Переходим к стадии детального описания проекта в вашем бизнес-плане.
Начните с целей, которые вы преследуете, разрабатывая бизнес-план.
Очевидно, что разрабатывая бизнес-план, вы преследуете вполне-конкретные цели. И разумеется вы полагаете, что ваша компания будет развиваться и процветать из года в год.
Чтобы вам было проще, мы составили таблиу предполагаемых достижений, которую вам осталось только заполнить
Для начала четко определитесь в какой сфере, нише, микронише вы намерены стать лидером. Определите направления, в которых вы имеете неоспоримые преимущества и реальные шансы выделиться.
Теперь заполните таблицу приведенную ниже. Вам нет необходимости непременно заполнить все ячейки (хоятесли бы у вас получилось это сделать, было бы неплохо). Более того, вы можете оценивать изменение показателей в наиболее удобных для вас значениях (не забывая, что позже вам придется обосновать это):
- в процентах (на 50% увеличить объем продаж)
- в конкретных цифрах (увеличить валовую выручку компании до 5 млн. руб. в год)
- в разах (в три раза увеличить объем выпускаемой продукции)
Показатели | Значение | ||
через год | через 3 года | через 5 лет | |
Объем производства | |||
Объем продаж | |||
Доля рынка | |||
Увеличение маржи или снижение себестоимости | |||
Увеличение чистой прибыли | |||
Количество филиалов, магазинов, представительств и т.п. (если планируете расширять территориально) | |||
любые другие экономические показатели, которые вы немерены улучшить... |
Теперь вы можете сформулировать цель (ну или по крайней мере заполнить пробелы в этом шаблоне.
Компания ________________, опираясь на свои преимущества в _________________________, намерена к _________, занять лидерские позиции в сфер_______________________________.
От конкурентов наша компания будет отличаться _________________________________________
_______________________________________.
Уже через год мы планируем увеличить _________________ в (на) ______ раз (процентов), ______________ в (на) _____ раз (процентов), ______________ в (на) _________ раз (процентов).
Через 3 года прирост ___________________ составит ______________.
Среди долгосрочных целей компании (лишнее вычеркнуть): расширение производства, ассортимента продукции, выход на новые рынки, открытие филиалов/представительств/магазинов в ____________________.
Компания _______________ должна стать признанным лидером рынка в области _______________________.
перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
Здесь все предельно просто. Просто перечислите основных владельцев их доли и роль. Например:
Компания "Рога и копыта" является частным семейным предприятием, зарегистрированном в форме общества с ограниченной ответственностью. Учредителями компании являются отец и сын: Петров Иван Николаевич и Петров Николай Иванович. Их доли равны и составляют по 50%.
Петров Иван Николаевич занимает должность директора компании и отвечает за генеральное руководство бизнесом. Петров Николай Иванович занимается вопросами стратегическтого развития бизнеса, сбыта и рекламы.
события, повлиявшие на развитие предприятия;
По сути, это краткая история компании и основных вех ее развития. Например:
ООО "Честные консультанты" была основана в марте 2009 года Сидоровым Михаилом Дмитриевичем как компания, консультирующая предприятия общепита по вопросам специфики бухгалтерского учета в отрасли.
В ноябре 2009 года компания открыла новое направление - аудит, а с декабря 2009 года начала предлагаеть своим клиентам новую услугу "Удаленный бухгалтер".
Несмотря на экономический кризис, за год работы компания расширила число своих клиентов до 50, открыла 2 дополнительных офиса, и уже через 8 месяцев работы вышла на стабильную прибыль.
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
Финансироание ООО "Петушки" осуществляется за счет личных средств учредителей компании, Петушкова Семена Семеновича и Грымова Дмитрия Ивановича, внесенных ими в уставной капитал Общества.
Вклад каждого учредителя в уставной капитал составил 200 000 руб. В случае банкротства компании они будут отвечать по долгам размером своих вкладов.
В дальнейшем все финансовые вложения производились за счет прибыли компании.
В настоящий момент требуется внешнее финасирование в размере 500 000 руб. для запуска филиала компании ООО "Петушки" в районном центре "Нью Васюки", что позволит существенно расширить рынок сбыта продукции компании.
- организационная структура и кадровый состав;
Перечислите основные подразделения компании, ключевые должности и их соподчинения. Если вы готовите бизнес-план для действующей компании - приложите штатное расписание и должностные обязанности.
Должность | Количество человек | Заработная плата |
Генеральный директор | ||
Коммерческий директор | ||
Главный бухгалтер | ||
Менеджер по рекламе | ||
Торговый агент | ||
Системный администратор | ||
другие должности вплоть до уборщицы... |
Итого месячный фонд оплаты труда компании _______________ руб.
Подготовьте для наглядности организационную схему управления. Например:
Не забудьте обозначить основные задачи каждого сотрудника (все это вы без труда найдете в должностных инструкциях)
Обширную подборку должностных инструкций вы можете посмотреть на сайте www.hr-portal.ru
- тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
Здесь стоит еще раз остановиться на том как замечательно развивается ваш бизнес, которому нехватает только небольших финансовых вливаний, чтобы стать лидером рынка:)
Для развития этой идеи отлично подойдут любые цифры которые могут подтвердить ваши восторженные заявления о положительной динамике.
Как много за последний год вы приобрели новых клиентов. Или сколь высока доля у вас постоянных клиентов, которая, разумеется, доказывает, что потребители ценят ваши товары и услуги.
Сколько предварительных заявок у вас скопилось, как много потенциальных клиентов обрывают вам телефоны в ожидании, когда новый товар (для которого собственно и требуется финансирование) появится в продаже.
- основные достижения предприятия;
Если у вашей компании есть патенты, сертификаты, награды с выставок; Если вам посчастливилось выиграть тендер или получить благодарность от представителей власти; Если вы усовершенствовали технологию или разработали новый продукт, непременно упомяните об этом в данном разделе.
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
К числу основных финансовых отчетов о деятельности предприятия относятся:
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств
- Баланс компании
которые вам подготовит бухгалтер компании.
Если же вы пишите бизнес-план для нового предприятия, то этот пункт вам вообще можно пропустить:)
- каковы преимущества предприятия;
Настало время долго и развернуто говорить о своих козырях. Распишите все, что по вашему мнению поможет выделиться вам среди конкурентов и положительно характеризует вас в глазах потенциальных инвесторов.
Сгодится все, начиная от уникальной запатентованной технологии и заканчивая удачным местоположением и замечательными специалистами.
- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
это проще всего. Сформулируйте какие именно товары или услуги продает (оказывает) ваша компания и какие потребности клиентов она при этом удовлетворяет.
Наша компания предлагает продукцию (оказывает услуги) характеризующиеся ____________________________________. Они удовлетворяют потребности клиентов в _______________ _______________________________________. Повышенным спросом пользуются __________________, связанные с ________________________________. Перечень услуг (категорий товаров) предлагаемых нашей компанией следующий:
- а
- б
- в
-...
- объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
В этом разделе подробно остановитесь на потенциале отрасли в целом и вашего локального рынка в частности. о том где и как искать информацию о ситуации в отрасли мы уже рассказывали в предыдущем разделе. О том, как эти тенденции можно использовать для характеристики потенциала местного рынка, вы придумаете и без нас:)
- какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
Основная хитрость этого раздела в выборе рынка, от которого отталкиваться. Вы можете, к примеру, не рассказывать о том, сколь микроскопична доля ваших продаж в целом в городе, а ограничиться территорией микрорайона в котором находитесь, или охватом узкой аудитории, на которую ориентируетесь.
Тенденции тоже должны иметь место быть. И размеется, самые благоприятные. Рождаемость растет, города строятся, население богатеет, спрос растет. и т.д.
- каковы возможности рекламы;
Отметьте какие средства рекламы в вашем бизнесе наиболее эффективны. По каким рекламным каналам клиенты узнают о ваших товарах и услугах.
- сезонность;
Здесь все и так ясно. Если у вас есть опыт ведения бизнеса, ну или хотя бы вы собирали о нем информацию, то периоды пика продаж и затишья вам известны.
- как увеличить долю предприятия на рынке;
Обозначьте ваши планы по увеличению доли рынка. Открытие филиалов, увеличение штата, поиск новых партнеров и пр. - все то, ради чего вам собственно и требуется дополнительное финансирование.
- используемые ноу-хау;
Есть ли у вашей комании поризводственные, технологические, организационные секреты, дающие вам особые преимущества. Вплоть до серетной формулы бабушкиного печенья, продаваемого в вашей кондитерской.
- территориальное расположение клиентов;
обозначьте как территориально расположены ваши клиенты. Если это небольшой продуктовый магазин, то скарее всего, сфера вашего влияния не будет простираться дальше квартала, а вот если это один из немногих специализированных магазинов города, торгующий, например, горными велосипедами, то место жительства ваших потенциальных клиентов, перестает иметь столь определяющее значение.
- основные конкуренты и их сильные стороны;
Просто перечислите основных конкурентов. Относя к оным именно конкрентов, а не все компании, территориально расположенные в вашем городе и формально работающие в вашей нише. Другими словами, не стоит овощной лавке в спальном районе, анализировать сильные стороны супермаркета в центре.
К числу сильных сторон конкурентов относятся, как правило, большая известность на рынке, большие финановые возможности для рекламы, большой штат и пр.
- уровень технологии;
если вы просите деньги под приобретение нового оборудование, то конечно же стоит подробно остановиться о важности использования новых разработок
- анализ издержек;
Если у вас есть бухгалтер, то подготовку этого пункта вы тоже можете смело переложить на его плечи. если же нет, то вам придется самому составить таблицу постоянных и переменных издержек. Что тоже совершенно не сложно.
К постоянным относят все издержки размер которых не зависит от объема выпускаемой продукции и оказываемых услуг (арендная, заработная плата и пр.). Переменные издержки - это траты, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции (расходы на сырье, основные материалы и пр.)
В типовом бизнес-плане (которых на нашем сайте множество), вы легко найдете стандартную таблицу учета издержек и расчета себестоимости.
- с какими проблемами сталкивается предприятие;
Обозначьте в общих чертах как на деятельности вашей компании отразился экономический кризис, выход на рынок новых конкурентов, быть может изменение нормативных требований и пр. Подробнее на этом вы остановитесь в соответствующем разделе бизнес-плана
- анализ сильных и слабых сторон предприятия
(качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
Собственно в пояснении и так все перечислено. Осталось отнести эти пункты к сильным или слабым сторонам предприятия, пояснив в чем заключается ваша сила или слабость в этих аспектах.
- географическое положение предприятия;
Самое простое.
Магазин "Дружок" расположен в Центральном районе города Урюпинска, на перекрестке улиц Новая центральная и Старая центральная, в 100 метрах от остановки общественного транспорта.
- ближайшие транспортные магистрали.
Источник: https://www.openbusiness.ru/bplan/step4.htm