МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина»
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Факультет технологии и профессионально-педагогического образования
Кафедра изобразительного искусства и дизайна
ПРИНЯТО Ученым советом ФТиППО Протокол № 2 от 30 сентября 2014г. | УТВЕРЖДАЮ Проректор ______________ А.М. Беспалов «_2 _ » октября 2014г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.2 ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Изобразительное искусство
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Составитель: к. искусствоведения, доцент
________________Т.П.Алексеева
Бийск 2014
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (утвержден 22 декабря 2009 г. № 788), и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Изобразительное искусство), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 15 апреля 2014 г., протокол № 10).
Распределение по семестрам
Номер семестра | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем | В том числе | |||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | |||||||
Всего | Из них | |||||||
Лекции | Практ. | Лабораторн | ||||||
72 (2 з.ед.) | 26/0,7 | 46/1,3 | - | зачет | ||||
72 (2 з.ед.) | 26/1,5 | 19/0,5 | экзамен | |||||
36 (1 з.ед.) | 14/0,4 | 22/0,6 | - | зачет | ||||
36 (1 з.ед.) | 14/0,4 | 22/0,6 | - | зачет | ||||
216 (6 з.ед.) | 80/3 | 109/3 |
Программа обсуждена на заседании кафедры изобразительного искусства и дизайна
Протокол № 1 от 1 сентября 2014г.
Заведующий кафедрой ___________ Н.С. Мамырина
1. Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний в области истории искусств.
Задачи дисциплины. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе и с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности
- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
- популяризация художественных знаний в широких слоях общества.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «История изобразительного искусства» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла ООП (Б3.В.ОД.2).
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «История изобразительного искусства», являются:
- образование,
- социальная сфера,
- культура.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- обучение;
- воспитание;
- развитие;
- просвещение;
- образовательные системы.
Профильной для данной дисциплины является педагогическая, культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.
Для освоения дисциплины «История изобразительного искусства» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения культурологии, социологии, истории, философии.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения истории современного русского искусства, прохождения музейной практики, подготовки к деятельности по пропаганде и популяризации отечественного и мирового художественного наследия.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенции:
- владеет теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (СК-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства;
- основные факты и закономерности историко-художественных процессов Древнего мира, Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, отечественного искусства от эпохи Киевской Руси до современности;
- основные исторические стили, их характерные стилеобразующие свойства в архитектуре, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве;
- иллюстративный материал, отражающий мировое и отечественное художественное наследие в его вершинных достижениях;
- творчество выдающихся мастеров русского и зарубежного искусства, шедевры мирового и отечественного художественного наследия;
- проблемные вопросы отечественного искусства ХХ века;
- значение мирового и отечественного художественного наследия для современной культуры и искусства;
- специальные художественные термины по каждому разделу-модулю истории искусств, входящих в Учебный план;
уметь:
- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;
- ориентироваться в фундаментальных вопросах истории отечественного и зарубежного искусства;
- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы истории искусств;
- пользоваться специальной литературой по истории искусства (монографии, каталоги выставок, каталоги художественных музеев, материалы периодической печати, учебные пособия, архивные материалы и т.п.).
- самостоятельно оценивать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, делать собственные выводы;
- аргументировать свои оценки, свободно пользоваться специальной терминологией в докладах, выступлениях на конференциях, на экзаменах и зачетах;
- определять творчество выдающихся художников в историко-культурном контексте их времени;
- понимать образно-мировоззренческую основу стилей, направлений, тенденций в изобразительном искусстве и архитектуре, их историческую обусловленность;
- писать статьи аналитического, публицистического, искусствоведческого характера;
- владеть:
- основными понятиями, специальной терминологией в области истории искусств;
- методами популяризации эстетических знаний, творчества местных художников;
- приемами анализа художественных процессов разных исторических эпох;
- навыками описания и анализа конкретных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- практическими навыками в разработке докладов, лекций, сообщений по вопросам истории искусств;
- приемами полемики по проблемам современного отечественного искусства;
- методикой самостоятельной обработки разнообразных видов художественной информации и использования ее при выполнении курсовых и дипломных работ.