Идеи итальянского Возрождения.
Истоки Возрождения
Возрождением (с фр. Ренессанс, с итал. Ринашименто)называют новую культурную эпоху, сменившую Средневековье. Лидером в переменах стала Италия как самая экономически развитая страна Европы. В ней человек раньше, чем в других странах почувствовал независимость, возможность самому решать свою судьбу. Термин «Возрождение» предложил итальянский художник 16 века, ученик великого Микеланджело Джорджо Вазари, имея в виду возрождение черт античной культуры, которое он увидел в современном ему искусстве.
Портрет Д. Вазари (1511-1574). Вазари также прославился созданием многотомного труда «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550).
Периодизация эпохи Возрождения в Италии:
- Предвозрождение (проторенессанс) 13-14 в.;
- Раннее Возрождение (также называют кватроченто) – 15 в.;
- Высокое Возрождение – 1490-е – 1530-е годы;
- Позднее Возрождение- вторая половина 16 в.
Деятели Возрождения начали называть эпоху Средневековья «мрачными», «тёмными» веками, считая свою эпоху расцветом новой культуры. Впервые после средних веков была осознана ценность культуры Древней Греции и Рима, образованные люди стали читать античных философов, художники – изучать закономерности античного искусства. В Италии было много памятников архитектуры Древнего Рима, то и дело находили новые античные скульптуры, поражавшие красотой изображения обнажённого тела, на что в Средневековье был наложен строгий запрет.
Ценности христианской веры соединились в период Возрождения с преклонением перед человеком, его возможностями и знаниями. Образцом человека стал считаться художник, обладавший даром творчества, т.е. подобный Богу. К художнику предъявлялись высокие требования. Он должен был досконально знать технику своего искусства, обладать широким кругозором, его произведение должно быть оригинальным, неповторимым и вызывать чувство наслаждения. Человек стал пониматься как «лучшее творение Божье», а не как воплощение греха, каким он виделся в средние века. Искусство стремилось создать идеальный образ человека, снова воплощая принцип антропоцентризма, свойственный культуре античности. Вместе с тем художники хотели воплотить и индивидуальность, неповторимость каждого человека, узнать о нём всё – от строения тела до движений души. Так возникло такое явление как гуманизм эпохи Возрождения – комплекс наук о человеке. Человек изучался с разных сторон – с точки зрения физиологии (устройства организма), психологии (черты характера, поведения), рассматривалась и его роль в обществе, отношения с другими людьми. Одновременно происходил подъём науки.
Впервые направленность на человека проявилась в литературе периода Предвозрождения (13-14 века). Поэт Данте Алигьери, создатель «Божественной комедии», которую знал каждый итальянец, передал в описании загробного мира множество человеческих чувств и реальных событий. Он является создателем итальянского литературного языка. Поэт Франческо Петрарка был самым популярным человеком своего времени. Он впервые в европейской культуре раскрыл в своих сонетах мир собственных чувств. Писатель Джованни Боккаччо, автор книги «Декамерон», смело писал о комических сторонах жизни, её пороках и земных наслаждениях.
Живопись Предвозрождения
Художник Джоттто ди Бондоне (1266-1337) считается основателем живописи Возрождения. В отличие от средневековых мастеров, Джотто не был монахом и не был заперт в стенах монастыря. Он один из первых представителей искусства Флоренции – крупнейшего центра итальянского Ренессанса.
Джотто преодолел византийскую иконописную традицию. Герои его произведений – его современники: крестьяне, горожане, священники. Часто внимание художника останавливается на вполне житейских ситуациях. Так, одним из созданных Джотто циклов фресок являются росписи церкви в городе Ассизи, посвящённые жизни популярного католического святого Франциска Ассизского (1288-1290). Там есть фреска, изображающая вызов святого к заболевшему рыцарю. Очень понятно показаны характеры героев – простодушного горожанина, помешавшего обеду св. Франциска и его знакомого; недовольство священника, собравшегося пообедать; волнение женщин, окруживших умирающего; готовность святого прийти на помощь.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи с росписями Джотто
Самое известное его произведение – фрески в капелле дель Арена [1] в Падуе, посвящённых жизни Христа. Современники называли их «евангелием для неграмотных», настолько просты и понятны были сюжеты фресок. Роспись представляет единый цикл, с переходящими из одной части в другую героями. Вместо золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный. Фигуры не выглядят бесплотными, измождёнными молитвами, как в средневековых образцах. Вершиной психологической живописи является фреска «Поцелуй Иуды», где переданы низменность характера предателя и возвышенность образа Христа. Через пластику и жесты персонажей Джотто умело передаёт их чувства и черты личности. Так, в «Оплакивании Христа» разнообразно выражены оттенки отчаяния и скорби, а в «Воскрешении Лазаря» - удивления. Джотто представляет тип универсального гения, такой распространённый в эпоху Возрождения. Он был не только живописцем, но и архитектором, музыкантом и поэтом.
Внимание! По этой теме также будет предложена презентация!
[1] Церковь была построена в начале 14 в. на месте разрушенного древнеримского цирка)