Особенности процесса чтения у младших школьников с различным типом восприятия
Школьн.предмет | Типы восприятия | ||
Аудиалы | Визуалы | Кинестетики | |
Чтение | Находят массу словесных объяснений, почему они не будут читать эту книгу. Основная трудность при формировании навыков чтения у аудиалов заключается в невозможности или нежелании произносить текст при чтении медленнее обычной речи. Это связано с тем, что аудиал говорит в любом случае быстрее, чем осознает зритель- ную информацию во время чтения. Во время чтения аудиал начинает сбиваться на свой привычный ритм, заменяя зрительную информацию догадками. При обучении чтению он испытывает трудность координации зрительных и аудиальных систем восприятия. Это вязано с трудностями концентрации внимания на определенное время. Однако трудности обучения не являются проблемой, если ребе- нок понимает, какие возможности перед ним открывает чтение. Аудиал видит смысл чтения в получении новой информации: прочитал журнал, рассказал своими словами то, что прочитал. При этом аудиалы рассказывают очень талантливо и профессионально | Визуалы легко осваивают алфавит. Они без труда узнают знакомые буквы и легко обращают внима- ние на новые буквы, вычленяя их из общей массы зрительной информации. Благодаря естественному восприятию зрительной информации овладение чтением не вызы- вает у визуалов особых затруд- нений. Тонкость в освоении навыка чтения состоит в том, что визуал легче учиться читать сразу словами, минуя послоговое чтение, которое может только затормозить процесс обучения Для визуала смысл чтения – в построении зри- тельных картин. | Большинство кинес- тетиков испытывают естественные труд- ности при чтении, так как детям очень трудно научиться переживать само чтение. Во время чтения кинестетики могут жаловаться на усталость глаз, на неприятные ощущения в области языка. Из-за неприятных ощущений во время чтения у кинестетиков уже перед чтением может отмечаться ухудшение настроения. Это связано с тем, что для никестетически ориентированных детей особенно важно, чтобы процесс обучения чтению был для них приятным, полным событий и увлечений. Если кинестетик научиться читать, то он будет читать мед-ленно, чтобы получить всю гамму чувств, чтобы насладиться собственными действиями в лице героев текста. Прочитанную книгу кинестетик обычно не забывает, так как вос-приятие, память кинестетиков основаны на реальных ощущениях. |
Особенности грамотного письма у аудиалов, визуалов и кинестетиков младшего школьного возраста.
Школьный предмет | Типы восприятия | ||
аудиалы | визуалы | кинестетики | |
Грамотное письмо | Для того, чтобы запомнить словарное слово, аудиал несколько раз повторит его. Аудиал обычно пишет слово так, как он его услышал из уст учителя. Аудиал может допустить ошибку в конце слова | Для того, чтобы запомнить правильное напи - сание слова, визуалу достаточно просто посмотреть на слово. Визуал никогда не позволит себе сделать ошибку, отличающуюся от зрительного образца слова. По собственной невнимательности он может | Для того, чтобы запомнить словарное слово, кинестетик может несколько раз начертить его пальцем на столе. Кинестети- чески ориентирован- ный ребенок, погрузившись в свои ощущения, может во |
Грамотное письмо | (например, написать «снек» вместо снег). Большинство ошибок аудиала обеспечено рассогласованием устной и письменной речи, и для того, чтобы научиться грамотно писать, его сознание должно научиться опираться не на аудиальную информацию, а на зрительную. | недописать последнюю букву в окончании, он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке, или беглые гласные в корне слова буквы, особенно если к слову трудно подобрать проверочное слово. | обще не написать слово, либо сделает самую немыслимую ошибку (он может написать слово «снег» как «нег» или «снак»). При этом главная причина совершения грамматических оши- бок - недостаточное развитие зрительной и слуховой модальностей кинестетика. |
Математические навыки аудиалов, визуалов и кинестетиков
младшего школьного возраста
Школьный предмет | Типы восприятия | ||
аудиалы | визуалы | кинестетики | |
Математика | Аудиал читает усло- вия задачи несколько раз, затем кратко записывает условие задачи. Однако часто он решает задачу неверно, так как не может создать зрительный образ решения задачи. Пример: воспринимая задачу про лошадей на слух, последовательно слышит стук копыт первой, второй и третье лошади, поэтому он считает, что каждая лошадь пробежала 15 км. Это неверное решение задачи [16]. Однако, несмотря на ошибки при решении задач, аудиал учится на «4»и «5». У него есть способность быстро воспринимать на слух объяснения учителя. Так, аудиалы быстро и легко воспринимают такие понятия¸ как «множитель» «умножаемое», «сумма», «слагаемое», «делитель», «частное», и очень много других сложных слов. Это производит на учителя положительное впечатление | Визуалы легко решают задачи, создавая, зрительный образ их решением (исключением являются задачи невизуального типа). Задача: Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько километров про- бежала каждая лошадь? Способ решения задачи у визуала: сразу увидел тройку лошадей, запряженных в красивую карету, и эта карета промчалась перед ним и остановилась прямо у столба с номером 5. Поэтому результат решения задачи – быстрый и верный ответ –5 километров [16]. | Долго читает условия задачи, долго думает и после раздумий дает неверный ответ. Неверный ответ возникает потому, что кинестетик переживая условия задачи, может забыть о внешних критериях исчисления. Так, решая задачу о лошадях, кинестетик ощущает запах пота лошадей, привкус пыли на губах и из-за этих ощущений невольно забывает об условии задачи. Дает ответ ½ километра [16]. Кинестетик сможет правильно восприни- мать и решать математические задачи только тогда, когда научится переводить кинестическую информацию в зрительную. |
Недостаточный Уровень развития Аудиальной Системы | ВИЗУАЛЫ | Трудности при пересказе, рассказывании стихотворений | ||
Недостаточный Уровень развития Визуальной системы (рассогласовывание устной и письменной речи) | АУДИАЛЫ | - неверное решение математических задач; - трудности при чтении (если ребенок не осознает смысл чтения) -грамматические ошиб ки при письме | ||
Недостаточный Уровень развития Аудиальной и ви- Зуальной систем | КИНЕСТЕ- ТИКИ | - грамматические ошибки и грубые ис- кажения слов при письме; -неверное решение ма- тематических задач, - естественные труд- ности при чтении (усталость глаз, непри- ятные ощущения в об- ласти языка); -трудности при перес- сказе, рассказывании стихотворений | ||
Анализ затруднений в учебой деятельности визуалов, аудиалов и кинестетиков