Социальной практики громадное место, хотя ее экзистенциальный смысл никогда




не исчерпывается этой функцией. Философская антропология обязана выйти за

пределы эмпирического понимания игры и прежде всего разработать концепцию

принципиальной структуры, бытийного строя и имманентного бытийного понимания

игры.

Человеческую игру сложно разграничить с тем, что в

биолого-зоологическом исследовании поведения зовется игрой животных. Разве

не бесспорно наличие в животном царстве многочисленных и многообразных

способов поведения, которые мы совершенно не задумываясь должны назвать

"играми"? Мы не можем найти для этого никакого другого выражения. Поведение

детей и поведение детенышей животных кажется особенно близкими одно другому.

Взаимное преследование и бегство, игра в преследование добычи, проба

растущих сил в драках и притворной борьбе, беспокойное, живое проявление

энергии и радости жизни -- все это мы замечаем как у животного, так и у

человека. Внешне -- прямо-таки поразительное сходство. Но сходство между

животными и человеком сказывается не только в поведении человеческих детей и

детенышей животных. Человек -- живое существо, "animal": бесчисленные черты

сближают и роднят его с животными, и близость эта столь велика, что

тысячелетиями человек ищет все новые формулы, чтобы отличить себя от

животного. Вероятно, один из сильнейших стимулов антропологии -- стремление

к подобному различению. Животное избегает человека. По крайней мере дикое

животное со своим ненарушенным инстинктом старается обойти нас стороной, оно

чуждается нарушителя спокойствия в природе, но не "различает" себя от нас.

Человек есть природное создание, которое неустанно проводит границы,

отделяет самого себя от природы, от природы вокруг и внутри себя --

обездоленное животное, не управляемое уже надежными инстинктами, обреченное

отстранять себя, -- оно уже не существует просто так, но, скорее, отброшено

назад на свое бытие, отражено к нему, оно относится к самому себе и к бытию

всего сущего, неустанно ищет потерянные тропы и нуждается в определениях

самого себя, чувствует себя "венцом творения", "подобием бога", местом, где

все, что есть, обращается в слово, или же вместилищем мирового духа.

Человеческий дух уже разработал многочисленные формулы для того, чтобы

Утвердиться в своей исключительности и необыкновенной весомости, чтобы

Дистанциироваться от всех прочих природных созданий. Возможно, трудным делом

Окажется отобрать среди подобных различений те, которые идут от нашей

гордости и высокомерия, и те, которые на самом деле истинны. Пусть некоторые

из этих формул ложны -- несомненно то, что мы различаем и существуем в

подобных различениях. Акт постижения человеком самого себя имеет

предпосылкой противопоставление себя всему остальному сущему. Животное не

знает игры фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя

к воображаемой видимости. С точки зрения науки о поведении, специфически

человеческое в игре выявлено быть не может. Неотложной задачей философского

осмысления остается утверждение понятия игры, означающего основной феномен

нашего бытия, вопреки широкому и неясному использованию слова "игра" в

рамках зоологического исследования поведения. Задача эта тем неотложней, чем

обширнее материалы о психологии животных. То обстоятельство, что человек

нуждается в "антропологии", в понятийном самопонимании, что он живет с им

самим созданным образом самого себя, с видением своей задачи и определением

своего места, постоянно пеленгуя свое положение в космосе, что он может

понимать себя, лишь отделив себя от всех остальных областей сущего и в то же

время относя себя к совокупному целому, ко вселенной, уже само это есть

антропологический факт огромного значения.

У животного нет никакой "зоологии", и она ему не нужна, тем более --

как бы с противоположной стороны -- у него нет "антропологии". Конечно,

домашнее животное знает человека, собака -- своего хозяина, дикий зверь --

своего врага. Но подобное знание инакового сущего не составляет момента

самопознания. Антропология -- не какая-то случайная наука в длинном ряду

прочих человеческих наук. Никогда мы не становимся для себя "темой",

предметом обсуждения, как природное вещество, безжизненная материя,

растительное и животное царства. Человек действительно бесконечно

интересуется собой и именно ради себя исследует предметный мир. Всякое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: