В зависимости от характера протекания процессов в коре больших полушарий выделяют типы высшей нервной деятельности. В основу деления на типы лежит сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Под силой понимают степень выраженности процессов возбуждения и торможения, лёгкость их угнетения. Подвижность – это скорость распространения возбуждения или торможения по коре больших полушарий, а также смены процесса на противоположный (возбуждения на торможение и наоборот). Уравновешенность – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения.
Различают четыре типа ВНД, каждый из которых соответствует определённому темпераменту: сильный уравновешенный подвижный (соответствует темпераменту сангвиник), сильный уравновешенный инертный (флегматик), сильный неуравновешенный (холерик) и слабый тип (меланхолик).
Животные, относящиеся к сильному уравновешенному подвижному типу, отличаются быстрой выработкой условных рефлексов и быстрым их угасанием, их динамический стереотип легко поддается переделке.
Животные с сильным неуравновешенным типом характеризуются сильным преобладающим возбуждением, агрессивностью, импульсивностью. Возбуждение у них часто становился застойным, способность к переделке стереотипов не стабильна.
Сильные уравновешенные инертные имеют сильный тип как возбуждения, так и торможения, причём эти процессы хорошо сбалансированы. Однако переделка стереотипов воспроизводится с трудом, подвижность процессов низкая.
У животных со слабыми процессами возбуждения и торможения выработка условных рефлексов происходит с трудом, их уравновешенность и подвижность в связи с этим трудно определить (Слайд 14).
Бодрствование, сознание, сон
Исходным состоянием для любой формы активности и бодрствования является сознание. Сознание — это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус н взаимосвязь с окружающим, способность адекватно воспринимать и перерабатывать информацию.
С позиций физиологии, сознание — что результат активности всех структур мозга, особенно ретикулярной формации и коры больших полушарий.
Одним из состояний подавления сознания является сон. Сон представляет собой особый тип функционирования ЦНС, который сопровождается угнетением сознания.
Чередование сна и бодрствования определяются циклической сменой активности ретикулярной формации, которая, в свою очередь, оказывает активирующее влияние на кору.
Ночной сон протекает в несколько фаз. Вначале наступает дремота, она сопровождается угнетением сознания и синхронизацией ритма ЭЭГ (смена β-ритма на α). Затем наступает медленный сон (полное угнетение сознания, появление θ-, а затем – δ-волн на ЭЭГ). Периоды медленного периода сна сменяются парадоксальным или быстрым сном, при этом на ЭЭГ появляется β-ритм, характерный для бодрствования(Слайд 15).
Память
Память – это способность центральной нервной системы запоминать, хранить, воспроизводить и забывать информацию. Память является основой обучения, личного и коллективного опыта.
Виды памяти. Выделяют разные виды памяти в зависимости от того, с какими органами чувств или состояниями она связана: например, зрительная память, слуховая, эмоциональная, и т.д. Лучше запоминается информация, связанная с эмоциями, а также построенная в определённую логическую структуру.
По механизму формирования, а также по времени хранения информации различают мгновенную, кратковременную и долговременную память. Мгновенная память длится меньше секунды, она связана со следовыми потенциалами в анализаторах. Кратковременная память – длится минуты и десятки минут, связана с циркуляцией импульсов и рядом других процессов в ЦНС. Объём её составляет 7±2 единицы хранения. Долговременная память – связана с изменением структуры нейронов, а также синтезом в них новых веществ (белков и РНК). Её объём очень велик (Слайд 16).
Эмоции
Эмоции – это субъективные переживания каких-либо событий. Эмоции могут быть положительные (в случае, если достигается необходимый результат, или есть возможности для его достижения) и отрицательные (если возможностей для достижения результата нет). Отрицательные эмоции сопровождаются существенными сдвигами в работе внутренних органов. По своей силе и значимости они распределяются следующим образом: 1). Отрицательные эмоции: недовольство – огорчение – отчаяние и 2). Положительные: удовлетворение — радость — восторг. Отрицательные эмоции могут быть выражены в 2-х формах: астенической (угнетения деятельности) — страха, тоски; и стенической (стимуляция деятельности) — злости, ярости. Обе формы сопровождаются сдвигами в работе внутренних органов, нарушением нейрогуморальной регуляции.
Эмоции являются механизмами, стимулирующими, побуждающими к определённой деятельности. Кроме того, они необходимы для выражения своего состояния и информирования о нём других людей (коммуникативная функция) (Слайд 17).
Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
Любые навыки (бытовые, профессиональные, спортивные) приобретаются в ходе индивидуального развития. Формирование двигательных происходит при участии функциональных систем нервных центров (Слайд 18). Деятельность этих систем включает следующие процессы:
- синтез (обобщение) афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды),
- учет доминирующей мотивации (то есть непосредственного побуждения к достижению приспособительного результата),
- использование памяти (то есть уже известных движений);
- формирование моторной программы и образа результата действий;
- внесение коррекций в программу, если желаемый результат не достигнут.
Порядок возбуждения нервных центров закрепляется в виде определенной системы условных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения.
Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.).
На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. Они формируют общий план осуществления движения. В сознании человека создается определенный эталон, модель требуемого действия. На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом в формировании двигательного навыка отмечаются те же стадии, что и выработке условного рефлекса (генерализации, концентрации, специализации).
На первой стадии модель разучиваемого движения преобразуется в моторную программу. В создании моторных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером реакций — их генерализацией.
На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В зонах коры, не имеющих отношение к реализации данной программы, активность подавляется за счёт дифференцировочного торможения. Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.).
На третьей стадии в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей программы повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный (корковый) контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка (Слайд 19).