Массаж внутренней поверхности щеки




МАССАЖ В ОБЛАСТИ ГОРТАНИ

 

Д анн ы й вид м ассаж а рекомендуетс я пр и наруш ения х голоса.

О сторо жн о захватив горта н ь боль ш и м пальце м с одно й стороны и ука­ затель ны м и средним пальцами с другой, производит ь легкие ритмичн ы е дви ж ени я в поперечно м направлении. В процесс е м ассаж а можн о дат ь зада­ ни е ребенку пропеват ь глас ны е звуки (рис. 31 а, б).

 

 

Рис. 31 а Рис. 31 6

 

 

МАССАЖ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ

 

М ассаж лиц а рекомендуетс я проводит ь двумя руками. Д ви ж ени я долж­ ны б ы ть си мм етричны и ритмичн ы. М ассаж в област и лиц а может прово­ дитьс я все м и пальцами сраз у (кроме больш ого, поскольку о н играет роль опор ы), либ о подуш ечкой больш ог о ил и среднег о пальца, либ о двумя паль­ цами — средним и без ым янн ым.

М ассажны е лини и н а лиц е име ю т вполне определенн ы е направления:

от середины лба к виску,

от внутреннег о угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении п о нижнему,

от корн я нос а к височно й области,

от угла рта к козелку у ш но й раковин ы.

 

 

Массаж в области лба

 

М ассаж оказы вае т воздействие н а лобну ю и височну ю мышцы.

Расслабляющий массаж.

1. П оглажи вающ и е дви ж ени я ладонно й поверхность ю всех пальце в (кро­

ме больш ого) в направлении:

 

а) от середины лб а к височн ы м областям. Н а виска х проводя т круговые поглаживания в виде спирал и (рис. 32 а, б);

б) от середины лба к козелку у ш но й раковин ы, зака нчива я легким на­

ж атием (рис. 33 а, б).

2. П оглажи вание в направлении сниз у вверх, от надбровных дуг к воло­ систой части голов ы. Д ви ж ени я проводятс я попеременно ладонно й поверх­ ностью всех пальце в право й и левой рук (рис. 34) либ о одновременно поду­ ш ечка м и 2 — 4-г о пальце в обеих рук (рис. 35 а, б).

 

 

Рис. 35 а Рис. 35 6

 

Активизирующий массаж.

1. Растира ние, т. е. полукружные ил и спиралевидн ы е дви ж ени я в направ­

лени и о т средне й лини и лба к виска м (рис. 36).

2. Ра з мин ание, т. е. сж атие складки ко ж и двумя пальцами — больш и м и указательным, ил и прерывисто е надавливание (рис. 37).

3. П рер ы виста я вибрация, ил и пунктирование (постукивание), подушеч­ кам и указательног о и среднег о пальце в попеременн о в б ы стро м те мп е (рис. 38).

 

 

Массаж в области глаз

 

М асса ж оказы вае т воздействие на круговую мышц у глаза и мышц у, смор­ щ ивающ ую бровь. М асса ж проводя т пр и закр ы ты х глазах. М асса жны е дви­ ж ени я в област и глаз ни ц дол жн ы б ы ть очен ь нежными, проводятс я без больш ог о нажим а и сдвигания ко жи.

1. П оглажи вани е подуш ечка м и средних пальце в обеих рук. Д ви ж ени е от височно й ямк и п о нижнему кра ю глаза к внутренне м у углу глаза; затем вверх до бров и и далее поглаживание ведется указательны м и средним паль­ цами по бров и к виску; пр и этом средний пале ц ло жи тся под бровью, а указательн ы й — на д бровь ю (рис. 39 а, б).

 

2. П оглажи вани е круговы х мыш ц глаз. П оду ш ечка м и четверты х пальце в обеих рук одновременно производя т поглаживание о т виск а п о нижнему веку к внутренне м у углу глаза. Затем плавно переходят на верхне е век о и поглаживаю т его очен ь легко, н е нажима я н а глазно е яблок о (рис. 40).

 

 

Массаж в области щек и подбородка

 

М асса ж оказы вае т воздействие на скулов ы е, щ ечну ю, ж евательну ю, под­

бородочну ю мышцы, а так ж е мышцы, изменя ющ и е положени е губ (мыш -

 

 

ца смеха, мышц а, поднима ющ а я угол рта; мышц а, опуска ющ а я угол рта; мышц а, опускающ а я нижн ю ю губу). О собенно ва жны м являетс я воздей­ ствие н а ж евательн ы е, кр ы ловидн ы е и височн ы е мышцы, та к ка к о т и х состояния зависят качество дви ж ени я нижне й челю сти, положени е рта в покое, ф ункци я ж евания.

Расслабляющий массаж.

1. Указательны е пальцы обеих рук располагаю тся под нижне й губой, а остальны е — под подбородком. П альцы скользят от середины подбородка к височн ы м впадина м, с фи ксацие й пальце в в углублениях у козелка и моч­ ки уха. (Бол ь ш и е пальцы в дви ж ени и не участвуют.) (рис. 41 а, б, в).

2. Ук азательн ы е пальцы обеих рук располагаю тся на д верхне й губой, средние — под нижней, а остальны е — по д подбородком. Д ви ж ени е осуще­ ствляется от середины губ к височн ы м впадина м с фи ксацие й пальце в в углублениях у козелка и мочк и уха (рис. 42 а, б, в).

3. Д ви ж ени е всем и пальцами (к роме больш ого) начинаетс я о т спинк и носа, проходит чере з скуловую дугу к у ш ны м раковина м с фи ксацие й паль­ це в в углублениях у козелка и мочк и уха (рис. 43 а, б, в).

4. Д ви ж ени е осущ ествляется тре м я пальцами (указатель ный, средний, без ым янн ый) обеих рук от средне й лини и лба вни з через височн ы е впади­ ны к середине подбородк а (рис. 44 а, б, в).

 

 

5. Д ви ж ени е осущ ествляется тре м я пальцами (указатель ный, средний, бе­ з ым янн ый) обеих рук. Д ви ж ени е начинается от середины подбородка в сто­ рон ы к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковы м поверх ностям нос а через переносицу к середине лба и по лбу к височн ы м впади нам, а затем вни з через щ ек и к середине подбородка (рис. 45 а, б, в, г, д

6. Л егкое потряхивание щ е к осущ ествляется пальцами обеих рук (рис. 46)

 

М асса жны е дви ж ени я 1, 2, 3 могут проводитьс я с использование м прием а легко й вибрации.

Активизирующий массаж.

1. К руговое растирание в област и щ е к проводитс я т ы льно й поверхнос­ тью концево й и средне й ф аланг четы рех пальце в в направлении от кра я нижне й челю сти к кра ю скуловой кост и (рис. 4 7 а). То ж е дви ж ени е можн о осущ ествлят ь и подуш ечка м и 2 — 4-г о пальце в (рис. 47 б).

2. Ан алогичн ы м образом круговое растирание осущ ествляется от середи­

н ы подбородк а вверх к кр ы лья м нос а (рис. 48).

3. В област и ж евательной мышц ы производя т разминани е спиралевид­

ным и дви ж ения м и и круговое растирание (рис. 49).

4. Т ы льно й поверхность ю средни х ф аланг, с ж ат ы х в кулак, произво­ дя т потряхивание щ е к ка к в продольном, та к и в поперечно м направле ­ ни и (рис. 50).

 

 

М асса жны е дви ж ени я 1—4 проводятс я с использование м прием а растирани я спира ­

левидн ым и дви ж ения ми.

 

5. Захваты ваю т в складку кожу щ е к между боль ш и м и указательн ы м паль­

цами, легк о сдавлива ю т и отпускаю т, дви ж ени е по щ ипывани я (рис. 51).

6. Захватив кож у щ е к вм есте с подкожными мышц а м и между боль ш и м и указательны м пальцами, производя т разминани е в продольно м (рис. 52 а), поперечно м (рис. 52 б), круговом (рис. 53) направлениях.

 

 

7. П околачивание подуш ечка м и пальце в (к роме больш ого) производит ся непрерывно обеими руками п о м асса жны м линия м (рис. 54 а, б).

 

Д л я активизаци и мыш ц дополнительно к основн ы м приема м м асса ж а можн о ис пользоват ь м асса ж е р с ф ункцие й вибрации. Д ви ж ени я с использование м м асса ж ер а осу щ ествля ю тс я в тех ж е направлениях. В качеств е дополнительн ы х средст в воздейств и можн о так ж е использоват ь ш пател и с ребристо й поверхность ю (ил и ручку зуб но й ще

к и с ри ф лено й поверхностью). И м и осу щ ествля ю тс я постукивания в област и щ е к и

движени я с неболь ш и м нажимо м в направлени и о т уха к углу рта.

 

 

Массаж внутренней поверхности щеки

 

М ассаж жевательных, щ ечных и скуловых, а особенно крыловидных мыш может проводиться пр и положении пальцев логопеда внутри полост и рта р бенка. П р и массаже левой щ ек и логопед помещ ает больш ой палец прав руки в рот, остальные пальцы остаются снаружи. М ассажные движ ения ос щ ествляются больш им пальцем по внутренней, а остальными пальцами — наружной поверхност и щ еки. П р и массаже правой щ еки в ротовую полос вводятся указательный и средний пальцы, больш ой палец находится на н ружной поверхност и щ еки, осуществляя основн ы е массажные движ ения. Мас саж внутренне й поверхност и щ ек и может проводиться пр и различном пол

 

 

жении рта: открытом и ш ирок о открытом — и при сомкнутых челюстях. В ка­

честве основных приемо в используются растирание и разминание.

1. К руговые дви ж ени я по щ ек е от перифери и к центру и наоборо т (рис.

55 а, б).

2. С пиралевидно е растирание и разминани е подуш ечка м и пальце в п о кругу (рис. 56).

3. Ра з мин ани е круговым и дви ж ения м и и перетирание в област и жева­

тель но й мышц ы (рис. 57).

4. Растира ющ и е дви ж ени я от скуловой кост и вни з к углу рта. Все пальцы пр и это м, кроме больш ого, располагаю тся у кра я скуловой кости. Бол ь ш о й пале ц — с внутренне й стороны щ ек и (рис. 58 а, б).

5. Растира ющ и е спиралевидн ы е дви ж ения. Все пальцы, кроме больш ого, располагаю тся в област и козелка и мочк и уха, постепенно направляяс ь к углу рт а (рис. 59).

6. С пиралевидно е растирание област и височно-ни жн ечел ю стног о (ску­ лового) сустава. В положени и откр ы тог о рта най т и «ямку» у мочк и уха. М ассироват ь област ь «ямки» указательны м и средни м пальцами. Больш о й пале ц служит в качестве опор ы с внутренне й стороны щ ек и (рис. 60).

 

Д ополнительно дл я нормали заци и положени я рт а можн о использоват ь следу ющ и е прием ы пассивно й ги мн астики:

 

 

слегка наклонит ь голову ребенк а вперед, что приводит к непроизволь­

ному закр ы вани ю рта;

запроки ну т ь голову назад, что вы зы вает приоткрывание рта.

П р и этом логопе д мож ет свое й рукой, прикоснувш ис ь к област и подбо­

родка, помоч ь в осущ ествлении этих дви ж ений.

К активно м у дви ж ени ю откр ы вани я рт а можн о перейти, использу я не­ произвольно е «зевание», которое в ы зы вается по подражани ю, а затем ими­ тируется п о словесной инструкции.

 

Массаж мышц губ

 

М ассаж оказы вае т воздействие н а круговую мышц у рта, а так ж е мыш­ цы, изменя ющ и е положени е рта: мышц у см еха; мышц у, поднима ющ у ю угол рта; мышц у, опуска ющ у ю угол рта; мышц у, опускающ у ю нижн ю ю губу.

Расслабляющий массаж.

1. Л адонно й поверхность ю указательны х пальце в производя т поглажива ­

ющ и е дви ж ени я по верхне й губе от углов рта к середине (рис. 61).

2. Такие ж е дви ж ени я производя т по нижне й губе от углов рт а к середи­

н е (рис. 62).

3. Д ви ж ени е совер ш аю т подуш ечка м и указательног о и среднег о пальце в поочередно право й и лево й рукой. Д ви ж ени е начинается о т козелка у ш но й раковин ы, пальцы легко скользят п о щ еке, а затем вокруг губ. П р и этом указательны й пале ц скользит п о ко ж е верхне й губы, а средний — п о ко ж е нижне й губы, сходяс ь вм есте у противоположног о угла рта (рис. 63 а, б, в).

4. П оду ш ечка м и указательног о и среднег о пальце в поглаживаю т носо - губные складки, двигаяс ь от кр ы лье в нос а к углам рт а (рис. 64).

5. Те м и же пальцами производя т легкое постукивание вокруг губ по ча­ совой стрелке. М асса жны е дви ж ени я могут проводитьс я пр и различно м положени и рта: закр ы то м и слегка приоткрыто м (рис. 65 а, б).

Активизирующий массаж.

И спользу ю тся приемы растирания в виде полукружных и спиралевид­

ны х дви ж ений, разминани я в виде перетирания и вибрации.

 

 

 

1. Л адонно й поверхность ю указательны х пальце в производя т дви ж ени я п о верхне й губе от середины к углам рта. Такие ж е дви ж ени я — п о нижне губе (рис. 66).

2. Бол ь ш им и пальцами обеих ру к производя т дви ж ени я от середины вер­ хней губы к углам рт а и слегка вниз, а затем указательн ым и пальцами — о середины нижне й губы к углам рт а и слегка вверх. Д ви ж ени я чередую тся (рис. 67 а, б).

 

 

3. П оглажи ваю т носогуб ны е складки, двигаяс ь от углов губ к кр ы лья м носа.

4. Больш и м и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхн ю ю губу, с жим аю т ее и перетираю т между пальцами. Захват осуще­ ствляется в центральной част и губы (рис. 68 а). Более м елки й захват губы может осущ ествляться и в то й части, котора я находится между ее середи­ но й и углом рта. Тот ж е прие м в ып олняетс я н а нижне й губе (рис. 68 б), таким ж е образом можн о перетират ь област ь носогуб ны х складок (рис. 6 8 в).

5. Боль ш и м и указательны м пальцами захваты ваю т кож у вокруг губ и осущ ествляю т прие м по щ ипывания.

6. К онцам и указательног о и среднег о пальце в интенсивно постукиваю т вокруг губ.

 

Д ополня я основн ы е прием ы м асса ж а, можн о использоват ь м асса ж е р с ф ункцие й вибрации, ш пател и с ри ф лено й поверхностью.

Д ви ж ени я ш пателе м в вид е поглаживани я с надавливание м и постукивание м в обла­

ст и губ осу щ ествля ю тс я в следу ющ и х направлениях:

о т нос а к лини и верхне й губ ы,

о т подбородк а к лини и нижне й губ ы,

вокру г губ п о часово й и проти в часово й стрелки, п о носо губ ны м складка м.

 

К роме этог о можн о проводит ь разминани е мыш ц губ с захватом губы изнутри. Д л я этого боль ш о й пале ц вводитс я по д губу, со стороны слизис­ той. Ук азательн ы й пале ц располагается сверху. О сущ ествля ю тся следующ ие дви ж ения.

7. П еретира ющ и е дви ж ения, осущ ествляе мы е больш и м и указательны м пальцами в направлении от одног о угла рт а к другому вдоль верхней, затем нижне й губы (рис. 69 а, б).

8. С пиралевидн ые дви ж ения, производимые боль ш и м и указательны м пальцами п о верхней, а затем п о нижне й губе (рис. 70).

9. Д ви ж ение, осущ ествляе мо е указательн ы м пальце м о т основани я нос а вниз, к губе (п о губному ж елобку), а так ж е от кр ы лье в нос а по носогуб ны м складка м к углам рта, боль ш о й пале ц пр и этом находится по д верх­ не й губой (рис. 71). Ан алогичн ы м образом дви ж ени я осущ ествля ю тся н а нижне й губе (рис. 72).

10. С пиралевидное разминание област и носогубной складки. Ф аланг а боль­ шого пальца находится в полост и рт а под носогуб но й складкой, указатель­ ны й и средний пальцы располагаю тся сверху (рис. 73).

11. Точеч но е сдавливание губы между боль ш и м и указательны м пальца­

ми. (Лок ализация точе к — с м. главу 6.)

П р и нару ш ени и двигательно й ф ункци и губ посл е м асса ж а рекомендуетс я проводит ь пассивну ю артикуляционну ю ги мн астик у в вид е следу ющ и х упра жн ений.

12. Ло гопе д поме щ ае т сво и указательны е пальцы н а точку, находящ ую ся между середино й верхне й губы и углом рт а с обеих сторон. П роизводитс

 

 

дви ж ение, направленно е к середине так, что верхня я губа собираетс я в вертикальну ю складку. Ан алогичное дви ж ени е осущ ествляется н а нижне й губе (рис. 74 а, б).

13. Ан алогичное дви ж ени е осущ ествляется на верхне й и нижне й губах одновременно. П р и этом указательны е пальцы поме щ а ю тс я н а верхню ю губу, а средние пальцы — н а нижн юю. П р и дви ж ени и пальце в к середине губы собира ю тся в трубочку (рис. 75).

 

 

14. Ук азательн ы е пальцы в том же исходном положении. Д ви ж ени е на­ правлено вверх, при это м поднимаетс я верхняя губа, обна ж а ю тся верхние зубы. Таким ж е образом проводитс я опускание нижне й губы (рис. 76 а, б).

15. Ан алогичн ы м образом проводитс я поднимани е верхне й и опускание нижне й губы одновременно. П р и этом дви ж ени и указательны е пальцы по­ м ещ аю тся на верхн ю ю губу, а средние пальцы — на нижн ю ю губу. Обрат­ ны м дви ж ение м осущ ествляется с мык ани е губ, пр и этом вы рабаты вается кинестетическое о щ у щ ени е закр ы того рта (рис. 77).

16. Указательны е и средние пальцы специалис т располагае т окол о углов рта и слегка растягивае т губы, ка к пр и улы бке; обратны м дви ж ение м губы возвращ аю тся в исходное положение. Д ви ж ени я легкие и плавные (рис. 78).

Эти упра жн ени я могут бы ть проведены пр и закр ы том и откры том поло­

жения х рта.

 

Массаж мышц языка

 

Н ару ш ени е мыш ечног о тонус а всегда в больш е й степени в ы ра ж ен о в мышц ах яз ы ка. П ов ыш енн ы й то ну с мыш ц яз ы к а отмечаетс я з начитель н о ча щ е, чем пониженный. Во зможн ы случаи и неравномерног о распределе­ ни я мыш ечног о тонуса в мышц а х яз ы ка; например, тонус может бы ть по­ ниже н ли ш ь в изолированно й группе мыш ц (одно й половины яз ы ка, кор­ ня, кончик а и т. п.).

М асса ж яз ы чн ы х мышц, име ющ и х сло жн о е строение, производящ и х то нкие, точ ны е дви ж ени я в процесс е артикуляции, являетс я наиболе е слож­ но й процедурой. К ром е того, в ып олнени е м асса жны х дви ж ени й н а яз ы ке, как правило, вы зы вает неприят ны е о щ у щ ени я у м ассируе мо го. Следует учи­ ты вать и тот ф акт, что яз ы к достаточно интимна я част ь тела человека. Мас­ саж мыш ц яз ы к а требует от логопед а предельной точ ности дви ж ений, ак­ куратност и и определенно й корректности.

П р и в ып олнени и м ассаж а дол жн ы б ы ть учтены следующ ие методичес­

кие указания:

ди фф еренцированн ы й м асса ж мыш ц яз ы к а проводитс я либ о в резино­ вых перчатках, либ о чере з м арлевую салф етку, либ о чере з стерильн ы й ба­ тистов ы й носово й платок;

 

5 8

 

пр и м ассаж е яз ы к а могут использоватьс я различн ы е приспособления:

зонды, ш патели, зуб ны е щ етки и т.п.;

м ассаж, ка к правил о (н о необязатель но), проводитс я при положени и язы к а вне полост и рта. Д л я этог о логопе д подтягивае т яз ы к впере д следую­ щим образом: захватывает кончи к яз ы к а (чере з носовой платок или марле­ вую салф етку) так, чтобы боль ш о й пале ц находилс я сверху, указательны й и средний — снизу, и слегка подтягивае т его вперед. Захват яз ы к а осуще­ ствляется левой рукой, а м асса жны е дви ж ени я — правой (рис. 79);

м ассажны е дви ж ени я дол жн ы проводитьс я в трех направлениях, соот­ ветственно располо ж ени ю мыш ц яз ы ка: горизо н таль ном, поперечно м и вертикально м;

если имеетс я отклонение яз ы к а в сторону пр и в ы сов ы вани и его вперед, то м ассажны е дви ж ени я следует в ып олнят ь в больш е й степени на то й сто­ роне, в котору ю яз ы к отклоняется.

Расслабляющий массаж.

Н аиболе е сло жны м являетс я расслабляющ и й м ассаж яз ы ка. П р и повы­ ш енно м тонусе яз ы к трудно удержать вне полост и рта, нёбно-глоточ ны й (рвотный) ре ф лек с так ж е может затруд нять проведение м ассаж а. В связ и с этим пр и проведении расслабляющ его м асса ж а яз ы к а необходимо строг о в ып олнят ь ря д правил:

расслабление мыш ц яз ы к а проводит ь только после расслабления других мышц, особенно мыш ц ш еи, плечевог о пояс а и мышц, обеспечивающ и х дви ж ени е нижне й челю сти, поскольку эти мышц ы тес н о связаны с мыш­ цами яз ы ка, особенно его корня;

дви ж ени я в расслабляющ е м м ассаж е в основно м направлены от кончи­

ка к корн ю яз ы ка;

перед началом м ассаж а устанавливается «граница» нёбно-глоточ ного реф­ лекса. Д л я этог о над о постепенно прикасатьс я к поверхност и яз ы к а шпате­ лем, двигаяс ь по средне й лини и от самого кончик а по направлению к кор­ невой части яз ы ка. М есто, которое связано с появление м рвотног о реф­ лекса, считается «границей» рвотног о ре ф лекса. П р и повы ш енно м тонусе

«граница» рвотног о ре ф лекс а может приближатьс я к средне й част и яз ы ка, а в тяж елы х случаях даж е к его кончику. В этих случаях м ассаж следуе

 

в ып олнят ь крайн е осторо жн о, постепенно заходя за «границу» рвотног о ре ф лекса;

при в ы ра ж енно й спастичност и мыш ц яз ы к а можн о пере д началом мас­ сажа подержат ь во рту, м еня я 2 — 3 раза, тепл ы й настой трав (1 ч. л. зверо­ боя, 1 ч. л. рома ш ки, 1 ч. л. ча я залит ь 0,5 л кипя щ е й вод ы, настоят ь 1 5 мин, остудит ь д о темп ературы 40 — 5 0 " С; можн о добавит ь немно г о меда) либ о сам и трав ы, слегка отж аты е и завер нуты е в м арл ю;

если ввиду в ы ра ж енно й спастичност и мышц, особенно корн я яз ы ка, н е удается удерж ать яз ы к вне полост и рта, м асса ж яз ы к а начинаю т внутри полост и рта. П остепенно, п о м ере нормализаци и тонуса мышц, яз ы к вы­ водитс я в положени е вне полост и рта;

пере д расслабляющ и м м ассаж ем мыш ц яз ы к а целесообразно провест и специальн ы е упра жн ения, способству ющ и е расслаблению его корня:

произвест и м ассаж и вибрацию точек, находящ ихс я под обоими углами нижне й челю сти. П оду ш ечко й указательног о ил и среднег о пальца произво­ дят вра щ ательн ы е дви ж ения. Вначале он и поверхностн ы, затем постепен­ но в ып олня ю тс я все с боль ш и м надавливание м и снов а поверхностн ы. Дан­ ны й прие м способствуе т расслаблению мыш ц корн я яз ы к а (рис. 80);

указательны м ил и боль ш и м пальце м произвест и легкие вибриру ющ и е дви ж ени я в област и подчелю стной ямк и (рис. 81);

захватит ь кончи к яз ы к а право й рукой. С оверш ат ь легкие покачивающ и е дви ж ени я и з стороны в сторону (рис. 82);

захватит ь кончи к яз ы к а правой рукой. Д ви ж ени е направлено вперед, и з ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Д ви ж ени я плав­ ные, легкие, с постепенным не з начитель ны м увеличение м амплитуды дви­ ж ени й (рис. 83 а, б).

П осл е этог о переходят к собственно массажу мыш ц яз ы ка.

1. Бол ь ш и м и указательны м пальцами право й руки производя т поглажи­ ва ющ и е дви ж ени я с одно й сторон ы, затем с другой стороны яз ы ка, о т кончик а к корн ю яз ы к а и обратно (рис. 84). П р и это м указательны й пале ц находится по д яз ы ко м и служит в качестве опор ы.

2. П роизводя т поглаживающ и е дви ж ени я боль ш и м и указательны м паль­

цами и з стороны в сторону (от средне й лини и к боково й част и яз ы к а и

 

 

Рис. 88

 

обратно), постепенно продвигаяс ь о т кончик а к корн ю Д ви ж ени я выпол ня ю тся сначал а н а одно й половине яз ы ка, а затем н а другой (рис. 85).

3. Больш о й и указательны й пальцы находятся на боковы х поверхностя яз ы к а — справа и слева. П оглажи ва ю т боков ы е поверхност и яз ы к а от кон чик а к корн ю (рис. 86).

4. П роизводя т легко е разминани е мыш ц в горизо н таль но м направле ­ нии. Бол ь ш о й пале ц право й рук и находится сверху, средни й и указатель ны й — сниз у яз ы ка. О су щ ествля ю тся перетирающ и е дви ж ени я с посте пенны м продвижение м о т кончик а яз ы к а к корн ю и обратно, сначал а одно й стороны яз ы ка, а затем с другой. Д ви ж ени я очен ь легки е бе з нажи м а (рис. 87).

5. П р и том ж е положени и пальце в легко, без надавливания производ я круговы е растирающ и е дви ж ени я (рис. 88).

6. Захватив кончи к яз ы к а правой рукой, производят легкое потряхивание

7. Д елаю т легкое похлопывание яз ы к а и легкие ритмичн ы е надавлива ни я ш пателе м (де ревянн ы м ил и пластмассовым).

 

П осл е расслабля ющ ег о м асса ж а можн о сделат ь упра жн ени я пассивно й ги мн астики направленные н а растя ж ени е и расслабление мыш ц корн я яз ы ка.

 

8. Бол ь ш о й пале ц находится сверху, средний и указательн ы й — сниз яз ы ка, в его средне й части, повернут ь яз ы к вправ о и слегка потянут ь ег ка к б ы слегка подтягива я кнаруж и корневу ю част ь яз ы ка. Затем аналогич но е дви ж ени е в левую сторону (рис. 89).

 

 

 

9. П одтянут ь яз ы к вперед, ка к бы слегка «накручивая» его н а указатель­ ны й палец, а затем осторожн о совер ш ит ь обратное дви ж ение. Выпо лняетс я м едленно, с небольш о й амплитудой (рис. 90).

Активизирующий массаж.

П р и в ып олнени и активизиру ющ ег о (ук репля ющ его) м асса ж а следует обратит ь вни м ани е н а следующ ие мом ент ы:

дви ж ени я пр и укрепля ющ е м м ассаж е активн ы е, интенсивные и направ­

лен ы в основно м о т корн я яз ы к а к кончику;

в основно м использую тся приемы разминани я и перетирания;

ка к правило, пр и сни ж енно м тонус е мыш ц яз ы к а сни ж е н так ж е и рвот­ ны й ре ф лекс, поэтому м асса жны е дви ж ени я в это м случае могут бы ть до­ статочно активн ым и даже в област и корн я яз ы ка;

если сни ж ени е мыш ечног о тонуса наблю дается только в какой-либ о части яз ы к а (например, только н а одно й половине яз ы ка), м асса жны е дви ж ени я в ып олня ю тс я в основно м н а пораженно й стороне;

пр и сни ж енно м тонус е мышц, ка к правило, наблю дается гиперсалива­ ци я (повы ш енно е сл ю ноо тделе ние), поэтому пере д в ып олнение м м ассаж а и в его процесс е логопе д предлагае т ребенку проглотит ь слю ну.

Ак тивизиру ющ и й м асса ж мож е т вкл ю чат ь в себ я следу ющ и е движе­

ния.

1. П еретирание в продольно м направлении. Бол ь ш о й пале ц сверху, сред­ ни й и указательн ы й снизу. П еретирание мыш ц яз ы к а о т корн я к кончик у с одно й стороны яз ы ка, затем с другой (рис. 91).

 

2. П оло ж ени е пальце в т о ж е. П еретирание мыш ц яз ы к а спиралевидн ы ­ м и дви ж ения ми, сил а давлени я постепенно увеличивается. Д ви ж ени е на­ правлено от корн я к кончик у яз ы к а с одно й его сторон ы, затем с другой (рис. 92).

3. П оло ж ени е пальце в то ж е. П еретирание мыш ц яз ы к а в поперечно м направлении с одно й стороны яз ы ка, затем с другой (рис. 93).

4. Бол ь ш о й и указательн ы й пальц ы находятс я н а боков ы х поверхностях язы ка. Сж ат ь яз ы к с боков ы х поверхностей. Удер жи ват ь яз ы к в сж атом положени и 1 — 2 с, нескольк о переместит ь пальцы и повторит ь дви ж ени е (рис. 94 а).

5. П оло ж ени е пальце в то ж е. П раво й руко й с ж ат ь яз ы к с боков ы х по­ верхностей, и боль ш и м и указательн ы м пальцами осу щ ествлят ь перети­ рающ ие дви ж ения, постепенно передвигаяс ь о т корн я к кончик у яз ы к а (рис. 94 б).

6. Бол ь ш и м и указательны м пальцами осущ ествлят ь по щ ипыва ющ и е дви­

жения п о кра ю яз ы к а (рис. 95).

7. П охлоп ы вани е мыш ц яз ы к а ш пателем (ил и ри ф лено й поверхность ю ручки, зуб но й щ етки).

8. П роизводит ь вибраци ю яз ы к а с помо щ ь ю деревянног о ш пателя, ко­ торый накладываетс я н а кончи к яз ы к а в тече ни е 10 — 1 5 с. Н а нижни е зубы ребенка, чтоб ы н е поранит ь им и слизисту ю нижне й поверхност и язы ка, можн о положит ь м арлев ы й валик.

 

Массаж мягкого нёба

 

М ассаж направле н н а активизацию тонус а мыш и мя гког о нёба и повы­ ш ение нёбно -глоточ но г о ре ф лекса. О сновн ы м показание м дл я м асса ж а мышц мя гког о нёб а являетс я на заль ны й оттенок голоса. Д анн ы е дви ж ени я использую тся только пр и пониженно м тонус е мыш ц мя гког о нёба.

О бщ и е рекомендации пр и проведении м ассаж а следующ ие:

м ассажн о е воздействие направлено об ы чн о н е только н а мышц ы мягко­

го нёба, н о так ж е н а яз ы чно-нёбн ы е и глоточ но - нёбные дуж ки;

м ассаж необходимо сочетат ь с пассивно й и активно й ги мн астикой, на­

правленной н а сти м уляцию нёбных и глоточ ных мышц;

м асса жны е дви ж ени я совер ш аю т боль ш и м ил и указательны м пальце м правой руки.

М ассаж мя гког о нёб а может вклю чать следующ ие дви ж ения.

1. П роизводя т поглаживающ ие, растирающ ие, размина ющ и е и ввинчи­ вающ и е дви ж ени я в направлении от твердог о нёб а к увули по все й поверх­ ности мя гког о нёба (рис. 96).

2. П оглажи ва ющ ие, размина ющ и е и растирающ и е дви ж ени я справ а на­

лево, захват ы вающ и е яз ы чно-нёбн ы е дуж к и (рис. 97).

3. Н адавлива ющ и е дви ж ения, совер ш ае мы е боль ш и м ил и указательны м пальцем по всей поверхност и мя гког о нёба в продольно м и поперечно м направлениях.

 

П о м ер е нормали заци и состояни я мыш ечног о то нус а м асса ж можн о соединят ь с активн ым и дви ж ения м и мя гког о нёба.

 

4. Ребено к произносит звук а или э длительно. В эт о вре м я больш и м или указательным пальце м производит ь растирающ и е и размина ющ и е спира­ левидные дви ж ени я в поперечно м и продольно м направления х (рис. 98).

5. Ребено к произноси т звуки а ил и э коротко, отр ы висто, использу я твердую атаку звука. В эт о врем я осущ ествлят ь толчков ы е дви ж ени я боль­ шим пальце м в област и мя гког о нёб а и нёбно -яз ы чн ы х дуг.

В послеоперационн ый перио д при ринолалии м ассиру ющ и е дви ж ени я следует проводит ь крайне осторожн о (только посл е разре ш ени я врача) в двух направлениях: в продольном, по лини и операционног о ш ва, и попе­ речном, вдоль гра ниц ы твердог о и мя гког о нёба. Д ви ж ени я в начале курса послеоперационног о м ассаж а дол жн ы бы ть очень легкие, поглаживающ ие,

и ли ш ь постепенно следует переходит ь к размина ющ и м и надавливающ и м дви ж ения м.

О чень важн о активизиру ющ и й м асса ж мя гког о нёба сочетат ь с актив­ ными и пассивно-активны ми упра жн ения ми, направленными на рефлек­ торное сокра щ ени е мыш ц мя гког о нёба, мыш ц зева и мыш ц задней стен­ ки глотки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: