Карабаш З.Ж. НО-2-19 ИГ
Задания для самостоятельного выполнения.
Разработайте задачи, в решении которых ответ – ноль.
1. У Феди в аквариуме плавало 10 рыбок. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось у Феди?
Условие:
Было – 10 р.
Подарил – 6 р. и 4 р.
Осталось -? р.
Решение:
1) 6 + 4 = 10 (р.) - подарил
2) 10 - 10 = 0 (р.)
Ответ: рыбок не осталось у Феди.
2. В тарелке лежало 6 яблок. 2 яблока съели, а 4 забрали на пирог.Сколько яблок осталось на тарелке?
Условие:
Было – 6 яб.
Израсходовали – 2 яб. и 4 яб.
Осталось -? р.
Решение:
3) 2 + 4 = 6 (яб..) – израсходовали всего.
4) 6 - 6 = 0 (яб.)
Ответ: на тарелке не осталось яблок.
2. Составьте кроссворд на тему «Натуральное число и ноль»
По горизонтали | По вертикали |
1) Два кружочка рядом встали — Что за дивные очки? Поверни хоть вверх ногами, Одинаковы они! Восемь | 5) Букву З я обведу, К цифрам в гости приведу. Ты внимательней смотри — Получилась цифра... Три |
2) Цифра эта так хитра, Ты её переверни, И начнутся чудеса — Цифру шесть увидишь ты! Девять | 6) Лебедь плавает в тетрадке, Значит что-то не в порядке. Если ты совсем Незнайка, Цифру эту получай-ка. Два |
3) Палочка, но с завитком, Как кочерга — такая же на вид. Эта цифра первая во всём, И в счёте впереди других стоит! Один | 7) Она похожа на топор, Но не колит дров во двор. Как коса, но не совсем, Просто это цифра... Семь |
4) Я устроила парад, Цифры строю, как солдат! И порядок четкий есть — После пять шагает... Шесть | 8) В школе надо не лениться: Рисовать, писать, учиться, На уроках отвечать И в дневник поставят... Пять |
5) Букву З я обведу, К цифрам в гости приведу. Ты внимательней смотри — Получилась цифра... Три | 9) Решили фильм про цифры снять, Стали камеры включать. Откуда буква Ч в эфире? Не бойтесь! Цифра я!... Четыре |
10) На букву О она похожа, кругла собой. Может в паре постоять с циферкой любой. Не имеет ни начала, ни конца, Носит гордое название нуля. Ноль |
|
Заполните таблицу «История развития цифры ноль в разных странах».
Страна | Содержание |
Индия | Впервые цифра «ноль» появилась в Индии, где именовалась санскритским словом «сунья» («пустота»; «отсутствие»), и широко использовался в поэзии и священных текстах. Исследования показали, что манускрипт Бакхшали содержит, вероятно, самое древнее упоминание ноля. Без нуля была бы невозможна изобретённая в Индии десятичная позиционная запись чисел. Первый код нуля обнаружен в индийской записи от 876 г. н. э., он имеет вид привычного нам кружочка. От индийцев через арабов, называвших цифру 0 «сифр» (отсюда слова «цифра» и лат. zero, ноль), она попала в Западную Европу. |
Древний восток | Вавилонские математики использовали особый клинописный значок для шестидесятеричного нуля, начиная примерно с 300 г. до н. э., а их учителя-шумеры, вероятно, сделали это ещё раньше. Однако символ «двойной клин» вавилонских мудрецов никогда не означал «число 0». Цифра 0 отсутствовала в римской, греческой и китайской системах обозначения чисел. Без этой цифры обходились, назначая некоторым символам значения крупных чисел. Например, число 100 в греческой системе счисления обозначалось буквой Ρ, в Римской — буквой C, в китайской — иероглифом. |
Майя и инки | Майя использовали ноль в своей двадцатеричной системе счисления почти на тысячелетие раньше индийцев. Первая сохранившаяся стела с датой календаря майя датируется 7.16.3.2.13, 6 Бен 16 Шуль 8 декабря 36 года до н. э.. Любопытно, что тем же самым знаком математики майя обозначали и бесконечность, так как этот знак означал не ноль в европейском понимании слова, а «начало», «причину». Счёт дней месяца в календаре майя начинался с нулевого дня, который назывался Ахау. В империи инков Тауантинсуйу для записи числовой информации использовалась узелковая система кипу, основанная на позиционной десятеричной системе счисления. Цифры от 1 до 9 обозначались узелками определённого вида, ноль — пропуском узелка в нужной позиции. В современном кечуа ноль обозначается словом кечуа ch'usaq (букв. «отсутствующий», «пустой»), однако то, какое слово использовалось инками для обозначения нуля при чтении кипу, пока неясно, поскольку, например, в одних из первых кечуа-испанских (Диего Гонсалес Ольгин, 1608) словарях и первом аймара-испанском (Лудовико Бертонио, 1612) не было соответствия для испанского «cero» — «ноль». |
Европа | В Вене хранится рукописная арифметика XV века, приобретённая в Константинополе (Стамбуле), в которой употребляются греческие числовые знаки вместе с обозначением нуля точкой. В латинских переводах арабских трактатов XII века знак нуля — 0 называется кружком — circulus. В оказавшем очень большое влияние на преподавание арифметики в западных странах руководстве Сакробоско (Holywood, умер в 1256 году), написанном в 1250 году и перепечатывавшемся в очень многих странах, ноль называется «thêta vel theca vel circulus vel cifra vel figura nihili » — тэта, или тека, или кружок, или цифра, или знак ничего. Термин nulla figura — никакой знак — появляется в рукописных латинских переводах и обработках арабских трудов в XII века. Термин nulla имеется в рукописи Никола Шюке 1484 года и в первой печатной так называемой (по месту издания) Тревизской арифметике (1478). С начала XVI века слово «ноль» входит в повсеместное употребление в Германии и в других странах, сначала как слово чужое и в латинской грамматической форме, но постепенно оно принимает форму, свойственную данному национальному языку. |
Россия | Леонтий Магницкий в своей «Арифметике » называет знак 0 «цифрой или ничем»; в таблице, в которой каждой цифре даётся название, 0 называется «низачто ». В конце XVIII века во втором русском издании «Сокращения первых оснований математики » X. Вольфа (1791) нуль ещё называется цифрой. В математических рукописях XVII века, употребляющих индийские цифры, 0 называется «оном » вследствие сходства с буквой о |
|