Учебная практика входит в блок практики основной образовательной программы бакалавриата, и направлена на формирование практических навыков выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.
Содержание данной практики, в первую очередь, базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении предшествующих дисциплин: «Основы управления персоналом», «Основы теории управления», «Управление персоналом организации», «Экономика организации».
При освоении данной практики и для успешного ее прохождения необходимы следующие знания, умения и навыки обучающегося, приобретенные в результате освоения предшествующих частей основной образовательной программы.
Знания: специфики деятельности промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов, банков, страховых, торговых, инвестиционных и иных компаний, службы по труду и занятости, рекрутинговых агентств и других организаций, которые накопили значительный положительный опыт в управлении персоналом.
Умения: изучение различных систем управления в организации, особенностей управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности.
Владения: навыками анализа документов, характеризующих систему управления персоналом; методами анализа численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые учебной практикой: «Управление персоналом организации», «Экономика управления персоналом», «Кадровое консультирование».
3. Объём практики, ее продолжительность, содержание
Объем практики: 3 з.е.
Продолжительность: 2 недели/ 108 акад. часов
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы контроля | |||
консультации | самостоятельная работа | |||||
Подготовительный | 8 ч. | - | ||||
Экспериментальный | 10 ч. | 30 ч. | ||||
Обработка и анализ полученной информации | - | 40 ч. | ||||
Заключительный | 2 ч. | 18 ч. | отчет | |||
Итого | 20 ч. | 88 ч. |
Содержание учебной практики
1. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации предполагает изучение:
· общих сведений об организации (название, цель создания, организационно-правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития);
· видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
· производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
· организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
· технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
· ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;
· финансового положения (прибыль, рентабельность);
· взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);
· внешнеэкономическая деятельность;
· эффективность деятельности предприятия.
На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками фирмы необходимо выделить и назвать основные элементы внешней среды организации:
клиенты (потребители продукции и услуг);
поставщики (рынки ресурсов, в том числе и рынок труда);
конкуренты;
техника и технология;
государственные структуры;
общественные организации и группы.
По данным анкетирования сделать соответствующие выводы.
2. Анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени предполагает выполнение следующих работ:
· анализ численности работников по категориям (удельный вес отдельных категорий, качественный состав работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы) (табл. 2);
· изучение динамики численности персонала организации (динамика среднесписочной численности, уровень текучести кадров в целом и по отдельным категориям персонала, коэффициенты оборота по приему и увольнению, основные причины текучести);
· анализ высвобождения работников организации (объемы высвобождения, функции службы управления персоналом по трудоустройству высвобождаемых работников, взаимодействие со службами занятости через передаваемые и получаемые документы и информацию).
Таблица 1
Основные кадровые показатели в 2013-2015 годах
ПОКАЗАТЕЛЬ | 2015 г. в % к 2013 г. | |||
численность персонала | ||||
удельный вес рабочих | ||||
удельный вес АУП | ||||
удельный вес специалистов | ||||
удельный вес служащих | ||||
средний возраст работающих | ||||
движение кадров | ||||
коэффициент прибытия | ||||
коэффициент выбытия |
· изучение использования рабочего времени в организации за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года (баланс рабочего времени, средняя продолжительность рабочего дня, величина и причины целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, невыходы на работу);
· описание организационной структуры фирмы, предприятия, учреждения. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку.
Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации. После изучения штатного расписания:
· представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 3).
3. Изучение и анализ документов, характеризующих систему управления персоналом предполагает выполнение следующих работ:
· знакомство с работой отдела кадров, службы персонала, менеджера по персоналу, обратить внимание на кадровую документацию и отчетность;
Таблица 2
Характеристика структурных подразделений организации
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Кол-во сотрудников |
· изучение организационной структуры системы управления персоналом организации (состав подразделений и должностных лиц, их иерархическая структура, подчиненность, факторы, определяющие организационную структуру управления персоналом);
· проведение опроса специалистов фирмы (Приложение 5, 6), сделать вывод о состоянии системы управления персоналом;
· составление схемы организационной структуры управления персоналом, оценка ее рациональности, разработка предложений по ее совершенствованию;
· изучение функций отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе» (состав функций, их распределение между бюро, группами и работниками отдела, функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации);
· анализ функционального разделения труда с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций;
· изучение должностных инструкций работников отдела (наличие и качество должностных инструкций специалистов по управлению персоналом, их содержание, соответствие передовому опыту);
· анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом (количественный и качественный состав работников кадровой службы на основе штатного расписания и отчета организации по труду, наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должностные инструкции), состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения, состав и использование технических средств службы управления персоналом).