Рис. 5.4. Пример иерархического анализа задания |
Глава 5
Операционист по обслуживанию счетов — Платеж получен
Сокращения: ВО — выписка об остатке на расчетном счете, СК — сумма кредита, PC — расчетный счет, АО — акт об ошибке
4. Передать ВО и копию АО начальнику |
НЕТ |
3. Вернуть чек клиенту, составив АО
1. Получает чек и
ВО
2. Чек подписан,
датирован, сумма
указана цифрами и прописью?
ДА
5. Ввести номер PC клиента в компьютер и просмотреть детали
7. Сумма чека больше суммы в ВО? ДА |
13. Удостоверить право на скидку при следующем заказе |
9. СК на РС клиентов
11. Отметить недоплату на ВО
НЕТ
8. СК соответствует разнице или больше?
ДА
6. Чек выписан
на сумму, указанную в ВО?
ДА
10. СК на PC клиентов
12. Оплачено
в теч. 15 дней
с момента
выписки
накладной?
ДА
14. Передать ВО и чек начальнику
Рис. 5.5. Пример алгоритма, или дерева решений
вательности действий и исполнитель должен действовать в зависимости от обстоятельств, т. е. принимать решения. В этом случае полезно составить алгоритм, или дерево решений. Эта техника проиллюстрирована конкретным примером на рис. 5.5.
Виды анализа для тренинга
ДА |
Счет-фактура на сумму более 1000 фунтов?
НЕТ
Сверить с накладной
ДА
Передать начальнику
Счет-фактура от уполномоченного поставщика?
НЕТ
Проверить полномочия по оригиналу договора
Сверить с накладной
И т. д.
И т. д.
И т. д.
Рис. 5.6. Пример алгоритма/дерева решений, показывающий связь между работами
|
Данная форма анализа приложима и к тем процедурам, где участвуют несколько человек. Например, в процессе производства продукт проходит через руки целого ряда операторов, включая отделочников, контролеров и др., прежде чем обретает свою окончательную форму. Процедура работы с документами также может предполагать участие множества людей. Дерево решений — это наглядное изображение связей между действиями различных операторов, и оно нередко помогает выявить проблемные моменты в анализируемой процедуре. Например, может оказаться, что причина проблемы не в исполнении отдельных работников, а в чрезмерном количестве связей в цепочке. Выдержка из дерева решений, приведенная на рис. 5.6, показывает возможные связи между операциями.
Анализ ключевых моментов. Эта форма анализа подходит для простых работ и заданий, которые не требуют долгого обучения. Результатом такого анализа может быть какое-нибудь несложное рабочее пособие для работника или руководство для потребителя наподобие тех, что прилагаются к товарам, требующим сборки. В фокусе анализа три основных аспекта задания: последовательность действий, или стадий, при выполнении задания, инструкции по выполнению задания и ключевые моменты, на которые должен обратить внимание исполнитель, чтобы правильно выполнить задание. Эта информация Может быть представлена в виде таблицы, как показано на рис. 5.7.
Анализ ошибок может быть проведен в рамках другой, более детальной, формы анализа или же может применяться в качестве независимой аналитической методики при реактивном исследовании актуальных проблем исполнения, засвидетельствованных службой контроля качества, жалобами клиентов и т. п.
|
114
Глава 5
Задание: Упаковать товары из стекла | ||
Стадия | Инструкции | Ключевые моменты |
Поместить стеклянный предмет в защитный цилиндр | Установить цилиндр вертикально на твердую поверхность | Цилиндр должен быть достаточно объемным, чтобы вместить необходимое количество полистироловой стружки |
Закрыть верхнее отверстие картонной крышкой Перевернуть цилиндр Насыпать слоем в 5 см полистироловую стружку Поместить в цилиндр стеклянное изделие | ||
Насыпать стружку вокруг и сверху изделия | Убедиться, что насыпано достаточное количество стружки | |
Закрыть отверстие картонной крышкой | ||
Завернуть цилиндр в коричневую бумагу | Положить лист бумаги на стол |
Рис. 5.7. Пример анализа ключевых моментов
В первом случае перед тренером обычно стоит задача определить потенциально проблемные области, выявить причины и последствия возможных недостатков исполнения и наметить пути их предотвращения. В этом смысле действия тренера являются проактивными; впоследствии он сможет оснастить любую работу такими пособиями, инструкциями или руководствами, которые будут заранее предупреждать исполнителей о возможных проблемах и их симптомах, а также рассказывать им, что нужно сделать для устранения или предотвращения проблемы. Спецификация ошибок может быть представлена в форме таблицы, алгоритма или дерева решений; в том или ином виде она содержится, например, в руководствах для автомобилистов (рис. 5.8).
|
DIF-анализ (анализ трудности, важности, частоты) задания. Эта разновидность анализа полезна при определении содержания тренинга, когда тренеру приходится отделять то, что «надо знать», от