Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.




Когнитивный диссонанс и его мотивационное значение. Экспериментальные исследования когнитивного диссонанса.

Существование диссонанса порождает стремление к тому, чтобы уменьшить, а если это возможно, то и полностью устранить диссонанс. Интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Другими словами, диссонанс действует ровно таким же образом, как мотив, потребность или напряженность. Наличие диссонанса приводит к действиям, направленным на его уменьшение, точно так же, как, например, чувство голода ведет к действиям, направленным на то, чтобы устранить его. Чем больше степень диссонанса, тем больше будет интенсивность действия, направленного на уменьшение диссонанса, и тем сильнее будет выражена склонность к избеганию любых ситуаций, которые могли бы увеличить степень диссонанса.
система знаний состоит из когн.элементов. эти элементы находятся в отношениях: консонанса, диссонанса, нерелевантных. 3способа редукции диссонанса: измен.поведенческих когнетивных элементов (перестать курить), изменение средовых к.э. (изменение мнения о полит.деятеле), добавление новых к.э. (найти инф.о том что курение не так уж вредно).

Наши поведение и чувства часто изменяются в соответствии с полученной новой информацией. Если человек выехал за город на пикник и заметил, что начинается дождь, он вполне может просто вернуться домой. Существует достаточно много людей, бесповоротно отказавшихся от табака, как только они узнали, что это очень вредно для здоровья.

 

13. Ожидание и ценность подкрепления как мотивационные переменные. Внешний и внутренний локус контроля.
ожидание – субъективное представление о том к какому подкреплению приведет данное поведение.
ценность подкрепления – это важность подкрепения.
величина силы ожидания основана на преидущем опыте (идти ли на вечеринку?-если я всегда там отрывалась,я поуду,если никогда то нет).
то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления. Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей. По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами
потенциал поведения это ожидания + ценности подкр.
Дальше. Локус контроля —свойство личности приписывать свои успехи внутренним (интернальный), либо внешним (экстернальный локус) факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году. Кто контолирует подкрепления в твоей жизни? Судьба или ты сам?
есть опросник Роттера. Интерналы лучше заботятся о своем здоровье, они предостерегаются. экстерналы скорее склонны к псих.растройствам (тревога выще,самооценка ниже).они и понятно, адаптация у эктерналов хуже. Интерналы действуют что бы исправить ситуацию они знают что могут что то изменить и поэтому они соц.более независимы.

 


14. Теоретические представления о мотивации в концепции А. Бандуры. Самоподкрепление и саморегуляция как мотивационные факторы. Понятие самоэффективности.
научение может проходить без реального подкрепения (косвенное подкрепение) – это научение через наюледение (подражание).
есть еще самоподкрепление это элемент теории саморегуляции и он основан на самостоятеьном оценивании своих поступков (имея внутренние стандарты ценности и дт и тп) и либо гордиться своими достяжениями либо чувствовать подавленность.
Саморегуляция это контролирование своего поведения посредствам представления его результатов. Образование связи между стим и реац оказывается под воздействием когниций.

самоэффективность – это представление о собственных возможностях (она основана на реальной эффективности по закону силы). У самоэ есть 3 характеристики:
*уровень (представление о сложности задачи). К экзамену подготовиться скорее нудно чем сложно
*сила (степень уверенности в выполнении) я точно к нему подготовлюсь
*обобщенность (широта диапозона задач с которыми я справлюсь) думаю я могу все, но еще не хочу

Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.

Для решения задач различной сложности суш оптимум мотивации, т.е. такой кровень мотивации, который максимально способствует решению задачи. Интересно, что уровень сложности задачи обратно связан с уровнем мотивации, те. Чем сложнее заача, тем меньшим ур м должен быть.

Эксперименты на крысах Йеркса и Додсона. Вырабатывали дифференцировку различной степени сложности, (т лаб. – на свет) в одном из рукавов ток в др возлюбленный. Если диффер.сложная то слабый ток более эффективен, если легкая, то наоборот. Вот
Исследования на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.

За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

 

16. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности.
Самодетерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека.
уровень самодетерм.зависит от обстановки в детстве (свобода – высок ур самод).
Человек может основываться на собственном автономном выборе - это внутренний локус контроля, на внешних требованиях или ожидаемой награде - это внешний локус или на невозможности достижения желаемого результата никаким путем - это безличный локус.
Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

 

Теперь об интересном. деятельность, мотивированная изнутри, прекращает быть таковой если ее подкрепляют извне. Эксперименты Деси с головоломками Сома (они всем нравятся) и деньгами. Итак 2 гр студентов, 3 серии по 1 часу. 1 серия вс весло решают головоломки внутр м. 2 серия – эксперимент гр платят доллор за реш, контр гр ничего. 3 серия свободное вр(Деси вышел и подглядывал), студенты могли делать что угодно, первые не реш головоломки, вторые(контр бедная гр) решала и радовалась. Мораль – любишь что то делать – делай безвозмездно. А если сухо, то внутр мотивация уменьшается, если умеется внешнее подкрепение.

При наличии внутр мотивации наблюдается тенденция к продолжению действия без подкрепления, выбо задачь оптимальной сложности (а не простых как в случае внеш м), способствует креативности, эврестические методы реш.

 

характеристики потока (внутр м): слияние дейст­вия и осознания, сосредоточение внимания на ограниченном поле стимулов, потеря «эго» или выход за его пределы, чувство власти и компетентности, ясные цели и быстрые обратные связи, аутотелическая природа.

21. Общая характеристика эмоциональной сферы психики. Определение эмоций. Связь эмоций с потребностями и деятельностью. Компоненты эмоционального процесса.

22. Выражение эмоций. Эволюционный подход к объяснению эмоциональной экспрессии. Результаты эмпирических исследований эмоциональной экспрессии.

23. Различение эмоциональных явлений по формально-динамическим характеристикам. Уровневые классификации эмоциональных явлений.

24. Основные подходы к различению эмоциональных явлений по модальности.

25. Понятие базовых эмоций и критерии их выделения. Теория базовых эмоций (С. Томкинс, Р. Плутчик, К. Изард).

26. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

27. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге и её экспериментальные проверки. Теория Кеннона-Барда.

28. Теория атрибуции возбуждения С. Шехтера и Дж. Сингера и её экспериментальные проверки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: