Отчет
По Общему психологическому практикуму
по теме:
МЕТОД балльных оценок
Студентка 3 курса в/о: Лисицына Валентина Сергеевна
Преподаватель: Сагова Зурида Айсовна
Москва 2013
Теоретическое введение и постановка проблемы
Для совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях преподавателям очень полезно проводить исследования оценок студентов тех дисциплин, которые они проходят по учебному плану. Эти оценки могут касаться самых разных аспектов дисциплин, например, их сложности для понимания, количества времени, затрачиваемого студентами на их освоение, успешности формирования преподавателями у студентов познавательной мотивации к их изучению и т.д. Полученная в результате этих исследований информация может быть использована как преподавателями в их последующей работе над методикой преподавания, так и при составлении учебного плана.
Очевидно, что это информация может представлять определённую ценность только в том случае, если она отражает общее мнение студентов. Поэтому одна из задач, возникающих при проведении подобных исследований, заключается в том, чтобы определить степень согласованности оценок, даваемых разными студентами. Если студентов являются достаточно высоко согласованными, то это означает, что они действительно отражают их общее мнение. При этом следует иметь ввиду, что это общее мнение может быть обусловлено самыми разными факторами, например, особенностями содержания оцениваемой учебной дисциплины, особенностями её преподавания, особенностями студенческой аудитории и др. Поэтому, для того, чтобы выявить влияние на оценки студентов каждого из возможных факторов, необходимо проведение дополнительных специальных исследований. Если же индивидуальные оценки оказываются несогласованными, то из этого следует, что у студентов нет единого мнения в отношении оцениваемых ими учебных дисциплин».
Общая характеристика изучаемого метода
Из всех методов психологических измерений, использующих оценочные суждения человека, процедура шкалирования (также известная как метод балльных оценок) наиболее популярна в силу своей простоты. Распространенность этого метода связана с прикладными разделами психологии, но не менее широко он используется и в академических исследованиях: психодиагностике при оценке различий испытуемых, или в психофизике при психологической оценке стимулов.
Разновидности метода балльных оценок делятся на пять больших классов: класс числовых методов, графических и шкалирование с использованием стандартов, кумулятивных и методов вынужденного выбора (Гилфорд, 1954). Из них первые три – наиболее часто встречаемые. Их мы и рассмотрим немного подробнее.
Графические шкалы
Самым распространенным типом шкалы балльных оценок является графическая шкала. В общем случае она представляет собой прямую линию, на которой определенным образом размечены признаки, характеризующие исследуемый класс объектов-стимулов. Линия может быть разделенной на отрезки или непрерывной. Она может быть расположена горизонтально или вертикально.
У графических шкал много достоинств и сравнительно мало недостатков. Среди наиболее существенных преимуществ — простота и легкая управляемость. Эти шкалы интересны и не требуют сильной дополнительной мотивации, процедура шкалирования быстро выполняется испытуемым, не требует от него числовых операций. Графическая шкала обеспечивает возможность такого точного различения, на которое испытуемый вообще способен, т.е. она может обладать "силой" шкалы интервалов или отношений, хотя чаще всего представляет собой шкалу порядка.
Числовое шкалирование (ранжирование)
В числовом методе построения шкалы испытуемому дается последовательность определенных чисел (баллов или рангов) и он приписывает каждому стимулу соответствующее число из ряда. Для испытуемого числовые шкалы — самые легкие по вынесению суждений, а для экспериментатора — самые простые с точки зрения обработки результатов. Эмпирическая проверка числовых балльных оценок на свойства шкалы интервалов и шкалы отношений сделана в ряде работ (Соколов и др., 1978; Ратанова, 1972).
Шкалирование по стандартной шкале
Особенность этого типа шкал состоит в том, что испытуемому предоставляется некоторый набор стандартов того же вида, что и оцениваемые стимулы. Лучшим примером такой шкалы служат шкалы для оценивания свойств почерка. При наличии шкалы стандартов новый образец почерка может быть легко уравнен с одним из стандартов или оценен как находящийся между двумя стандартами. Основное преимущество этих методов в том, что создаются более или менее постоянные эталоны, которые служат уже объективными вехами, помогая испытуемому стабилизировать оценки. Если есть хороший набор объективных стандартов, который широко применяется (как в случае шкал почерков), то метод шкалирования со стандартами имеет большое преимущество в стабильности результатов.