Организация учебного материала. Тренер должен продумать не только последовательность подачи учебного материала, но и решить, как лучше подать материал — целиком или по частям. Например, если задание состоит из нескольких элементов, следует ли обучать ученика всем элементам сразу или он должен осваивать их по отдельности, чтобы затем воссоединить их в целое? Похоже, ответом на этот вопрос будет «когда как». Балдуин и Форд (Baldwin, Ford, 1988) на основе анализа литературы пришли к выводу, что целостная подача предпочтительна в тех случаях, когда ученик отличается высоким интеллектом, когда умения отрабатываются рассредоточено, а не массированно (см. ниже), и когда задание состоит из малого числа элементов, но характеризуется сложной организацией (под «организацией» задания имеется в виду степень взаимосвязанности составляющих его подзаданий или элементов). Голдштейн (Goldstein, 1986) высказывает несколько иное мнение. Ссылаясь на обзор литературы, сделанный Нейлором (Naylor, 1962) И Бламом и Нейлором (Blum, Naylor, 1968), он постулирует следующую закономерность:
Чем выше организация задания и чем более комплексным является задание, тем больше преимуществ имеет целостный подход к его освоению;
Принципы и условия научения
с ростом комплексности задания при его низкой организации более эффективным оказывается почленное освоение задания.
Голдштейн подчеркивает необходимость тщательного анализа задания, который помогает определить, насколько легко поддается задание дроблению на последовательные элементы. Кроме того, в результате такого анализа может быть выявлена возможность применения некой формы последовательного обучения. Например, ученик сначала научается выполнять первый элемент задания, затем второй и после этого упражняется в их одновременном выполнении. Этот процесс может быть продолжен последовательным добавлением других элементов, так что в конце концов ученик научается выполнять все задание.
Действия тренера. Чтобы сделать обучение более эффективным, тренер в зависимости от характера учебного материала, особенностей целевой аудитории, методологии тренинга и т. д. может прибегнуть к одному или нескольким из нижеперечисленных действий и приемов.
Постановка промежуточных задач. В соответствии с общими принципами и методологией постановки цели, о которых говорилось выше, тренер может подкреплять и поддерживать позитивное отношение к тренингу и мотивацию учеников путем постановки серии субцелей. Последовательная постановка промежуточных целей позволяет отслеживать достижения учеников и в какой-то мере индивидуализировать организацию тренинга.
Направление внимания. Время от времени тренеру приходится привлекать внимание учеников к определенным деталям учебного материала. Это можно сделать посредством вербальной, зрительной и слуховой стимуляции. Поэтому тренер должен быть знаком с различными способами, позволяющими «сделать селективный акцент на той или иной стимульной презентации» (Gagne, 1977).
Юмор может быть эффективным средством стимулирования и поддержания интереса и внимания учеников и поэтому может позитивно сказаться на их учебных достижениях. Этот эффект обусловлен следующими механизмами.
• Юмористические анекдоты служат драматической иллюстрацией и подкреплением отдельных моментов учебного материала.
• Забавные действия, комментарии и т. п., независимо от того, исходят они от тренера или учеников, предотвращают стресс и оказывают релаксирующее воздействие на учеников. Ученики становятся более рецептивными, более открытыми для восприятия новой информации и обратной связи.
Глава 7
• Юмор улучшает коммуникацию как между учениками, так и между тренером и учеником, что оказывает положительное воздействие на моральный климат и стимулирует креативный подход к решению проблем.
• Юмористические упражнения, пусть даже не имеющие прямой связи с содержанием учебного материала, могут послужить дополнительным источником энергии для учеников, особенно в те моменты, когда неизбежно наступает «истощение сил».
• Фундаментальное значение юмора состоит в том, что он делает обучение приятным для учеников: им нравится учиться и они хотят учиться.
Впрочем, не будет лишним и высказать предостережение. При том что юмор способен облегчить процесс обучения, он также может отвлечь от обучения. Поэтому тренер должен проявлять взвешенность и использовать юмор умело и к месту.
Изображения и демонстрации. Старая китайская пословица, которую часто цитируют тренеры, помогает понять ценность изображений и демонстраций.
«Слышу — забываю, вижу — запоминаю, делаю — понимаю».
Рисунки и демонстрации обеспечивают учеников ментальным планом или шаблоном, помогающими запомнить последовательность действий или шагов, связанных с процедурными или физическими умениями. Как указывает Гане, при обучении физическим умениям особенно полезны могут быть рисунки, поскольку они направляют внимание учеников на внешние сигналы, контролирующие моторные реакции.
Живая модель. Тесно связанным с демонстрацией является использование живой модели. Моделирование будет эффективным при соблюдении следующих требований.
• Живая модель должна быть привлекательной для ученика и вызывать у него доверие.
• Она должна демонстрировать желаемую последовательность или выбор действий.
• Ученик должен видеть, что соблюдение желаемой последовательности или правильный выбор действий каким-то образом вознаграждаются.