К учебно-методическим разработкампедагогов относят:
Ø учебно-методические пособия – учебно-методические издания, включающие как теоретический, так и методический материал по выбранной педагогом теме;
Ø методические разработки – методические издания в помощь преподавателю, содержащее примерное планирование учебного материала по конкретному курсу на полугодие, год, а также конспекты отдельных уроков. Методические разработкиописывают методики и процедуры исследования или практической работы. По тематике они делятся на несколько групп: методические разработкипо методике теоретического обучения, по методике производственного обучения, по методике воспитательной работы, по методике самостоятельного обучения, по учебно-организационным вопросам, по развитию учебно-материальной базы;
Ø методические рекомендации – методические издания, содержащие комплекс кратких и чётко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания. Методические издания разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, отдельных педагогов; определяют правила и процедуры использования различных методических средств для достижения образовательных целей;
Ø методические материалы – приложения к методическим или учебным разработкам, подробные описания используемых методик вместе с наглядными пособиями, описаниями или примерами макетов.
Выделяются четыре уровня методических разработок педагогов:
– первый уровень – адаптивный. Он предполагает широкое использование известного опыта, передовых методик с некоторыми изменениями и дополнениями для конкретных условий (класса, предмета и т.п.);
– второй уровень – репродуктивно-творческий. В работах педагогов имеются изменения, существенно дополняющие и конкретизирующие уже известное, но не затрагивающие изменений концептуальных основ обучения и воспитания;
– третий уровень – продуктивно-творческий. Он предполагает разработку новых методик, средств, инструментария, учебных программ курсов и спецкурсов, методических указаний и рекомендаций для учащихся и педагогов;
– четвертый уровень – исследовательский (новая продукция). Уровень представляют работы высокого теоретического уровня и практической значимости, авторские школы, дидактические системы, пособия для учащихся, родителей, специалистов, выполненные педагогом самостоятельно.
Структура учебно-методической разработки включает следующие компоненты:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Теоретическую часть.
4. Методическую часть.
5. Материалы по апробации предлагаемых разработок.
6. Список литературы.
7. Приложение.
Титульный лист любой учебно-методической разработки включает наименование темы; фамилию, имя, отчество автора; указание на контингент учащихся, для которого предлагается данная разработка; год и место написания разработки.
Пояснительная записка к учебно-методической разработке должнавключать:
- обоснование актуальности разработки;
- обоснование новизны учебно-методической разработки, определение авторского вклада в работу;
- теоретическое и методическое обоснование разработки;
- цели и задачи;
- ожидаемые результаты реализации разработки и способы их проверки;
- продолжительность и этапы реализации учебно-методической разработки;
- описание форм и режима занятий.
Требования к содержанию и оформлению отдельных разделов пояснительной записки аналогичны описанным выше при характеристике требований к образовательным программам.
Теоретическая часть учебно-методической разработки может представлять самостоятельный раздел, а может быть включена в описание конкретных методик или процедур. Теоретическая часть предполагает описание теорий и концепций, которые положены в основу тех или иных методических средств или процедур.
Если теоретические справки включены в практическую часть, они могут быть более краткими и служить необходимым обоснованием выбора и использования соответствующих методик и оборудования.
Методическая часть может предваряться общими сведениями, касающимися требований к работе, описания приёмов и методов организации учебных занятий или применения методических процедур, технического оснащения, форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Далее должна быть подробно описана каждая методика (упражнение, процедура и пр.), приведённая в работе. Описание включает: формулировку цели задания (методики), описание процедуры проведения методики, описание способов фиксации желаемого результата и реального результата, описание наглядного и прочих материалов, описание способов обработки результатов и технологии их интерпретации. В том случае, если в методической разработке используются широко распространённые и подробно описанные в литературе методики, можно ограничиться ссылкой на соответствующую литературу и дополнить предлагаемое там описание необходимой информацией.
Апробация предлагаемой методики или процедуры предполагает описание контингента учащихся, на котором была опробована методика (процедура), условий проведения занятий, результатов первичного и контрольного среза диагностики, их сравнительный анализ, выводы о целесообразности внедрения (или необходимых, возможных корректив, которые должны быть внесены в разработку при изменении каких-либо условий ее реализации). При проведении сравнения необходимо использовать не только качественный анализ, но и методы математико-статистической обработки результатов.
Приложение можетвключать конкретные наглядные и другие материалы, которые были использованы для реализации разработки или их аналоги. В том случае, если реальные размеры, цвет, форма материалов, представленных в приложении, отличаются от используемых на практике, необходимо привести их подробное описание и требования к изготовлению.
Приложение