Понятие «одарённость» является производным от понятия способности. Одарённость можно определить как высокий уровень развития и проявления способности. Одарённый (способный) ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деят.
Может быть общая одарённость, характеризующаяся высоким уровнем развития общих способностей, определяющий разные виды деят., в которых человек может достичь успеха. Может быть специальная одарённость.
Есть разные типы развития способностей:
- «ранний подъём» - наличие и проявление способностей уже в дошк. и мл.шк.возрасте
- «растянутый подъём» - постепенное «накопление» способностей с ярким их проявлением в стр.шк.возрасте
Способным детям свойственны следующие особенности:
- ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и «жажде» новых впечатлений, важно, чтобы любопытство во время переросло в любознательность
- повышенная склонность к умственным действиям, положительный отклик на новую умственную нагрузку
- потребность в усложнении умственной нагрузки
- стремление к самостоятельному выбору, имеет своё мнение, настойчив, отстаивает инициативу
Формы работы:
· Урочная деят.:
- проблемно-развивающее обучение
- проектно-исслед.деят.
- ИКТ
- тв.нестандартные задания
· Внеурочная деят.:
- факультативы, кружки
- предметные недели
- олимпиады и конкурсы по предметам
- консультирование по проблеме
- тв.мастерские
- интеллектуальные марафоны
- написание исслед.работ и проектов
Рекомендации по работе с одарёнными детьми:
1. Совершенствовать систему способностей, а не запас знаний
2. На уроке и во внеурочное время больше времени должна занимать индивидуальная, а не фронтальная работа
3. Необходимо создавать банк заданий
4. Преподавать необходимо на высоком уровне сложности, ориентация на опережение уже достигнутого уровня
5. Доброжелательная обстановка, создание ситуации успеха
6. Уважать и обсуждать (не игнорировать) любую его идею
7. Следить за своими комментариями
8. Предлагать систему долгосрочных заданий (где отсутствует временное ограничение и есть возможность свободного многократного возвращения к работе)
9. Индивидуализация проверки и оценки
10. Привлечение к разработке и ведению уроков
11. Привлечение ребенка в качестве группового лидера
12. Привлечение к помощи в учёбе другим детям
13. Высокая интенсивность урока
14. Нацеленность на процесс (при выполнении особо сложных заданий обращать внимание и оценивать необходимо тв.попытки самостоятельного выхода из проблемы)
15. Материальная и эмоц. мотивация
16. Инструктивный стиль отношений с учеником
17. Индивидуализировать работу на разных типах и этапах урока
Математически способные дети | Малоспособные к математике ученики | Обобщение |
- глубокое и самостоятельное изучение математики - видение логико-математических структур - гибкость и обратимость мыслительных процессов - свободное переключение с одной умственной операции на другую - многообразие аспектов и подходов в решении задач - перестройка сложившихся схем мышления и системы действий - быстрое сокращение звеньев рассуждений при решении задач (мыслят свёрнутыми структурами) | - затруднения в математических обобщениях, числовых абстрактах и символах, загруженность в операциях - с трудом находят разные способы решения задач - затрудняются восстановить развернутую схему рассуждения, обосновать логический путь решения |
· Темперамент
Темперамент чистом виде обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов поведение детей изменяется. По мнению Гиппократа, темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующие динамическую и эмоц.-волевую сторону поведения и деят.
Типы темперамента:
- холерический
- сангвинстический
- меланхолический
- флегматический
Темперамент – врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. Темперамент корректируется в процессе развития человека.
Свойства психологической характеристики типов темперамента:
- синзитивность
- реактивность
- активность
- соотношение реактивности и активности
- темп реакции
- ригидность и пластичность
- экстравентированность/интровентированность
Ребенок - холерик легко берется за работу, работает на подъёме сил, но не долго; монотонную работу ведет с трудом. Не усидчив и суетлив, не выдержан и вспыльчив, резок и прямолинеен, решителен и инициативен, упрям, находчив в споре, работает рывками, склонен к риску, не злопамятен и не обидчив, обладает быстрой с сбивчивой интонацией речью, агрессивен, не терпим к недостаткам, обладает выразительной мимикой, способен быстро действовать и решать, стремиться к новому, обладает резкими движениями, склонен к резким сменам настроения.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: говорите тихим спокойным голосом, но требовательно; не возбуждайте нервную систему, давайте ребенку трудовые обязанности, давать задания, которые не будут приносить постоянного успеха. Приучайте к правилам и этике. Обязателен режим дня. Обращаться к ребенку с просьбой с оттенком признания силы. Разговаривайте о его поведении, не позволять вести всех за собой, помогать переживать неудачи.
Ребенок – сангвиник весел и жизнерадостен, энергичен и деловит, часто не доводит начатое дело до конца, склонен переоценивать себя, способен быстро схватывать новое, не устойчив в интересах и склонностях, легко переживает неудачи и неприятности, легко приспосабливается к разным обстоятельствам, с увлечением берется за новое дело; быстро остывает, если дело его перестаёт интересовать; быстро включается в работу, но и быстро переключается на другую; общителен и отзывчив, не чувствует скованности в общении с новыми людьми, обладает громкой, быстрой и отчётливой речью, сопровождающая мимикой и жестами. Быстро засыпает и быстро пробуждается, часто проявляет поспешность в решениях, склонен скользить по поверхности и отвлекаться.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: проявляйте строгость и требовательность, контролируйте действия и поступки, добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством, учите внимательно относиться к товарищам, формируйте устойчивость в интересах ребенка, мотивируйте деят.
Ребенок – флегматик проявляет в делах последовательность, настойчив в достижении своих целей, начатое дело всегда доводит до конца. Речь спокойная и неторопливая без выраженных эмоций, мимики и жестов. Умеет ждать, сдержан и терпелив, строго придерживается распорядка дня, мало вспыльчив к порицанию и одобрению, медленно включается и переключается в работе, с трудом приспосабливается к новой обстановке.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: важно не торопить, создавайте обстановку, когда необходимо проявлять собранность, хвалите за скорые действия, приучайте к движению, относитесь к нему спокойно и подружите с подвижным ребенком.
Ребенок – меланхолик стеснителен и застенчив, теряется в новой обстановке, легко переносит одиночество, быстро утомляется, обладает слабой тихой речью, восприимчив к одобрению и порицанию, малоактивен и робок, скрытен и необщителен.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: приучайте ребенка не бояться шума и новых знакомств, нельзя кричать, полезно заниматься спортом, развивать общение ребенка, поддерживать положительные эмоции, победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Учебно-воспитательная работа:
Сангвиник
– пытаться помочь самоутвердиться среди сверстников
- проявление снисходительности способствует разрушению привычек
- задача воспитания: формирование у него устойчивых привязанностей и интересов
- работа, требующая быстрой реакции
- внимательно относиться к сверстникам
- полезно учить сдерживать свои порывы, считаться с притязаниями других
Холерик
- подвижные спортивные игры
- не пытаться мешать активность ребенка, не сдерживать его активность
- поддержка его увлечений
- нельзя принимать шлепки, угрозы
- полезные виды занятий, помогающие развитию сообразительности и сосредоточенности
- трудовые поручения
Флегматик
- активизация деят.
- борьба с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью
- постоянный темп в работе
- окрики, угрозы, подталкивания оказывают тормозящее действие
- учет предпочтений
- нельзя объединять с детьми, чей темп значительно выше
Меланхолик
- соблюдение принципа постепенности
- ограничение шума
- сужение круга знакомств
- внимание со стороны учителя
- нельзя подчёркивать недостатки
- помочь найти друзей
- частый отдых + худ.деят.