Комедия «Недоросль»
• Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)
• В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)
• Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)
• Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)
• Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)
• Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)
Ø Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)
Ø Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)
Ø Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)
Ø Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)
Ø Кем Софье приходится Стародум? (дядей)
Ø Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)
Ø Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)
Ø Как зовут жениха Софьи? (Милон)
Ø Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)
Ø Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)
Ø Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)
Каковы же проблемы комедии Фонвизина?
1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?
2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..
3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.
У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.
· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)
Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.
Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.
· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?
Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:
Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана.
Ø Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)
Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?
Ø Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)
Ø Сама она образованная или нет?
Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?
Другая проблема, поднятая автором, - это проблема крепостного права и дворянства
Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).
Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?
Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
Ø К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?(Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)
Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.
Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
Ø Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?
Ø Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?
Ø Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?
Ø Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми
Ø В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это
Ø Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?
Ø А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?
“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.
В литературе и искусстве существуют такие направления:
1. Классицизм
2. Сентиментализм
3. Романтизм
4. Реализм
5. Модернизм
Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке.
Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.
Принципы классицизма
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
Наследование античности как образцу
(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
Подражание “украшенной” природе
Главная категория – красота
Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.
Ø Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)
Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.
Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.
Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного языка
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа
“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны
“Низкие”: комедии, сатиры, басни
Смешивать жанры считалось недопустимым!
А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Ø Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)
Ø Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?
Ø - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)
Ø Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)
Ø Какие идеи они исповедуют?
Ø Есть ли в комедии единство времени?
Ø Соблюдается ли единство места?
Ø Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)
Ø Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?
Ø Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)
Ø А от каких канонов классицизма отходит писатель?
Ø 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)
Ø 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?
Ø 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?
Ø 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?
Ø 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?
Ø 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?
Обратимся теперь к вопросу создания комического
Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?
Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.
Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?
Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.
Ø “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)
Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.
Ø Докажите это примерами из комедии.
Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.
Ø Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”
Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?
Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.
Ø “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)
“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.
Ø Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
Ø Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?