всему миру, как правило, в качестве третьего, интегрирующего стандарта после внедрения стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001. Соответствие ГОСТ Р 54934-2012 означает полное соответствие OHSAS 18001:2007.

С точки зрения автора как руководителя организации и аудитора систем менеджмента, стандарт OHSAS 18001:2007 практически безупречен по методологии, стилю и содержанию и может послужить хорошим методическим примером для подготовки других национальных стандартов. Понятно, что для этого требования OHSAS 18001:2007 должны быть поняты и тщательно расшифрованы с учетом идеологии стандартов данной серии применительно к особенностям и потребностям организации. Для понимания требований OHSAS 18001:2007 необходимо пройти специальное обучение.

Тем не менее следует признать, что для результативного внедрения OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) не только с целью сертификации, а для осуществления эффективной деятельности по сохранению жизни и здоровья работников, повышения конкурентоспособности организации на рынке необходимо наличие ряда объективных условий, а именно:

- высокий уровень экономической (реальной) конкуренции в виде экономической деятельности, которую осуществляет конкретное предприятие;

- сложившаяся деловая практика, опирающаяся на надежную правовую (судебную) систему;

- высокий уровень производительности труда и квалификации (ценности) работников;

- высокий уровень стоимости жизни работника и вообще «человека» в государстве, в частности, «цена жизни» при страховании и возмещении ущерба;

- высокий уровень оценки своей жизни и здоровья самими работниками (гражданами). Что касается такого условия, как высокая «цена жизни», то в нашей стране этот показатель также постепенно растет. Так, выплаты семьям погибших в результате резонансных трагедий (аварии на шахте «Распадская» и Саяно-Шушенской ГЭС) достигали 2 млн руб. Однако даже подобные суммы не являются достаточными, а кроме того, они не предусмотрены законом.

Тем не менее, и отечественным (наиболее продвинутым) предприятиям реальное (не только для получения сертификата) внедрение методологии OHSAS позволяет:

- улучшить управляемость организации, обеспечить устойчивость и непрерывность менеджмента, создать основу для стабильного социально-экономического развития;

- повысить ответственность и лояльность интересам предприятия со стороны линейных руководителей и рядовых работников, что служит надежным фундаментом стабильности в период кризисных явлений;

- снизить риски крупных аварий, способных создать угрозу самому существованию предприятия. Методология OHSAS 18001:2007 (в отличие от Руководства МОТ-СУОТ 2001) предельно проста:

- здоровье работника – это его способность выполнять работу быстро, качественно и безопасно;

- ущерб, нанесенный здоровью работника в результате несчастного случая или заболевания, обусловленных работой, – это убыток предприятия, уменьшение прибыли;

- высшее руководство предприятия назначено его собственником для обеспечения высокой стабильной прибыли и снижения убытков, в т. ч. обусловленных несчастными случаями и профессиональными заболеваниями;

- высшее руководство, управляя рисками, перераспределяет свободные средства между отчислениями в прибыль и финансированием предупредительных мер таким образом, чтобы чистая прибыль была максимальной при сохранении приемлемого уровня социальной стабильности на предприятии.

В то же время ГОСТ 12.0.230-2007 (а еще лучше – точный перевод Руководства МОТ - СУОТ 2001) может служить источником полезных методических рекомендаций при совершенствовании традиционной, социально ориентированной СУОТ. Внедрение ГОСТ Р 12.0.230-2007 успешно служит задачам демонстрации социальной ответственности бизнеса, высокого уровня социального партнерства.

Организации, намеренные следовать методологии Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ГОСТ 12.0.230-2007), должны быть уверены в:

- достаточном для внедрения ГОСТ 12.0.230- 2007 уровне социального партнерства и солидарности работников с высшим руководством организации;

- понимании работниками приоритетности задач экономического развития предприятия перед задачами социального развития;

- готовности работников поставить стратегические корпоративные интересы предприятия выше своих личных текущих интересов;

- понимании работниками того, что их здоровье важнее заработка, а «компенсации за вредность» – это преступление;

- понимании высшим руководством того, что здоровье работника важнее прибыли организации;

- готовности высшего руководства и собственников согласиться с тем, что целью предприятия является не только прибыль, но и рост благосостояния, а также личностное развитие работников;

- понимании высшим руководством наивысшей ценности главного ресурса предприятия – его квалифицированного, ответственного, лояльного персонала.

Таким образом, новый ГОСТ Р 54934 - 2012 (по сравнению с методологией ГОСТ 12.0.230-2007) в ключевых моментах содержит совершенно иную точку зрения на обеспечение безопасности труда наемных работников, а также на роль высшего руководства, линейного менеджмента и рядовых работников в этом процессе. А на каком из указанных стандартов следует остановить свой выбор, должны решать руководители организации исходя из стратегии развития предприятия.


 

 

Нормативные правовые акты по охране труда

вступившие в силу в 2013 – 2014 годах, а также

разъяснения и другие документы по вопросам охраны труда.

  № Название документа Дата вступления в силу
Российская Федерация
1. Приказ Минтруда России от 18.09.2013 № 467н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)» 11.01.2014 г.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 01.01.2014 г.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 01.01.2014 г.
4. Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» 01.01.2014 г.
5. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» 01.01.2014 г.
6. Приказ Минтруда России от 09.08.2013 № 372н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 24.12.2013 г.
7. Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 15.11.2013 г. (за исключением отдельных положений).
8. Приказ Минтруда России от 11.09.2013 № 457н «Об установлении продолжительности сокращенного рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных» 09.11.2013 г.
9. Приказ Минтруда России от 02.08.2013 № 341н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» 10.09.2013 г.
10. Приказ Минтруда России от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» 24.06.2013 г.
11. Федеральный закон от 07.06.2013 № 106-ФЗ «О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)» 18.06.2013 г.
12. Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» 18.06.2013 г.
13. Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» 18.06.2013 г.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 01.06.2013 г. (за исключением отдельных положений)
15. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по выбору и проверке электрических аппаратов и кабелей напряжением 6 (10) кВ» (утв. приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 630) 31.05.2013 г.
16. Федеральный закон от 05.04.2013 № 36-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» 08.04.2013 г.
17. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности по производству средств индивидуальной защиты (утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 355н) 10.03.2013 г.
18. Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Минтруда России от 06.09.2012 № 178н) 10.03.2013 г.
19. Разъяснение Минтруда России от 13.02.2013 г. «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870» 13.02.2013 г.
20. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Правила, утвержденные данным приказом введены в действие с 01.01.2013 г. Начало действия документа - 05.02.2013 г.
21. Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2013 году и на плановый период 2014 и 2015 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 № 1396) 06.01.2013 г.
22. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» 01.01.2013 г.
23. Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164) 01.01.2013 г.
24. Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651 «Об отмене определения Верховного Суда РФ от 04.04.2012 № АКПИ12-317, которым было прекращено производство по делу о признании недействующими пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», абзаца первого пункта 1 и абзаца 1 пункта 4 «Инструкции о порядке применения Списка...», утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, и направлении дела в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу».  
25. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» 01.07.2013 г.
Республика Коми
26. Постановление Правительства РК от 05.02.2014 № 41 «Об утверждении региональной программы «Улучшение условий и охраны труда в Республике Коми (2014 - 2016 годы)» и признании утратившим силу распоряжения Правительства Республики Коми от 13 сентября 2011 г. № 370-р» 05.02.2014 г.
27. Постановление Правительства РК от 22.03.2013 № 85 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга состояния условий и охраны труда в Республике Коми» 06.04.2013 г.
28. Распоряжение Правительства РК от 30.07.2013 № 284-р «О реализации решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми по вопросу о соблюдении работодателями в Республике Коми трудового законодательства в части своевременной выплаты заработной платы и обеспечения охраны труда» 31.07.2013 г.
29. Приказ Минэкономразвития РК от 07.05.2013 № 143 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работ по охране труда в организациях Республики Коми»  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: